Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы досуговой педагогики.




Понятие воспитательный процесс объемно и многогранно. Оно включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение обучающихся с педагогами, друг с другом, целенаправленную воспитательную работу (воспитательно-досуговые мероприятия).

Досуг по-гречески буквально означает «школа». Словом «досуг» обозначается широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют креативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил.

Другая её функция – развитие способностей и интересов детей.

Третья – свободное общение с интересными людьми. Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, ребенком занятий, форм отдыха.

Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Психологи утверждают, что реальным мотивом для посещения школы для большинства учащихся 7-8 классов выступает желание общаться с товарищами, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Все это они получают, занимаясь в учреждениях дополнительного образования, участвуя в воспитательно-досуговых мероприятиях.

Педагогически грамотно организованный досуг – это профилактика бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности.

При организации и проведении досуговых мероприятий педагог может занимать «скрытую педагогическую позицию» и оказывать психолого-педагогическое влияние на детский коллектив. Это достигается при условии, что педагоги обладают необходимым уровнем профессионализма и являются участниками коллективного взаимодействия.

В ходе мероприятия ребенок взаимодействует с товарищами, устанавливает дружеские связи, налаживает общение, что для ребенка крайне важно.

Праздничное мероприятие – это итог какой-либо деятельности. Оно становится кульминационным событием в системе воспитания. Праздник нельзя рассматривать как праздность. Это большое и важное дело, всегда коллективное и творческое.

Праздник – эффективная форма воспитательной работы с детьми. Праздник как форма проведения досуга ценен тем, что обеспечивает широкую возможность общения, сочетая массовое общение с личностным. Праздник сплачивает дружеское взаиморасположение, благотворно действует на всех и становится источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики. Праздник раскрывает творческий потенциал личности, реализует коммуникативные навыки, создает ситуацию успеха, которая способствует развитию задатков и способностей.

Одной из результативных форм учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования является игра. Каждый ребенок в независимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для участия в них. Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет право детей на игры.

Игры обуславливают физическое, эмоциональное и духовное развитие детей, способствует интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения. Игра относится к косвенному методу воспитания, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он является субъектом деятельности.

Игра – это средство, при использовании которого воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся субъективно-объективные взаимоотношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его ученические функции.

Игра – это путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно.

Философский словарь определяет игру как «непродуктивную деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе». Далее словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Все эти функции, казалось бы, свидетельствую о том, что игра свойственна прежде всего детям. Но всем известно, что люди взрослые тоже нередко играют, и отнюдь не только для забавы (возьмем, например, «деловые игры»). Не случайно же Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет».

Среди игр, которые особенно влияют на духовное, нравственное развитие личности, следует выделить ролевые игры. Все разновидности ролевой игры являются действенным средством развития личности, так как ролевая игра – это средство воздействия на личность в целом.

На заседаниях и сборах детского актива учреждения дополнительного образования можно проводить игровые тренинги – вид коллективной игры. Это система игровых упражнений по обучению общению. Цель его – психотерапевтическая. Установку в игровом упражнении дает руководитель. Ввиду того что у подростков возникает потребность в информации о своей личности, для них проводятся встречи с психологом, который организует «психологические игры». Цель игры-тренинга прямо формулируется участникам: например, научиться видеть и понимать других людей, видеть и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. Для педагога в этих играх важно стимулировать у детей осознания своих способов общения, своей позиции среди других.

Такие игры (типа «Интервью», «Мнение») проводятся сначала на сборах актива, а затем в объединениях и на массовых досуговых мероприятиях (дискотеках, тематических вечерах, выставках, концертах и т.д.). Участникам дается установка отвечать в любой степени откровенности: можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске» - отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое может снять психологический барьер.

В процессе таких игровых моментов в ходе массовых мероприятий между его участниками устанавливается доверительная атмосфера, налаживается контакт.

Если на занятии желательно, чтобы «интервьюирование» прошли все участники, то во время массовых мероприятий это необязательно.

В последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальные игры». Этот вид игры ставит под сомнение утверждение словаря о непродуктивности игры как вида деятельности. Конечно, никакого практического результата такая игра, казалось бы, тоже не имеет, и все-таки познавательный эффект интеллектуальных игр не стоит сбрасывать со счетов. Достаточно вспомнить, сколько интересных и полезных знаний мы почерпнули из программы «Что? Где? Когда?» или из «Брейн-ринга».

Интеллектуальная игра как форма проведения досуга вызывает у подростков большой интерес. Игра развивает навыки общения, так как одним из важнейших условий (помимо эрудиции, начитанности, широкого кругозора и хорошей памяти) является контактность игроков, их открытость, умение предлагать свои версии и быть внимательными к чужим.

Игра развивает нестандартность мышления, умение быстро и кратко излагать свои мысли, дает возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и разнообразных факультативов интеллектуальная игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник.

Любая игра становится воспитательным фактором при соблюдении ряда условий. Главное из них – это отношение к детям, которое осуществляется при помощи игровых приемов. «Педагоги обязаны уметь играть», - говорил А.С. Макаренко. В игре формируются два плана отношений педагога и детей: явный и скрытый. Явный план отношений – непосредственные действия, определенным способом оформленные (например, команды, рапорты, салюты и т.д.). Скрытый план отношений проявляется, когда свое мнение педагог умеет так донести до детей, что у них создается полная уверенность в том, что они сами это придумали. При этом педагогу необходим определенный артистизм. Педагог, встав в игровую позицию, усиливает свое внушающее воздействие на ребенка.

Неотъемлемая часть жизни ребенка – соревнование. Привычка соревноваться досталась нам от наших далёких предков, перешла через гены. Но соревнование среди зверей и состязание между людьми имеют лишь поверхностное сходство. Человеком правят не столько биологические инстинкты, сколько социальные мотивы. Человек не может развиваться, если не сравнивает себя с окружающими, в чем и насколько он сильнее, активнее, способнее. Значит соревнование – условие развития личности. Детям нужны самые разные соревнования: в силе и находчивости, в выносливости и речевом мастерстве, в упорстве и умении взаимодействовать, в скорости и владении различными инструментами и т.д.

Поэтому важную роль в работе учреждения дополнительного образования выполняют такие формы работы, как конкурсы, концерты, фестивали, выставки, соревнования.

Учитывая естественную потребность ребят в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового руководства, смекалки, физической силы и ловкости, художественных проявлениях учреждению дополнительного образования рекомендуется предоставлять обучающимися систему конкурсов и соревнований, которые дают возможность каждому ребенку занять лидирующее положение в какой-то деятельности.

Конкурсы и соревнования – не самоцель, а действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность ребенка, развить и выявить его творческие способности и дарования.

Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми.

В пособии «Досуг школьника» С.А. Шмаков представил совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Он пишет: «Методы – это то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы – «оружие» и «орудие» профессиональной работы».

С.А. Шмаков выделяет следующие славные методы досуговой педагогики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...