Связь психологи с другими науками
Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и закономерны. С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкретных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершенствовать их в интересах развития всего общества.
С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов. Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам. Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение. Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.
Психику традиционно характеризуют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Психика — это особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Иными словами, психическое отражение есть активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностями. Это субъективное, избирательное отражение объективного мира, поскольку оно принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует и зависит от субъективных особенностей.
Таким образом, психику можно определить как субъективное отражение объективной действительности в идеальных психических образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что только кажется, хотя это и не так в действительности. Можно сказать, что психика — не только отражение внешнего, но и внутреннего психологического мира человека. Это субъективный образ объективного мира, совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. Выделяют следующие функции психики: 1) отражение окружающего мира, в результате чего достигается ориентировка живого существа в окружающей среде, в на уровне человека достигается и познание существенных свойств, законов окружающего мира; 2) регуляция поведения, деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Психические свойства являются результатом нейрофизилогической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Хотя психика обусловлена деятельностью головного мозга, ее содержание производится не самим мозгом: источником психических процессов является внешний мир. Соотношение психических и нейрофизиологических мозговых процессов рассматривается в различных теориях.
Так, согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии, никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. В теории механического тождества, напротив, утверждается, что психические процессы по сути есть процессы физиологические, т.е. мозг «выделяет» психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории заключается в том, что психику отождествляют с нервными процессами и не видят качественных отличий между ними. Наконец, теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга или отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов. Иными словами, психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, как не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, т.е. при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и др.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Подводя итог, можно сказать, что психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: 1) внешний мир природа, её отражение
2) полноценная деятельность мозга 3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Т. Рибо. Антагонизм между вниманием и нормальным психическим состоянием. Понятие моноидеизма. Двигательный компонент внимания. Мимика. Естественное и искусственное внимание. Стадии формирования искусственного внимания. Ранние моторные теории внимания объединяет акцент на двигательной составляющей акта внимания, которая является результатом эволюционного отбора. Субъективное переживание внимания понимается в них как равноправная сторона физиологического процесса. Французский ученый Т.Рибо (1839-1916) – автор одной из первых моторных теорий внимания исходил из того, что внимание представляет собой эволюционно целесообразное, хотя и в некотором смысле экстраординарное состояние организма, в котором сочетаются кратковременная задержка всех физиологических процессов и субъективное переживание сосредоточенности на объекте. Состояние неподвижности, которое характеризует механизм внимания, по его мнению,противостоит нормальному течению жизненных процессов. Т. Рибо определяет внимание как временное единство сознания (умственный моноидеизм - господство одной идеи в сознании в противовес полиидеизму обычного состояния сознания), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Двигательные проявления внимания - это не его причины или следствия, но его равноправные элементы. Т. Рибо выделяет три вида физиологических элементов внимания: Сосудистые, Дыхательные,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|