Чувствительность и пороги.
Для возникновения ощущений необходимо, что бы раздражение достигло определенной силы. Например, если в стакан с водой насыпать немного сахара и попробовать. Если не сладко – сахара мало, сила раздражителя недостаточная. Досыпать еще сахара, пока не почувствуется вода сладковатой. Это – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Если опыт проводили несколько человек, может случиться, что один испытуемый сказал: «Сладко», а для других потребность добавить еще несколько крупинок. Это означает, что у первого более высокая чувствительность анализатора. Между абсолютной чувствительностью и ее порогом – обратная пропорциональная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность. Верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. За этим порогом свет уже ослепляет. Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений – это дифференциальный (различительный) порог чувствительности (порог различения). Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: от характера деятельности человека, его интересов, желаний, профессии, тренированности… Например, текстильщики различают до сорока оттенков черного цвета, а мы только 2-3. Виды ощущений. 1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. 2. Классификация по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют:
- дистантную - контактную рецепции Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку во внешней среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
- экстероцепцию (зрительные, слуховые, тактильные) - проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) - интероцепцию (ощущения голода, жажды) 5. По времени возникновения в ходе эволюции выделяют: древнюю и новую чувствительность. Дистантная считается новой по сравнению с контактной.
Зрительные ощущения. Орган чувств – глаза, колбочки – рецепторы, приспособленные к отражению цвета, а палочки – света. Выделяют 2 группы ощущений: ахроматические, отражающие переход от белого к черному, хроматические – отражают цветовую гамму с оттенками. В цветовых ощущениях выражен эмоциональный тон: теплые и холодные цвета. Цвет имеет биологический и психол. Смысл: черный – опасность, зеленый – жизнь, успокаивает, голубой – цвет открытого пространства, красный – возбуждение, тревога… Слуховые ощущения. Внешнее ухо собирает звуки, среднее передает их улитке. Различают 3 вида ощущений: речевые, музыкальные и шумы. А также 4 качества звука: силу (громкость-слабость), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса), длительность (время звучания). Слух к различению звука называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Способность к обучению ин. Языков определяется развившимся фонематическим слухом, который влияет на письменную речь. Музыкальный слух тоже социален, можно формировать. Шумы – мало социальны для человека. Они могут вызывать определенный эмоц. Настрой (шум дождя, ветра), служить сигналом опасности (шаги, шипение змеи). В школе шум влияет отрицательно, т.к. утомляет.
Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. Они отражают колебания упругой среды. Вибрационная чувствительность – самая древняя. Вибрации отражают все ткани организма. В профессиональном плане играет большую роль (например, являются сигналом неисправности машины), в жизни глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. Непродолжительные вибрации оказывают положительное влияние, длительные и интенсивные – утомляют и могут вызывать боль. Обонятельные. Частицы веществ, попадая в нос с воздухом, воздействуют на рецепторы. Они связаны с ориентировкой в пространстве у животных больше, чем у человека. Вкусовые. Возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Орган вкуса – язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. И комбинации этих ощущений, к которым присоединяются мускульные движения языка – возникает гамма ощущений. Вкусовые ощущения меняются в зависимости от потребности человека в пище. При голодании чувствительность повышается, при насыщении – понижается. Кожные. В коже имеется несколько анализаторных систем: - тактильная (прикосновения): ладонь, кончики пальцев, губы - температурная (ощущения холода, тепла) - болевая (расположена глубоко под кожей) Тактильная чувствительность + ощущения руки и мышц образуют осязание. Благодаря ему рука может отражать форму, расположение в пространстве. В болевых ощущениях отражается интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздейтсвия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму. Распределение температурных рецепторов на коже неравномерно: наиболее чувствительна к холоду спина, менее – грудь. Статические ощущения (гравитационные) – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Кинестезические ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях. Много двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке, губах, т.к. необходимо осуществлять точные рабочие и речевые движения. Органические ощущения расположены во внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство – самочувствие человека, а также чувство голода, жажды, боли.
Адаптация – это изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя. Выделяют 3 вида адаптации 1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянного раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз на коже вскоре не ощущается, или исчезают обонятельные ощущения после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. 2. Адаптация как притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при попадании из темной комнаты в освещенную, бываем сначала ослеплены и не различаем детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора падает, и мы видим нормально. Эти 2 вида называются негативной адаптацией, т.к. в результате их понижается чувствительность анализатора. 3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза в темноте. Этот вид называется позитивной адаптацией. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализаторного ощущения, характерного для другого анализатора. Часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, слуховые-вкусовые синестезии (при произнесении слова «лимон» во рту ощущаем кислоту); когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.
Восприятие (перцепция) Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Но в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие (В) – психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, явлений и ситуаций при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Без ощущений В. невозможно. Процесс В. протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (называем воспринимаемый предмет), чувствами (как-то относимся к воспринимаемому), волей (в определенной степени произвольно организуем процесс восприятия). Особенности восприятия: 1) Предметность – играет большую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки, например, могут выглядеть и восприниматься как сходные, но они будут «вести» себя различно. Т.е. мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике. 2) Целостность – в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств. 3) Структурность – мы воспринимаем структуру (строение) вещи в целом. 4) Константность – мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 5) Избирательность – мы воспринимаем то, что отвечает нашим интересам, взглядам, желаниям, потребностям, привычкам, накопленному опыту или профессиональным качествам. Например, слово «кисть» люди разных профессий могут воспринимать по-разному. 6) Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять – значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов. 7) Активность – восприятие активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета (движение руки при осязании, движение глаз при просматривании, мускульные движения языка при восприятии вкуса). 8) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Естественно, что один предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. В. зависит от прошлого опыта человека, чем богаче опыт, чем больше знаний, тем богаче восприятие человека, тем больше он видит в предмете. Содержание В. определяет поставленной задачей и мотивами деятельности человека. Например, слушая оркестр, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, но если поставим цель выделить звучание какого-либо инструмента, то звук этого инструмента станет на первый план и составит фигуру В., а все остальное станет фоном восприятия. Важным фактором, влияющим на процесс В., является установка субъекта. Установка – это состояние готовности. Существует много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, как комедии Гоголя «ревизор» при появлении Хлестакова в городе, где ожидали приезда высокопоставленного лица. Эмоции также могут изменять содержание восприятия.
Таким образом, В. – активный процесс, которым можно управлять. Классифицируется В., как ощущения, в зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии: зрительное В., слуховое, осязательное В., обонятельное, вкусовое, кинестетическое (восприятие движения). Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно возникают сложные виды В. Например, В. учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое В. Виды В.: В. пространства В. времени В. движения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|