Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пять основных стратегий поведения




в конфликте (К. Томас)

 

Стратегия Действия
Соперничество Навязывание другой стороне выгодного для себя решения
Компромисс Завершение конфликта частичными уступками. Характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить
Приспособление Вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций
Уход от решения проблемы или избегание Переход после неудачных попыток реализации свои интересов с помощью активных стратегий к пассивной стратегии
Сотрудничество Стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения
   

Темы докладов

1. Методы и приёмы конструктивного взаимодействия.

2. Дискуссия как способ развития конструктивного взаимодействия младших школьников (разные виды дискуссий, правила проведения в начальных классах).

3. Диагностика межличностного взаимодействия младших школьников.

 

Практические задания

1. Составьте опорный конспект к вопросу «Особенности развития межличностного взаимодействия младших школьников в процессе учебной деятельности».

2.* Сделайте тематическую подборку статей по проблеме семинара (автор, название журнала, статьи с указанием года издания, номера журнала, страниц).

3. Поработайте с разными словарями (психологическим, философским, педагогическим, культурологическим). Выпишите из них определения понятий «конфликт», «взаимодействие», «эмпатия».

4.*Сделайте подборку конфликтных педагогических ситуаций из известных отечественных и зарубежных произведений педагогов либо фрагментов детских кинофильмов.

5.** Проведите исследование на тему «Конфликты в начальной школе» (опрос по выявлению частоты конфликтных ситуаций в школе и сферы возникновения либо по выявлению доминирующего типа конфликта в образовательной среде начальной школы).

Самостоятельная работа

(к выполнению минимальное обязательное кол-во заданий - 1)

1. Напишите рецензию к статьям.

Крылова М.А. Конфликт в учебном процессе: его проявления, причины и последствия // Инновации в образовании. 2013. №10. С. 109–116.

Пятаков Е. О технологии разбора и погашения конфликтов // Школьный психолог. 2011. №14. С. 27–32.

Антонова А. Конфликтное состояние педагога (арт-терапия) // Школьный психолог. 2011. № 1. С 42–43.

2. Найдите произведения, показывающие сложность и разные контексты современного детства, соотнесите литературные характеристики возраста с описанием в возрастной психологии (это могут быть произведения В. Тендрякова, В. Распутина, В. Драгунского, А. Герасимова, Ю. Гордер и др.).

3. Разберите педагогические ситуации, определите вид конфликта, источник возникновения конфликта и возможные способы разрешения.

«Телефон»

У Пети Иванова, ученика третьего класса пропал сотовый телефон. В момент обнаружения пропажи телефона в классе было трое учеников, которых Петя Иванов тут же обвинил в краже и набросился на них с грубыми обвинениями: «Воры!», «Верните мне мой телефон!». Услышав крики, в класс вошла учительница.

 

«Отметка»

Ученик второго класса очень эмоционально реагировал на оценивание его деятельности учителем, проявлял агрессию, когда получал не ту отметку либо оценку, на которую расчитывал. Так, в очередной раз, получив дневник с четвёркой, он бросил дневник на стол соседа и со слезами на глазах выбежал из класса.

 

«Домашняя работа»

Ученик 2-го класса Рустам не выполнял домашние задания дома, отставал в учёбе, отличался нарушениями в поведении, отвлекал учащихся на уроке. Однажды после контрольной работы учительница оставила его в классе для совместного выполнения домашнее задание. Одноклассники, посмеиваясь, уходили домой. Рустам просидев молча над книгой, отказываясь выполнять какие-либо действия, через 40 минут молчания швырнул портфель в другой конец класса и убежал.

 

 

Темы для дискуссии

1. Прочтите цитаты, заполните табл. 10.

Таблица 10

Пути разрешения педагогических конфликтов

 

    Цитата С чем согласен? С чем не согласен? Почему? Хотелось бы задать вопрос автору
1. «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (В. А. Сухомлинский)      
2. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры» (Г. Зиммель)      
3. «Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях». «…Наказание должно разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов» (А.С. Макаренко)      
«Вопрос дисциплины не стоит там и тогда, где присутствует Человек» (Н.Е. Щуркова)      

 

2. Как вы думаете насколько актуальны в современном начальном образовании данные высказывания?

Проверь себя

1. Кто из ниже перечисленных исследователей определяет конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины:

1) Л. Козер;

2) К. Левин;

3) М. Робер;

4) Ф. Тильман.

2. Педагогические конфликты, возникающие вследствие нежелания учеников учиться, называются:

1) организационные;

2) мотивационные;

3) взаимодействия;

4) лидерства.

3.По типу проявления выделяют виды педагогических конфликтов:

1) подлинный; 2) случайный; 3) смещенный 4) неверно приписанный; 5) скрытый; 6) ложный.

4. По направленности конфликты подразделяются на ______, возникающие между коллегами в учебном заведении или учащимися одного класса, группы, и ___________ – в диадах «педагог – учащийся», «администрация – педагог», «педагог – родитель».

5. Структурными компонентами педагогических конфликтов являются конфликтная ситуация, ____________, объект конфликта, _______________, ________________ и конфликтное взаимодействие.

6. Какие группы педагогических конфликтов выделяют?

7. Какие стадии протекания конфликта можно выделить?

8. Дайте характеристику способов разрешения конфликтной ситуации.

9. Опишите психологические закономерности осуществления посредничества в конфликте.


[1] Выдержки из учебного пособия: Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. Екатеринбург, 2013. С. 52 – 55.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...