Факторы развития личности.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 4. Концептуальные основы развития личности. План лекционных занятий: 1. Факторы развития личности. 2. Закономерности и движущие силы развития личности.
Факторы развития личности. Происходящие в современном обществе изменения обусловливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего мира, воспитания духовности, нравственности, формирования активной жизненной позиции. Развитие личности – одна из основных категорий педагогики. Чтобы разобраться в сущности данной категории, необходимо соотнести ее с другими – образование, воспитание, социализация. Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании). Функция образования заключается в передаче знаний, социального опыта, культуры, ценностей от поколения к поколению людей. При этом важен факт не просто передачи, но и некоторого приращения в процессе наследования, что является залогом развития человечества. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 Закона об образовании).
Таким образом, современное образование уже не может изолироваться от воспитания, сконцентрировавшись только на обучении. Воспитание есть процесс и результат целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанника и является неотъемлемой составной частью образования. Развитие – это изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под редакцией А. Кондакова (ФГОС второго поколения): Развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, освоение человеком способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, т.е. движущих причин совершающегося изменения. Основные факторы развития человека можно разделить на три группы: 1. Внешние факторы развития: • природная и социальная среда; • целенаправленная деятельность общества и его институтов. 2. Внутренние факторы развития: • индивидуальные психофизиологические особенности организма; • наследственность и генетика. 3. Субъектные факторы развития: • собственная активность человека, его духовность, способность к самосовершенствованию; • самовоспитание. Выделение социально-педагогического аспекта развития предполагает оценку факторов с точки зрения их возможной регулируемости, следовательно, они делятся на две условные группы.
1. Труднорегулируемые факторы развития: • биологические: генетика, особенности здоровья и нервной системы человека и др.; • социокультурные и социально-экономические реалии макро-, мезо- и микросоциума, среди которых – характер отношений, сложившийся образ жизнедеятельности, история и традиции семьи (этноса, поселения, страны), привычки и субъектный опыт человека и т.п. Эти факторы во многом обусловливают содержание процессов развития ребенка, они изучаются и учитываются воспитателями. 2. Регулируемые факторы развития: • социально-регулируемые (со стороны государства, отдельных социальных групп); • педагогически-регулируемые (те механизмы, с помощью которых педагогика может влиять на развитие ребенка, – обучение и воспитание); • саморегулируемые (самовоспитание человека, его сознательное самоизменение, имеющее просоциальный, асоциальный или антисоциальный характер). Социализация – процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, определяющий, каким образом он становится компетентным членом общества. В широком философском смысле слова термин "социализация" используется для обозначения процесса, в ходе которого человеческий индивид с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Социализация – это прежде всего обретение человеком способности выделять себя в качестве субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, овладение ценностями подлинно общечеловеческой культуры. Посредством этого он не только содействует поддержанию, сохранению и воспроизводству существующей социальной системы, но и ее изменению. При этом очевидно, что процесс вхождения человека в социум начинается с ознакомления с правилами, обычаями, нормами, принятыми моделями поведения в обществе в целом и в его отдельных группах. Разобравшись, человек начинает их повторять, воспроизводить и творчески реализовывать. Другими словами, механизм социализации состоит из взаимосвязанных процессов адаптации человека, его индивидуализации и интеграции в общество. Если исходить из описанного, то ведущим признаком социализации становится самовыделение человека из себе подобных, т.е. становление и развитие человеческой субъектности. Таким образом, приходим к необходимости рассматривать социализацию как двусторонний процесс. Исходя из этого, можно дать следующее определение социализации.
Социализация – с одной стороны, процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его собственной деятельности, включения в социальную среду. Социализация сопровождает развитие человека, но не идентична развитию. Оценка качества социализации личности учащихся, как и цель современного российского образования, может и должна проводиться только в парадигме личностно развивающего образования, в котором центральное место отводится личности школьника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|