Методическое обеспечение учебного процесса в дополнительном образовании детей
Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса. Большинство методических материалов, используемых педагогами дополнительного образования, являются их авторскими материалами,так как индивидуальность образовательной программы требует специфического методического обеспечения.
Наглядность = Изоморфизм (похожесть, сходство) + Простота (доступность восприятия самого изображения). Наглядность облегчает постижение сходства и отличия (непохожести) объектов и явлений по: - внешним признакам, - внутреннему состоянию и внутренней связи, - внешней связи с другими объектами и явлениями. Виды наглядности: 1.Естественные или натуральные (ископаемые, гербарии, образцы горных пород, живые объекты, чучела, машины и их части, археологические находки и т.п.). 2. Объёмные (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов). 3. Схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, географические карты и др.). 4. Картинные и картинно-донамические (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты и др.). 5. Звуковые (аудиозаписи, радиопередачи). 6. Смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.). 7. Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал и др.).
8. Учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета для развития общего кругозора ребёнка и т.д.). Для полноценного выполнения своей дидактической роли наглядные пособия должны отвечать следующим требованиям: 1) должны быть безупречными в научном отношении; 2) должны соответствовать программе и конкретному учебному материалу; 3) должны отображать реальную действительность и помогать проникать в сущность изучаемого процесса, явления; 4) должны соответствовать возрастным особенностям детей; 5) должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям.
При организации учебного процесса в объединениях учреждения дополнительного образования детей необходимо, прежде всего, создать в учебном кабинете неформальную и удобную для занятий обстановку. Организация пространства учебного кабинета. Мебель.
Оборудование, пособия и другие, используемые на занятиях материалы.
Оформление кабинета.
Информация должна содержать: - полное название детского объединения;
- Ф.И.О. полностью педагога; - расписание работы детского объединения (дни и часы занятий). 2. Наличие информационного стенда в кабинете. Содержание информационного стенда: - списки учащихся по группам (в начале учебного года); - расписание занятий по группам; - план массовых мероприятий на месяц или другой период (собрания, концерты, конкурсы, экскурсии, вечера и т.д.); -правила для учащихся и родителей; - информация о последних достижениях детского коллектива и его отдельных воспитанников. 3. Оформление учебного кабинета должно включать: - материалы учебного характера – постоянные (те, которые всё время находятся в кабинете, так как имеют отношение ко всем разделам образовательной программы) и периодические (те, которыми пользуются педагог и учащиеся при изучении отдельных тем); - наиболее интересные материалы по профилю деятельности детского объединения; - материалы общеразвивающего характера(информация о смежных видах деятельности или в целом историко-культурная информация); - материалы, отражающие тематику данного учебного года. При оформлении кабинета следует также предусматривать место для учебных выставок детских творческих работ. Особое внимание необходимо уделить эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, соблюдению единого стиля. Нужно продумать и организацию подсобного помещения: в нём должны быть шкафы или стеллажи, где у педагога по определённой системе располагаются раздаточные и расходные материалы.
ПАМЯТКА Педагогу дополнительного образования По осуществлению педагогического анализа Анализ – необходимая часть работы педагога для отслеживания конкретных результатов на пути продвижения к цели, стоящей перед объединением. Анализировать и корректировать свою работу необходимо постоянно по мере выполнения задач, стоящих перед объединением. При этом анализ работы – это не просто перечень сделанного за год. Педагог должен задать себе несколько вопросов и найти на них ответы. Какие это вопросы? - Что было сделано за год? - Что не получалось и почему? - Как исправить положение дел в лучшую сторону? Анализ позволяет выделить проблемы, которые необходимо решить. Проблема – это разница между намеченным и реальным положением дел. А разрешение любой проблемы заключается в том, чтобы существующее сегодня положение дел приблизить к идеальному, обозначенному в целях работы объединения.
Анализируя состояние дел по тому или иному пункту этого документа, не ограничивайтесь простой констатацией «сделал – не сделал», «было – стало» и т.п. «Что сделал?», «Как сделал?», «Почему получилось или не получилось?», «Как сделать, чтобы было лучше?» - ответы на эти вопросы постоянно должны присутствовать при анализе. Кроме того, при анализе работы для выявления проблем необходимо ориентироваться на рекомендации современной научно-методической литературы – проведение анализа по «шагам», «от конца к началу», то есть от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы, к недостаткам образовательного процесса, а затем – к недостаткам условий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|