Инновационная деятельность.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.(Современный словарь иностранных языков) Инновационный процесс - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств. Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И.Пригожин) Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента. Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания. Нововведение - это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы. Различаются следующие новшества: - по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе); - по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов; радикальные – принципиально новые); - по масштабности (локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);
- по ресурсоемкости (объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения); - по уровню разработанности (полностью подготовленные – прошедшие апробации и недостаточно подготовленные новшества) (В.С. Лазарев) Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта. Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций. Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации. Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем (Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю): -инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы; -использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся; -внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы. К инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых. (А.Н. Тубельский) В качестве инновационной может рассматриваться школа, которая: - разрабатывает или реализует отличную от общепринятой в большинстве школ модель организации жизнедеятельности учащихся; -разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования; -разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога. Важнейшие составляющие педагогической инновации (П.Г.Щедровицкий):
-наличие соответствующего исследовательского компонента; -наличие соответствующего проектного компонента; -наличие соответствующего управленческого компонента. Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе. Псевдоновизна в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях: -в подстраивании нововведений под прежние отжившие нормы («приручение новшеств»); -в формальной смене названий и вывесок; -в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений; -в формальном привлечении в школу титулованных научных руководителей («заигрывании с научными структурами»); -в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб (методологических, социологических) и формальных экспертных советов. Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс: -изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы; -изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; -процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности; -изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ; -изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования; -изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; -изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены: - авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;
- экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях; - поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица». Инновации в области воспитания: Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде. - Инновационные программы воспитания: Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»; Целевые программы: «Здоровье»,»Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура». - Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей, - Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории. - Инновационные технологии воспитания: -национально-образовательные; - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы: -телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы); -информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека); -нестандартные технологии (импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон); -различные варианты школы полного дня; -создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; -социальное проектирование. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ
ИННОВАЦИИ
ИННОВАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|