Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы развития личности.




Тема 4. Концептуальные основы развития личности.

План лекционных занятий:

1. Факторы развития личности.

2. Закономерности и движущие силы развития личности.

 

Факторы развития личности.

Происходящие в современном обществе изменения обусловливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего мира, воспитания духовности, нравственности, формирования активной жизненной позиции.

Развитие личности – одна из основных категорий педагогики. Чтобы разобраться в сущности данной категории, необходимо соотнести ее с другими – образование, воспитание, социализация.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании). Функция образования заключается в передаче знаний, социального опыта, культуры, ценностей от поколения к поколению людей. При этом важен факт не просто передачи, но и некоторого приращения в процессе наследования, что является залогом развития человечества.

Воспитаниедеятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 Закона об образовании).

Таким образом, современное образование уже не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении. Воспитание есть процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника и является неотъемлемой составной частью образования.

Развитие – это изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под редакцией А. Кондакова (ФГОС второго поколения):

Развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, освоение человеком способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т.е. движущих причин совершающегося изменения.

Основные факторы развития человека можно разделить на три группы:

1. Внешние факторы развития:

• природная и социальная среда;

• целенаправленная деятельность общества и его институтов.

2. Внутренние факторы развития:

• индивидуальные психофизиологические особенности организма;

• наследственность и генетика.

3. Субъектные факторы развития:

• собственная активность человека, его духовность, способность к самосовершенствованию;

• самовоспитание.

Выделение социально-педагогического аспекта развития предполагает оценку факторов с точки зрения их возможной регулируемости, следовательно, они делятся на две условные группы.

1. Труднорегулируемые факторы развития:

• биологические: генетика, особенности здоровья и нервной системы человека и др.;

• социокультурные и социально-экономические реалии макро-, мезо- и микросоциума, среди которых – характер отношений, сложившийся образ жизнедеятельности, история и традиции семьи (этноса, поселения, страны), привычки и субъектный опыт человека и т.п.

Эти факторы во многом обусловливают содержание процессов развития ребенка, они изучаются и учитываются воспитателями.

2. Регулируемые факторы развития:

• социально-регулируемые (со стороны государства, отдельных социальных групп);

• педагогически-регулируемые (те механизмы, с помощью которых педагогика может влиять на развитие ребенка, – обучение и воспитание);

• саморегулируемые (самовоспитание человека, его сознательное самоизменение, имеющее просоциальный, асоциальный или антисоциальный характер).

Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, определяющий, каким образом он становится компетентным членом общества. В широком философском смысле слова термин "социализация" используется для обозначения процесса, в ходе которого человеческий индивид с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Социализация – это прежде всего обретение человеком способности выделять себя в качестве субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, овладение ценностями подлинно общечеловеческой культуры. Посредством этого он не только содействует поддержанию, сохранению и воспроизводству существующей социальной системы, но и ее изменению. При этом очевидно, что процесс вхождения человека в социум начинается с ознакомления с правилами, обычаями, нормами, принятыми моделями поведения в обществе в целом и в его отдельных группах. Разобравшись, человек начинает их повторять, воспроизводить и творчески реализовывать. Другими словами, механизм социализации состоит из взаимосвязанных процессов адаптации человека, его индивидуализации и интеграции в общество.

Если исходить из описанного, то ведущим признаком социализации становится самовыделение человека из себе подобных, т.е. становление и развитие человеческой субъектности. Таким образом, приходим к необходимости рассматривать социализацию как двусторонний процесс. Исходя из этого, можно дать следующее определение социализации.

Социализацияс одной стороны, процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его собственной деятельности, включения в социальную среду.

Социализация сопровождает развитие человека, но не идентична развитию. Оценка качества социализации личности учащихся, как и цель современного российского образования, может и должна проводиться только в парадигме личностно развивающего образования, в котором центральное место отводится личности школьника.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...