ВОПРОС 3. Предметное поле профессиональной психологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Какими проблемами – в пределах своего предмета – занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований. Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему: - Общий раздел. - Анатомия и физиология нервной системы. - Ощущения. - Характеристики сознания. - Познавательные процессы. - Аффективная сфера – чувства и эмоции. - Сознательное стремление и движение. - Высшие проявления разума. - Сон, состояние транса и патология. - Генетическая, социальная и индивидуальная психология. Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60-х гг. - Общий раздел. - Методология и методика. - Экспериментальная психология. - Физиологическая психология. - Психология животных. - Генетическая психология (психология развития). - Социальная психология. - Личность. - Клиническая психология. - Педагогическая психология. - Военная психология и отбор персонала. Представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.
Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г. 1. История и теория. 2. Методы исследований и статистика. 3. Поведение животных. 4. Сенсорные и моторные процессы. 5. Внимание и восприятие. 6. Нейронауки. 7. Нейропсихология. 8. Эмоции и мотивация. 9. Обусловливание и научение. 10. Память и познание. 11. Язык, речь и общение. 12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы. 13. Человеческий фактор и эргономика. 14. Стадии развития. 15. Процессы развития. 16. Психология образования. 17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия. 18. Социальная психология. 19. Социальные проблемы. 20. Половые различия. 21. Психология и право. 22. Кросскультурная психология. 23. Политическая психология. 24. Клиническая и консультационная психология. 25. Психология здоровья. 26. Психология как научная дисциплина. Создание единой классификации психологических дисциплин – задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов: 1. Общая психология; 2. Психология личности; 3. Социальная психология; 4. Политическая психология; 5. Психология менеджмента; 6. Организационная психология; 7. Юридическая психология; 8. Психология труда и инженерная психология; 9. Клиническая (медицинская) психология; 10. Психофизиология; 11. Специальная психология; 12. Психология развития и возрастная психология; 13. Педагогическая психология; 14. Психологическое консультирование. Поскольку в настоящее время нет единой общепринятой классификации отраслей психологии (или так называемых «психологических наук»), сначала рассмотрим их в некотором соответствии и с теми учебными дисциплинами, которые предусмотрены в учебном процессе при подготовке психолога.
Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально. Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Так, проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравнительной психологии и зоопсихологии (сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология – наука о психике животных; иногда их объединяют под приводившимся названием «эволюционная биопсихология»); закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом – в психологии развития; соотношение мозга и психики – в психофизиологии и нейропсихологии; проблемы аномального развития психики – в специальной психологии; закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп – в социальной психологии; закономерности трудовой деятельности – в психологии труда; индивидуально-психологические особенности человека – в дифференциальной психологии; закономерности обучения и воспитания, а также особенности педагогической деятельности – в педагогической психологии. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики. Так, в психологии развития (возрастной психологии) выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология). Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых; тифлопсихологию (психология слепых) сурдопсихологию (психология глухих).
Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей психологию групп, социальную психологию личности. Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе «человек-машина», авиационная психология, психология управления и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|