Методы и методика общей социально-культурной технологии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технологические основы социально-культурной деятельности Введение в технологический комплекс Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово-ритуальные формы.
Структура и функции социально-культурных технологий
Три основные группы 1. традиционные технологии, 2. элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой, 3. массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.
К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института: - социализирующую функцию, которая наиболее полно прояв - творческую функцию, реализуемую главным образом с по - коммуникативную функцию, характерную в первую очередь - рекреативную функцию. В процессе исторического развития социально-культурных
В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.
На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида нормативны и институциональные. К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих | технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности семьи Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному | объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, 0бразование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.
Критерий концептуальности технологии. требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять цслеполаганис, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов
Постоянно актуальным является критерий социально-психологической эффективности Требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения в учреждениях и организациях, обладающих статусом социально-культурного центра. Методы и методика общей социально-культурной технологии Необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками, Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.
К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы. В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких* основных понятий методики, как средства, формы и методы. К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, в первую очередь, в развивающей, информационно-просветительской деятельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, информационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные виды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т. д. На практике все названные средства используются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом. Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной
Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание), методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования) Значительная часть воспитательных и образовательных технологий, используемых социально-культурными институтами (учреждениями, службами, организациями), основываются на методе убеждения Для большинства социально-культурных технологий характерно постоянное использование и таких универсальных по своему комплексному психолого-педагогическому воздействию методов, как организация равноправного духовного контакта, создание воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.
Сама структура этой деятельности включает в себя следующие обязательные элементы: - заданные цели, представления о конечном результате (куль - заданный предмет социально-культурной деятельности, то - вещественные или невещественные средства труда, с помо - систему должностных (для профессионала) или заданных - систему прав; - производственную среду, предметные и социальные условия,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|