Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и методика общей социально-культурной технологии




СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологические основы социально-культурной деятельности

Введение в технологический комплекс

Примером первых в практике социально-культурной деятель­ности технологий могут служить наполненные глубоким социаль­ным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово-ритуальные формы.

 

Структура и функции социально-культурных технологий

 

Три основные группы

1. традиционные технологии,

2. элитарные техноло­гии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой,

3. массовые технологии, рассчитанные на массо­вые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

 

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно прояв­
ляется в педагогических технологиях воспитания образова--
ния, просвещения; '

- творческую функцию, реализуемую главным образом с по­
мощью технологий духовного производства, инновации, ин­
дивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь
для информационных и информационно-поисковых техноло­
гий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

В процессе исторического развития социально-культурных
технологии наряду с их основными, сущностными функциями
хронологически одновременно обнаруживали себя и их приклад­ные, социально востребованные и практически направленные функции.

 

В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней.

На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида нормативны и институциональные.

К нормативным мы относим социально-культурные техноло­гии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих | технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной со­циальной общности Они могут быть связаны, например, с со­блюдением определенных правил и традиций в культурном по­ведении или культурной деятельности семьи Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценности или потребности Масса нормативных социально-культурных технологий, например, постоянно ассо­циируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д

В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, кото­рые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-куль­турному институту, учреждению, центру или профессиональному | объединению людей, занимающихся конкретным видом соци­ально-культурной деятельности Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, 0бразование, спорт, армия, церковь, сеть средств массовой инфор­мации и коммуникации и другие.

 

Критерий концептуальности тех­нологии.

требования педагогической управляемости, дающего педагогу возможность осуществлять цслеполаганис, разработку и реализацию социально-культурного проекта, поэтапную диагностику, постоянное варьи­рование средствами и методами с целью коррекции результатов

Постоянно актуальным является критерий социально-психологической эффективности

Требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неодно­кратного их применения, повторения, воспроизведения в учрежде­ниях и организациях, обладающих статусом социально-культур­ного центра.

Методы и методика общей социально-культурной технологии

Необходимо иметь представление о сущности общей техноло­гии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функ­циональными, частными и отраслевыми методиками,

Общая технология охватывает основные закономерности раз­работки и использования средств, форм и методов в целом, наи­более типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

 

К ним относятся экономиче­ские, правовые, организационные, педагогические, психологиче­ские и социально-психологические методы.

В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом.

Принципиальное теоретическое и практическое значение име­ет выяснение таких* основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, в первую очередь, в развивающей, информационно-просветительской дея­тельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, ин­формационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репро­дукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные ви­ды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т. д. На практике все названные средства используются не изо­лированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познава­тельной, творческой, рекреативной

Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспи­тывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений.

В социально-культурных институтах используются просвети­тельные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убежде­ние, пример, поощрение и его антипод - порицание), методы ор­ганизации творческой деятельности (выдвижение творческой за­дачи, тренаж, организация творческого содружества и распределе­ния творческих обязанностей, налаживание творческого соревно­вания); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация иг­рового соревнования)

Значительная часть воспитательных и образовательных технологий, используемых социально-культурными институтами (учреждениями, службами, организациями), основываются на методе убеждения

Для большинства социально-культурных технологий харак­терно постоянное использование и таких универсальных по сво­ему комплексному психолого-педагогическому воздействию ме­тодов, как организация равноправного духовного контакта, созда­ние воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.

 

Сама структура этой деятельности включает в себя следую­щие обязательные элементы:

- заданные цели, представления о конечном результате (куль­
турном продукте или услугах);

- заданный предмет социально-культурной деятельности, то
есть систему взаимосвязанных признаков или свойств како­
го-либо социально-культурного объекта, явления, процесса,
которую необходимо изменить или преобразовать;

- вещественные или невещественные средства труда, с помо­
щью которых человек взаимодействует, работает с предме­
том социально-культурной деятельности;

- систему должностных (для профессионала) или заданных
(для любителя) производственных функций;

- систему прав;

- производственную среду, предметные и социальные условия,
необходимые для производства культурного продукта или услуг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...