Воля – психич. процесс, заключающийся в сознательном, активном регулировании человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внешних и внутренних трудностей.
Это особая форма активности человека. Она предполагает контроль и регулирование своего поведения, торможение других стремлений и побуждений для воплощения намеченных целей с целью удовлетворения потребностей. Проявление воли – значит осуществление человеком разных волевых действий, поступков. Воля имеет условно-рефлекторное происхождение. Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные включаются в уже выработанную программу действий. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то изменений в течение действия не происходит. Если поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменяется или практическая деятельность или предварительная программа. Волевая регуляция осуществляется в лобных долях коры головного мозга. В них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей ведет к абулии – безволию. Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости – это рабочий очаг в коре. Если человек выполняет физическое упражнение, то очаг располагается в двигательной области коры. Если рассматривает экспонаты выставки, то очаг располагается в зрительной области коры. Таким образом, сознательно управляемое поведение – это результат взаимодействия многих очень сложных мозговых физиологических процессов, а также воздействия внешней среды. Волевая деятельность человека протекает в виде волевого акта – осознание свободы осуществления действия – «могу поступить так, а могу иначе». Волевая деятельность полностью причинно обусловлена. Она обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей. Волевое действие всегда осуществляет человек как личность. Он сам определяет свой путь и судьбу.
Важное значение в формировании волевого акта имеет мотивационная сфера личности это совокупность желаний, побуждений, поступков и форм деятельности. Особенности данной сферы определяют направленность личности. Начало формирования воли – влечение. Влечения возникают на базе инстинктов – пищевого, оборонительного, полового… Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно называется «желание». Все действия делятся на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные волевые действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Произвольные действия предполагают осознание человеком цели и предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее осуществление. Различают простые и сложные волевые действия. Простые имеют 2 звена – постановку цели и исполнение. В сложном волевом действии существует 3 звена – 1) осознание цели, 2) планирование, 3) исполнение. 1) осознание цели. Мотивы поведения человека разнообразны. Ими могут быть материальные потребности – жажда, голод и духовные – общение с другими людьми, овладение знаниями. Зарождающиеся потребности отражаются в виде смутного влечения. По мере возрастания потребности и осознания ее влечение превращается в желание. Желать – значит суметь выразить то, что именно ты желаешь. Желание – это содержание потребности, которое может оказаться мотивом к действию. Желать – еще не значит действовать. Желать чего-либо – это, прежде всего, знать, что побуждает к действию. Прежде чем желание превращается в мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком. В ходе оценки мы приводим доводы «за» и «против». Мы как бы оглядываемся назад, снова осознаем, что же побуждает нас поставить перед собой данную цель, каковы наши желания. Мы взвешиваем условия, помогающие и мешающие осуществлению цели, в воображении забегаем вперед и мысленно представляем результат осуществления решения.
Во время осознания цели часто сталкиваются несовместимые мотивы. Столкновение противостоящих побуждений, между которыми нужно сделать выбор, называется борьбой мотивов. Борьба мотивов, с одной стороны, служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания и превращать их в цель. С другой, борьба мотивов показывает способность человека напрягаться, прилагать усилия, нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т.е. проявлять волю. В борьбе мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения. Принять решение и- это значит отграничить одно желание от других и сказать себе: «буду делать так, а не иначе». После принятия решения напряжение ослабевает, человек испытывает облегчение. 2) Планирование путей достижения поставленной задачи следует за принятием решения. Выбираются средства путей достижения намеченной цели. При выборе средств, как и при выборе цели, возможны трудности, переживаемые в виде напряжения. С одной стороны, трудности возникают из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам. С другой – другие пути бывают трудные, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Т.е. внутреннее напряжение создается из-за складывающейся конфликтной ситуации: человек понимает возможности легкого пути достижения цели и невозможности его принятия. 3) Исполнение. Когда намечены все средства достижения цели, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Поведение человека подчинено поставленной задаче и заранее спланированным способам действия. Но человек не только действует, он контролирует и корректирует свое поведение.
Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, люди, время, пространство или личное заболевание, недостаток знаний. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация разрешается либо последовательным движением к цели, следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, от волевого усилия, а итоге – от цели. Если человек прекращает стремления к цели из-за неспособности справиться с возникшим напряжением или останавливает деятельность без причин – это показатель слабости воли. Этапы волевого акта. 1. Возникновение побуждения и стремление ее достичь. 2. Осознание возможностей достижения цели. 3. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. 4. Борьба мотивов и выбор одного из них. 5. Принятие решения. 6. Осуществление принятого решения. 4 типа волевых поступков: 1) «положительно» нравственные мотивы реализуются в таких же поступках; 2) безнравственные мотивы, порождающие и безнравственные поступки; 3) исходя из «положительных» мотивов по разным причинам (неумение уважать других людей, их вкусы) совершаются безнравственные действия; 4) безнравственные мотивы ради безнравственных целей маскируются внешне положительными действиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|