Стадии горя, проявления, временной фактор
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ № 6 ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УХОД ЗА УМИРАЮЩИМ». ПЛАН. 1. Понятие о горевании, стадии переживания горя. 2. Психологическая помощь родителям, потерявшим детей. 3. Вопросы психологической помощи детям, потерявшим родителей. 4. Психологическая помощь длительно умирающим пациентам. 5. Психологическая помощь семье обреченного.
Понятие о горевании. Медперсоналу часто приходится иметь дело с пациентами, переживающими по поводу потери. Естественная реакция человека на потерю – чувство горя, горевание. Если пациент и его родственники не переживают горе в связи с потерей, у них могут возникнуть различные эмоциональные, психические и социальные проблемы. Чувство горя, горевание, помогает человеку адаптироваться к потере. Ситуации траура в наши дни — чрезвычайно часты, они возникают при множестве техногенных массовых катастроф, стихийных бедствий, криминальных и террористических актов, локальных войн и пр. К ситуациям траура чрезвычайно близки вопросы психологической помощи пострадавшим в массовых катастрофах. Такую помощь оказывают спасатели, которые не обязательно имеют высшее медицинское или психологическое образование. Представляем три аспекта проблемы: 1. Помощь в ситуации траура при неожиданной потере (пожар, самоубийство, исчезновение и пр.). 2. Помощь в ситуации ожидаемой потери (длительная неизлечимая болезнь). 3. Помощь родным при утрате детей и, с другой стороны, детям и подросткам, потерявшим родителей (одного или обоих). Задачей медработника является определение вида помощи, в которой лицо, испытывающее горе, нуждается, а именно: • Только в психологической помощи.
• В помощи психолога и психоневролога (при возникающих невротических расстройствах). • В помощи психиатра, а в дальнейшем психолога (при душевных расстройствах). Стадии горя, проявления, временной фактор
Вышеописанные стадии характеризуют так называемое «нормальное горе»; при этом основной является психологическая помощь. В то же время нередко, особенно в наши дни, наблюдается феномен патологического горя, близкого к душевному расстройству, когда требуется и медикаментозное вмешательство, и консультирование психоневролога или психиатра. «Патологическое горе» у близких развивается в ответ на внезапную, насильственную смерть или гибель, самоубийство, при конфликтах с умершим перед его «уходом» или при особой значимости умершего.
Типичным проявлением патологического горя является депрессия: либо с тяжело переживаемой «анестезией чувств» и апатией, либо с тревогой и возбуждением (ажитацией), либо с неадекватными самообвинениями и чувством малой собственной значимости. Наблюдаются и преувеличенное стремление к изоляции, а также суицидные мысли и намерения. Помимо депрессии, могут развиться и неистовая враждебность ко всем и всему или неистовое же погружение в работу («работоголизм»). Феномены «патологического горя» могут наблюдаться от нескольких недель до нескольких лет. В этих случаях необходимы медикаментозные вмешательства (антидепрессанты, седативные средства); психологическая помощь должна быть длительной и квалифицированной. Основной принцип психологического вмешательства в ситуации горя: помощь в завершении «работы скорби» (по 3. Фрейду); стремление не притуплять или приостанавливать тяжелые переживания, а дать им реализоваться, «отреагироваться» в течение необходимого времени. Человеку всегда полезно все выговорить об утрате; мнение «не бередить душу» является ошибочным. Следует уговаривать перенесшего утрату, что скорбь ни в коем случае не является слабостью. Если человеку не с кем выговориться или горем охвачена вся семья, помощь консультанта, человека со знаниями и опытом медицинского психолога, необходима. Необходимые моменты оказания психологической помощи: • Побуждение человека, находящегося в ситуации траура, к обсуждению его переживаний. • Не останавливать его рыданий. • Обеспечение присутствием группы людей, знавших умершего, постоянные, но ненавязчивые посещения. • Ненавязчивая и малозаметная опека. • Частые и короткие беседы. • Длительное наблюдение (учитывая возможность «отсроченных» реакций и возобновления депрессий в «значимые дни». • Не дискутировать с лицом в ситуации траура при его озлобленности (если дать такому человеку выговориться, озлобленность смягчается).
• Не противиться желанию «вернуть» умершего в фазе поиска. • Корректировать (осторожно!) неадекватное чувство вины, преувеличение значимости имеющих место конфликтов с умершим. 2. Психологическая помощь родителям, потерявшим детей, является весьма сложной и трудоемкой. У родителей весьма часты проявления «патологического горя», поскольку (по: Исаев Д. Н., 2004) потеря ребенка для родителей — потеря части себя. Нередко, наряду с психологом, в оказании помощи должны принимать участие психоневролог или психиатр (поскольку, особенно при неожиданной смерти, развиваются депрессии с идеями самообвинения). Острый период горя продолжается 3—4 месяца (сравнить с табл. 12.1), а оплакивание может продолжаться всю жизнь. Медработнику необходимо помнить, что родители в трауре нередко проявляют гневливость с упреками медперсоналу (далеко не всегда справедливыми), и поэтому ему следует соблюдать корректность и опровергать обвинения аргументирование и спокойно, с проявлениями уважения к близким «ушедшего». Тем не менее, принципы оказания психологической помощи родителям, потерявшим детей, остаются теми же, что и при других потерях. Необходимо помогать им освобождаться от чувства вины. Целесообразен повторный визит психоневролога или психолога к родителям через 4—6 недель после утраты. 3. Вопросы психологической помощи детям, потерявшим родителей или других членов семьи, являются наиболее сложными и требуют наиболее квалифицированного подхода. Прежде чем излагать принципы этой помощи (которая в то же время является сугубо индивидуальной), необходимо сказать об особенностях переживания горя у детей. Оно часто оценивается неправильно, если во главу угла берется только поведение ребенка, без учета его субъективных переживаний и отклонений в физическом самочувствии. Глубина, длительность, характер переживаний детей зависят от многих факторов, а именно: • Возраста ребенка.
• Состояния здоровья ребенка (наиболее тяжело протекает горе у детей с психической отягощенностью, органической неполноценностью, соматическими заболеваниями). • Вида утраты (родители, прародители, другие дети и т. д.). • Причины утраты (длительная болезнь, внезапная смерть, самоубийство, стихийное бедствие и т. д.). • Степени присутствия ребенка (был уведомлен, был очевидцем). • Эмоционального климата в семье (в том числе наличия предшествующего конфликта с умершим или не выполненных обещаний ему). • Степени психологической поддержки. У младенцев (до 2,5 лет) переживание горя уже имеет место. Оно проявляется тревожностью, выражающейся в нарушении сна и пищевого поведения. Первые неопределенные представления о смерти появляются в возрасте 1,5—2 лет. В возрасте 2,5—6 лет ребенок недолго сосредоточивается на потере. Однако, хоть он и возвращается к игре, переживания до этого могут быть у него глубоки, он испытывает страх быть брошенным и чувство беспомощности. Некоторые дети уверены, что умирают только «плохие», и рассматривают смерть как наказание. Продолжение привычной деятельности не есть отсутствие переживаний (Е. М. Черепанова). В возрасте 7—10 лет ребенок рассматривает смерть как окончательное, но не обязательное явление; также может рассматривать ее как наказание. Мышление его «магическое» — он отождествляет смерть с мифическими существами, сказочными персонажами. В то же время отмечается повышенный, даже болезненный интерес к смерти, она может восприниматься как предательство умершего. Так же как и взрослые, родственники умершего, дети могут переносить агрессию на медперсонал. Если умирает младший ребенок, к которому ранее проявлялась ревность, появляются двойственные чувствования: облегчение и ощущение вины. В возрасте 10-12 лет смерть воспринимается как естественное и неизбежное явление. Однако наблюдаются защитные реакции (шутки на тему смерти, ее высмеивание). В 12—18 лет реакция на утрату напоминает таковую у взрослых. В то же время у подростков после утраты может появиться повышенное стремление к реальным достижениям либо повышенная склонность к фантазированию (замещению утраты) Они могут испытывать повышенный интерес к теме бессмертия не обязательно в форме религиозных поисков. Наблюдается и бессознательная идентификация с умершим, и, если кто-то покончил самоубийством, у подростков имеет место повышенный риск суицида. Однако чаще всего подростки оказывают реальную помощь семье.
Читайте также: S: Заболевания, с которыми необходимо дифференцировать ВИЧ-инфекцию в стадии вторичных заболеваний по синдрому «Иммунодефицитное состояние» Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|