Русско-китайская караванная торговля.
Несмотря на то, что Нерчинский договор давал русским купцам право приезжать и торговать в Китае, тем не менее, они постоянно наталкивались на противодействия маньчжурских властей. Это противодействие заставляло русское правительство время от времени посылать своих представителей, которым поручалось выяснение вопросов, связанных с препятствиями, чинимыми нормализации торговли, улаживание недоразумений. Правительство царя Петра 1 приняло решение о сосредоточении торговли с Китаем в своих руках. Ценнейшие виды пушнины - соболь и черно-бурая лисица - были объявлены товарами казенной монополии. Руководство русско-китайской торговлей и организация казенных караванов были возложены на Сибирский приказ. При организации караванов было установлено, что они должны направляться в Китай ежегодно, причем во избежание перебоев в момент пребывания одного каравана в Китае другой должен был уже подготовиться в Сибири. В конце 17, в начале 18 веков этот путь шел по Ангаре, Байкалу, Селенге до города Верхнеудинска, дальше - по Уде до Еравнинских озер, а оттуда по рекам Читинке и Шилке в Нерчинск, далее в Китай. Распродажа русских товаров, привезенных караваном, и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев. Стоимость казенных товаров, вывозимых из России караванами, быстро возрастала, особенно с 170б г., когда частная караванная торговля была запрещена. После запрещения русским правительством торговли в Пекине главным местом этой торговли становится монгольский город Урга (Улан-Батор), путь до которого из русского приграничного города Селенгинска занимал всего лишь 10-12 дней, тогда как на проезд до Пекина требовалось более трех месяцев.
Одним из существенных недостатков караванной казенной торговли было то, что она охватывала лишь небольшой круг товаров. Как правило, из России вывозилась пушнина, ввозились из Китая золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, дорогие шелковые ткани, и другие предметы роскоши, предназначенные для царского двора. Товары русского ремесла выделанные кожи, железные изделия, сукна, а также такие китайские товары, как хлопчатобумажные ткани, продовольствие, пользовавшиеся большим спросом со стороны населения Сибири, оставались объектами частнокупеческой торговли. По мере роста населения Сибири, порождавшего увеличенный спрос на китайские товары, материальная база для частной торговли расширялась. Частная торговля в Урге разрасталась весьма быстро. К этому времени Китай становился крупным мировым поставщиком чая, и китайское купечество было заинтересовано в русском рынке для этого товара. В России же чай потреблялся пока лишь местным населением Сибири и Прикаспия, спрос которого царскими чиновниками не учитывался, в результате чего казенные караваны чай не закупали. В 1725 г., после смерти Петра 1, в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским (Владиславичем). В результате двухлетних переговоров начавшихся в Пекине и продолжавшихся на границе, 20 августа 1727 года был подписан Буринский договор (трактат) об установлении границы вблизи Кяхты, и 21 октября 1727 г. - Кяхтинский договор (трактат), определивший политические и торговые отношения между двумя странами. Договор стал значительным событием в отношениях между Россией и Китаем. В нем был провозглашен мир между двумя народами, стремление жить в согласии и дружбе. Наряду с установлением границы в районе Кяхты и определением режима въезда и выезда по посольским купеческим делам в договоре много места было отведено торговым вопросам. В договоре предусматривалось, что русские караваны будут направляться в Пекин раз в три года.
Началось строительство города Троицкосавска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. После строительства Кяхты, значение Верхнеудинска как главного перевалочного и товарораспределительного центра сохранилось. Верхнеудинск стал одним из главных пунктов оптовой торговли товарами из Китая. Здесь взимались торговые пошлины, контролировалась вся торговля с Китаем и Монголией. Город стал торговым центром всего Западного Забайкалья. Казенная караванная торговля практиковалась в течении 60 лет. За это время в Китае было направлено из России 17 караванов. Караваны, курсировавшие между столицами обоих государств, способствовали установлению постоянных контактов между правительствами России и Китая, это давало возможность попутно с торговлей разрешать и политические вопросы. Караванная торговля не только создала благоприятные условия для постоянных торговых связей между Россией и Китаем, но и дала толчок развитию экономики обоих государств. После подписания Кяхтинского договора в истории русско-китайских отношений открылась новая яркая страница. Чай сделался одним из важнейших предметов торговли, «Чайным путем» был назван торговый путь из Китая в Россию, отправной точкой которого долгое время служила Кяхта. В конце 19 века К. Риттер писал: «Потребление чая, со времени одного столетия, открыло новую отрасль торговли, поддерживающую постоянное обращение караванов через Гоби....этот, вошедший повсеместно в ежедневную жизненную потребность горячий напиток изменил образ жизни стольких полу - и совершенно образованных, кочующих и оседлых народов». Так, к древнейшим маршрутам, соединившим с давних пор различные земли и цивилизации, добавился ещё один - чайный. Он пополнил список великих торговых путей: нефритового, шелкового, коричного, оловянного, соляного, винного, невольничьего, сыгравших важную роль в истории развития человечества и установлении культурных связей между народами.
Всеобщее распространение чая между «народами севера», постоянно сопротивлявшимися введению всех других китайских обычаев, само по себе «явление замечательное». Кроме отмеченной выше причины есть ещё три объяснения: 1 - физическая потребность жителей холодных безводных степей в согревающем, приятном, питательном напитке, 2 - сам этикет, отличающий церемонию чая, 3 - влияние философии даосизма и буддизма, приверженцы которого предписывалось употребление этого священного напитка всем народам, исповедующим буддизм. Чай появился в России спустя 200 лет после того, как в стране появилась водка, приобретшая за два столетия безраздельное положение основного, главного и непременно русского напитка. В качестве национального безалкогольного напитка к моменту появления чая в России уже более 8 веков существовал квас, с которым безуспешно боролся за первенство горячий московский безалкольный напиток - сбитень, распространенный с середины 14 века. С самого начала чай заявил о себе, как об элитарном напитке для аристократии, ибо его приобретение требовало не только затрат, но и специальных знаний для своего приготовления. Чай, доставляемый из Китая, и проделывавший длинный путь на яках, верблюдах, лошадях до Москвы, и превращался в весьма дорогостоящий товар, доступный как повседневный напиток лишь за царским и боярским столом. Но не смотря на все эти препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера на его пути к распространению в народе, он сумел превратиться в подлинно народный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в российском обществе. Россия стала самой «чаепотребляющей» страной мира. За первую половину 19 века ввоз чая через Кяхту возрос более чем в 6 раз. В результате к середине 19 века на его долю приходилось уже около 95% стоимости русского импорта через Кяхту. В экспорте чая в Россию, ставшую крупным потребителем китайского чая, был заинтересован и Китай. Интерес к русскому рынку особенно возрос после того, как Англия - главный импортер китайского чая - стала успешно развивать чайные плантации в Индии и на Цейлоне и в 60-ых годах начала вывозить из этих стран крупные
Через Кяхту китайские товары проникали не только в города Сибири и России, но в страны Ближнего Востока, в Западную Европу, Америку. Во 2 половине 18 века кяхтинский торг становится всё более известен. Транзит товаров через Кяхту приобрёл большое значение. Город полуофициально именовали «Российской столицей чая», «Золотыми воротами России», «Москвой на востоке». Во времена своего расцвета в Кяхте торговало около 100 купеческих домов, принадлежащих купцам - миллионерам, за что ее называли также единственным в то время в мире «Городом миллионеров». В городе развивалась не только торговля, большое развитие получили культура, искусства и наука. В истории города оставили яркий след многие известные деятели науки, культуры, общественной мысли. Большое влияние на русскую торговлю в Кяхте оказала Российско-Американская компания, которая получила от русского правительства большие привилегии. В её владения были переданы земли на Аляске, а также Курильские, Алеутские и другие острова Тихого океана. Компания получила разрешение на открытие новых земель, устройство там поселений и неограниченное ведение торговых дел. Российско-американская компания превратилась в основного поставщика в Кяхту бобров, морских котиков и другой ценной пушнины. Она явилась пионером по распространению китайских товаров в Северной части Американского материка. «Золотой век» Кяхты продолжался около 200 лет. Достигнув своего апогея к середине 19 века, торговля в Кяхте затем вступила в полосу кризиса. Установление морских торговых связей между Россией и Китаем через Одессу, Владивосток и Суэцкий канал, строительство Транссибирской железной дороги подорвали русско-китайскую торговлю через Кяхту. Многие кяхтинские и верхнеудинские купцы переехали в Санкт-Петербург и Москву, переведя туда свои капиталы. В настоящее время Кяхта – это один из малых городов России, сохранивших своеобразный облик старинного купеческого города. Ей присвоен статус «Исторического города России». В период оживленной торговли в Кяхте с нею были связаны купцы всех больших городов Сибири и Центральной России - московские, тюменские, казанские, томские, тобольские, енисейские. Главными пунктами, где сосредотачивались преимущественно оптовая продажа китайских товаров и производилась закупка товаров для обмена с китайцами с начала организации кяхтинской торговли, были Енисейская и Ирбитская ярмарки, являвшиеся в течении 17-18 веках важными торговыми центрами России. Во 2 половине 18 века Иркутская ярмарка стала важнейшим рынком для внутренней продажи китайских товаров. В конце царствования Екатерины II Ирбитскую ярмарку постепенно стала заменять ярмарка в Макарьеве, близ Нижнего Новгорода. Ярмарок с больших торговым оборотом было в России 20, со средним - 5; основную массу составляли малые ярмарки, их насчитывалось всего 96. На всю Россию гремели Ниджегородская, Тобольская, Тюменская, Иркутская ярмарки Сибири; большой торг производился в Нерчинске, Мангазее, Таре, Сургуте, Туруханске.
На протяжении 19 века Москва продолжала оставаться, хотя и не единственным, но доминирующим распределительным центром в Европейской части России. До 19 века в Петербурге был лишь один-единственный чайный магазин, в то время как в Москве в I647 r. только специализированных чайных магазинов насчитывалось свыше 100, а тайных и чаепитейных заведений было более 300. География «Чайного пути» весьма обширна и охватывает значительные территории Китая, Монголии, России и других стран. Протяженность сухопутного пути из Москвы (Россия) до Пекина (Китай) составляло по одним данным 8332 версты по другим 8839 верст без учета ответвления Иркутск - Аляска. Путь имел множество дорог, волоков, речных путей. Движение караванов из России в Китай и из Китая в Россию шло по пути: Москва, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома, Вологда, Великий Устюг, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Ишим, Тара, Сургут, Туруханск, Новосибирск, Красноярск, Мангазея, Канск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск, Селенгинск, Кяхта, Сайшана, Урга, Эрн-Хото, Калган, Пекин и другие города и поселки. Значение чайной торговли для народов Евразии было огромным. К. Риттер говорил: «Прибыль за целое столетие, которую получили соседние здесь между собой народы от возбуждения их промышленной деятельности и просвещения неисчислима. Установившийся же транзит главного товара-чая превратил степь Гоби в оживленную большую дорогу, а Урге и Кяхте для цивилизации народов по значению, которое они имели, предназначено быть всемирно-историческими городами». В настоящее время чай является наиболее часто употребляемым напитком. Все страны мира по потреблению чая условно подразделяются на «чайные» и «кофейные», при этом потребление чая превышает потребление кофе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|