Закономерности и движущие силы развития личности
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Закономерности и движущие силы развития личности следунт выделять на основе понятия личности. «Личность, по определению Л.С. Выготского, - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений». Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и рождается в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей. С другой стороны, личность не статическая система, а социальный организм, находящийся в непрерывном изменении: в развитии или деградации. Источники ее развития находятся в социальной среде, под влиянием которой личность сталкивается с противоречиями и самосовершенствуется, преодолевая их. В целом процесс развития личности должен пониматься как процесс саморазвития – объективный и суверенный. Он не может по своей сути сводиться к формированию личности, например в образовательных учреждениях, так как в процессе формирования ученик выступает только объектом воздействий, в принципе лишаясь собственного механизма саморазвития из-за утраты своей субъектности. Результатом такого формирования в социализации неизбежно оказываются пассивность и безынициативность личности ученика, но, главное, его деятельность теряет для него всякий личностной смысл. В этой связи следует подчеркнуть, что признание в воспитании подобного формирующего подхода к воспитаннику в корне противоречит самой идее саморазвивающейся личности и в целом гуманистическому образованию.
Принципиальное значение в этой связи приобретает социализация, приводящая к интеграции человека в социальную систему на основе освоения личностью культуры общества. Интеграция личности в социальную систему приводит к тому, что в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности, поэтому необходимо учитывать двусторонний характер социализации личности (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, В.С. Мухина, В.А. Сластенин). Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных ценностей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс самореализации человека в обществе путем усвоения социального опыта (в первую очередь ценностей и соответствующих им компетентностей), присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, определении собственной позиции, неповторимой индивидуальности, носителя определенной культуры. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс самоопределения личности по культуре и в первую очередь этнической, в ходе которого происходит актуализация национальной системы социальных связей (ценностей) и отношений».
Таким образом, процесс социализации должен «охватывать две сферы ценностей, обеспечивающих полноценную социализацию личности – это 1) сфера самореализации личности и 2) сфера ее самоопределения; а ведущая роль в технологии должна отводиться аксиологическому методу». В целом соотношение личности и процесса ее социализации может быть представлено в виде схемы (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Схема соотношения развития личности и ее социализации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|