Обоснование перспективности проекта
Международный туризма является одним из составляющих экономического роста. Туризм при этом выполняет роль не только стимула экономического развития, создающего эффект мультипликации, но является экономическим кластером, объединяющим туризм и ряд сопряженных с ним отраслей экономики. Развитие туристской индустрии сопровождается увеличением количества посещений, ростом валютных поступлений и инвестиций, формированием нового сегмента рынка услуг. По оценкам Всемирной туристской организации Азиатско-Тихоокеанский регион, к которому экономически тяготеют восточные регионы России, обладает наиболее высоким потенциалом развития международного туризма. Существенным фактором развития является привлекательность туристских ресурсов, природных условий, своеобразие культур народов, живущих на этой территории. Туризм на этой территории развивается очень динамично, в его развитие вовлекаются все большие материальные, культурные и духовные ресурсы, внедряются современные технологии обслуживания, совершенствуется его материальная база и инфраструктура. В то же время на фоне быстрого роста развития международного туризма, темпы развития въездного туризма России заметно снизились по сравнению с началом нынешнего тысячелетия. Снижение въездного туропотока связано с рядом причин, среди которых наиболее негативными являются: высокая цена туров при невысоком качестве услуг, дороговизна транспортных услуг, недостаток гостиниц туристского класса, проблемы, возникающие при переходе границы России, проблемы безопасности, а также негативный образ России как страны, малоблагоприятной для путешествий и отдыха, культивируемый в зарубежных СМИ.
В Байкальском регионе тенденция снижения туропотока в этот период не имела места. Здесь развитие туризма, в том числе въездного, имеет положительную динамику в течение 5 лет. Этому способствует несколько факторов, благотворно отражающихся на его развитии, таких как: рост популярности озера Байкал как перспективного туристского центра, территориальная близость к быстро растущему рынку туризма Китая и Монголии, наличие малоосвоенных, но достаточно ценных ресурсов туризма. Эту территорию правомерно рассматривать как регион, обладающий большим туристским потенциалом и бывшим до недавнего времени резервом для международного туризма в силу существовавших ограничений на посещение. Совокупность исторических событий, материальной и духовной культур народов, населяющих этот регион, составляет мощный пласт историко-культурных ресурсов туризма, который, тем не менее, используется не в полной мере. Развитие туризма в качестве экономического кластера сдерживается рядом негативных факторов, среди которых наиболее существенными является недостаток финансовых ресурсов, слабо развития материальная база и инфраструктура туризма, недостаток высококвалифицированных кадров, низкая конкурентоспособность туристского продукта. Эти факторы в определенной степени присущи многим регионам Сибири. При этом объемы обслуживания в выездном туризме часто сравнимы или даже превышают объемы обслуживания во внутреннем и въездном туризме, в результате чего вывоз денег из страны преобладает над их ввозом. Имеющиеся в регионах ресурсы туризма также используются не в полной мере. Определенную негативную роль играет отсутствие узнаваемого брэнда Сибири, который позволил бы увеличить посещаемость Сибирских регионов. Попытки создания отдельных брэндов для каждого региона до последнего времени не имели большого успеха. Каждый сибирский регион в отдельности, безусловно, обладает значительными ресурсами, представляющими интерес для путешественников, и предпринимает значительные усилия для привлечения туристов.
Это дает положительные результаты и вместе с тем порождает для туристов проблему выбора как региона для посещения, так и маршрута поездки, что объясняется наличием схожих природных условий и общей истории. Посещение же отдельно взятого региона Сибири для туриста равноценна по значимости посещению Сибири в целом, в связи с чем, вероятность повторного посещения данным туристом иных регионов в настоящее время Сибири весьма мала. Количество туристов, желающих ежегодно посещать различные регионы Сибири, в то время когда на рынке туризма количество интересных предложений непрерывно растет, пока невелико. Это делает малоэффективным создание множества программ, предусматривающих посещение отдельных регионов, так как не все регионы обладают равными условиями для развития туризма и обладают высокой привлекательностью для туристов. Сибирь до последнего времени рассматривалась как территория, обладающая крупными и малоосвоенными природными ресурсами, в связи с чем здесь в планах ее развития доминировал промышленный подход, который существует и в настоящее время. Для этого есть все основания, в то же время при данном подходе в полной мере не учитывался еще один ресурс развития, связанного с неистощительным, экологически безопасным их использованием. Это ресурс развития индустрии туризма и сферы услуг. Сибирь пока не в полной мере реализовала свой потенциал как перспективная территория туризма, недостаточное внимание при этом уделялось развитию материальной базы и инфраструктуры туризма, что в сочетании с недостатком опыта эффективного использования ресурсов в целях туризма, привело к появлению целого ряда типичных проблем. В течение последних лет ситуация начинает меняться, но темпы развития существенно отстают от потребностей. При этом сложившаяся ситуация, когда регионы Сибири вынуждены конкурировать между собой на рынке туризма и вкладывать значительные средства в продвижение собственных программ с целью привлечения туристов, не может считаться нормальной. Каждому региону в отдельности при этом приходится конкурировать не только с соседними регионами, но и с хорошо известными и посещаемыми туристскими регионами запада и востока России, такими как Москва, Санкт - Петербург, города «Золотого кольца России», Камчатка.
По этим причинам Сибирь как регион туризма пока не способна в полной мере конкурировать с известными международными и российскими центрами туризма. В то же время эта территория обладает колоссальными ресурсами развития туризма, на основе которых может быть создана крупная индустрия отдыха, ориентированная прежде всего на российский рынок и рынок стран Юго-Восточной Азии и Европы. Многие из стран, входящих в эти рынки испытывают проблемы, связанные с урбанизацией, перенаселением и сокращением ресурсов, необходимых для рекреации. Сибирь сравнительно мало освоена туристами, и здесь есть достаточно хорошие условия для создания множества туристских центров. Очевидно что больший эффект могут дать межрегиональные и международные партнерские программы, созданные с учетом выявленных в результате маркетинговых исследований интересов туристов. Оправданной может быть конкуренция не между регионами Сибири, а между развитыми центрами туризма и Сибирью, выступающей в качестве единого перспективного региона туризма. Консолидация сил на данном направлении может дать наибольшие положительные результаты. Конкурентоспособной Сибирь как регион туризма могут сделать туристские программы, позволяющие посетить наиболее интересные места этой обширной территории. При этом эти места должны обладать всем необходимым для организации полноценного отдыха, знакомства с историей и культурой края, за относительно короткое время. С точки зрения маркетинга целесообразно формирование предложений Сибири на рынке туристских услуг под единым брэндом, что не помешает использовать все ресурсы территории. Наоборот, его использование, и создание под этим брэндом нового туристского продукта на основе наиболее ценных ресурсов туризма, позволило бы в перспективе вовлекать в туристский оборот менее ценные ресурсы, малоизвестные и неизвестные на рынке туризма территории каждого региона Сибири.
В течение последних 10 лет попытки создания таковых программ и маршрутов были предприняты по инициативе ряда отечественных туроператоров. В частности были созданы туристские маршруты «Транссибирский экспресс», «Байкал-Хубсугул» и другие. В нескольких регионах Сибири действуют маршруты, охватывающие несколько сопредельных районов, в ряде случаев маршруты охватывают несколько сопредельных регионов. Эти маршруты позволяют туристам увидеть несколько регионов, множество городов и наиболее популярны у иностранных туристов. При этом железнодорожные маршруты Москва-Пекин, позволяющие в одной поездке увидеть две-три страны вызывают повышенный интерес туристов. Особое впечатление на них производят масштабы территории, разнообразие природных условий и культур. В то же время экскурсионные программы посещения регионов часто не объединены какой-либо общей темой, а отмеченное разнообразие само по себе не снижая познавательной ценности экскурсий, делает эти программы сложными для восприятия, в определенной мере калейдоскопичными, что снижает их качество. В итоге программы посещений часто оставляют впечатление искусственно придуманных идей, имеющих единственной целью - привлечение туристов и получение доходов, но недостаточно учитывающих познавательные интересы самих туристов. Известно, что интерес туристов к тому или другому центру туризма или стране в значительной мере обусловлен спецификой туристского продукта, предлагаемого данным центром или страной на рынке туризма. При этом за странами и регионами закрепляются брэнды, с помощью которых продвигаются либо отдельные ресурсы и услуги, либо их совокупность. К примеру: Греция-страна Эллады, Рим-столица Римской империи, Турция-страна древней истории, пляжного туризма и шопинга, Китай – страна древнейшей культуры, ушу и шопинга и так далее. Все более популярными становятся автобусные поездки по Европе, позволяющие посетить несколько стран, быстро развивает рынок автотуризма там, где для этого создаются условия. Интерес к этим поездкам обусловлен тесным переплетением историй этих стран, что создает возможность создания познавательных экскурсионных программ, имеющих обусловленную самой историей, а также транспортной схемой, логику построения туристских маршрутов и логику подачи экскурсионного материала. Существенным фактором, является также экономичность таковых поездок. Оптимальное сочетание цены и возможности динамичного и свободного перемещения по территории, а также достаточно полное удовлетворение разнообразных культурных интересов делает такие поездки достаточно востребованными.
Очевидно, что для Сибири такого рода маршруты – это наиболее перспективный путь создания конкурентоспособного туристского продукта, при этом не исключающий перспективностью работы по иным направлениям. Таковые маршруты целесообразно строить в форме тематических туров, позволяющих наиболее полно знакомить туристов с тем или иным периодом истории, природным, историко-культурными явлениями и феноменами. Природные условия и историко-культурное наследие Сибири позволяют предложить несколько тем, которые могут быть использованы для создания туристского продукта. К ним могут быть отнесены следующие темы: тема древних цивилизаций, тема великого переселения народов, тема монгольского завоевания, тема освоения Сибири русскими казаками, тема торговых путей, к которым принадлежит также «Чайный путь» и другие темы. Часть этих тем используется для разработки туристских программ, и этот опыт является достаточно успешным. При этом тема «Чайного пути» обладает определенными преимуществами, которые позволяют создать интересный и новый туристский продукт, и, кроме того, использовать маршрут «Чайного пути» как канву, объединяющую большое количество разнообразных программ, знакомящих с событиями истории, национальными культурами народов, современной жизнью. С этой целью могут быть созданы маршруты, позволяющие в кратковременной или длительной поездке посетить все достопримечательности, либо какую-то их часть по выбору туристов, а сам выбор предложений, связанных с темой «Чайного пути» может быть достаточно широк. Это не только узко обозначенная история чайной торговли, но и история российского купечества и меценатства, история дипломатических отношений России и Китая, история освоения Аляски, история строительства городов и духовных центров на «Чайном пути», разнообразие национальных культур народов, населяющих эту территорию. Очевидно, что в результате реализации проекта, сложившие и формирующие центры туризма Сибири могут получить значительные дополнительные выгоды, связанные с увеличением количества посетителей.
К преимуществам реализации данного проекта могут быть отнесено следующее: наличие большого литературного материала и памятников, связанных с историей пути; удобная транспортная схема и возможность создания разнообразных по продолжительности и использованию видов транспортных средств вариантов маршрута: авиационных, железнодорожных, автомобильных, водных, на гужевых и верховых животных, на специальных туристских транспортных средствах; географические ориентиры маршрута «Чайного пути», позволяющие формировать туропоток с привязкой к двум известным крупным туристским центрам Евразии: г.г. Москве и Пекину, а также новому, активно развивающемуся центу – г. Улан-Батор, что существенно облегчает задачу формирования этого туропотока; параллельное знакомство с развитой гастрономической культурой чая и связанными с ней национальными традициями, обрядностью, рецептами приготовления, фольклором, сопутствующими производствами; фактор исторической общности, связанный с тем, что маршрут «Чайного пути» охватывал множество регионов трех стран, что создает благоприятные предпосылки для развития международного сотрудничества; возможность привлечения к участию в проекте туроператоров многих стран, условно относящихся в «чайным», в которых потребление чая является традиционным и имеющим собственную историю; масштабность проекта, маршруты которого со временем могут охватить значительные территории, и создать новое направление в тематическом туризме; возможность создания фирменного туристского продукта, отличающегося ярко выраженной спецификой, насыщенностью туристских программ и особым колоритом. При этом исторический и современный аспекты темы обладают всеми атрибутами преемственности, что стимулирует дополнительный интерес у путешествующих по маршрутам «Чайного пути»; Тот факт, что географической территорией, на которой инициировано создание и развитие проекта является территория Бурятии, имеет свои обоснования. Именно здесь находится одна из ключевых точек на карте «Чайного пути» - город Кяхта, здесь сохранились традиции бурят-монгольской культуры потребления чая, здесь же находится озеро Байкал, которое само по себе является центром притяжения туристов.
Для того, что бы потенциал проекта мог быть реализован с максимальной пользой для развития туриндустрии стран-участниц проекта, необходимо создание эффективной организационной структуры, целью которой была бы координация развития проекта, вовлечение в проект новых участников, исследования рынка, развитие различных форм сотрудничества как межрегионального, так и международного, привлечение инвестиций. Представленные в Концепции предложения касаются: Вопроса о создании организационной структуры, способной реализовать потенциал проекта. Вопроса о создании и продвижении туристского продукта на «Чайном пути». Вопроса создания условий, благоприятствующих развитию индустрии туризма и привлечению капитала в создание объектов туризма на маршрутах «Чайного пути», облегчающих переход государственных границ стран-участниц проекта. Вопроса о расширении масштабов и интенсификации международного сотрудничества в сфере туризма, увеличении туропотока, получении больших экономических выгод и социально-культурных результатов от развития туризма. Обоснования необходимости развития международного туризма на «Чайном пути» на локальном Байкальском рынке туризма и использования программно-целевого метода.
Реализация целей концепции позволит начать масштабную работу по проекту, для чего необходимы согласованные действия, как на уровне органов государственной власти, так и на уровне турбизнеса. Совокупность крупных и в определенной мере уникальных природных и историко-культурных ресурсов Байкальского региона делает возможным создание здесь одного из основных туристских центров на маршруте «Чайного пути». Этому благоприятствуют следующие факторы: наличие уникального природного ресурса – озера Байкал; наличие исторического наследия, связанного с «Чайным путем»; сохранившееся культурное наследие народов, представленность в одном месте двух культурных и религиозных традиций – европейской и восточной; наличие экономических, культурных и этнических связей с Монголией и Китаем и успешно развивающееся сотрудничество с этими странами.
Цели проекта
В проекте выделены следующие основные цели: Создание нового крупного международного туристского направления с использованием в качестве его тематической основы историко-культурного наследия «Чайного пути». Использование возможностей туризма для сохранения памятников истории и культуры, и иных объектов. Увеличение темпов и масштабов развития международного туризма в странах-участницах проекта. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма и смежных с туризмом отраслях экономики, науке и культуре.
Задачи проекта Создание условий для участия в проекте всех заинтересованных организаций, развития между ними партнерских связей, развития корпоративных форм бизнеса. Создание нового конкурентоспособного туристского продукта, позволяющего более полно и успешно использовать туристский потенциал стран-участниц проекта Создание условий для упрощения перехода государственных границ, визового режима и практики туристского обмена. Привлечение бюджетного финансирования и инвестиций в развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, в сохранение объектов историко-культурного наследия. Для реализации целей и задач Концепции предлагается:
На 1 этапе:
1. Создать организационный комитет с участием заинтересованных организаций Республики Бурятия и Иркутской области, и поручить ему проведение всех мероприятий по развитию проекта до момента организации международного оргкомитета. 2. Предложить туристским фирмам Республики Бурятия и Иркутской области подготовить туристский продукт под названием «Чайный путь», которое в дальнейшем использовать как брэнд. 3. Подготовить предложения о сотрудничестве в рамках проекта «Чайный путь» для российских и зарубежных участников. Данные предложения направить в национальные туристские администрации, туристские ассоциации, туристские фирмы России, Монголии, Китая, США, и иных стран, проявивших интерес к проекту. При этом считать целособразным привлечение к участию в проекте Российского Союза Туриндустрии (РСТ), Азиатско-Тихоокеанской Ассоциации Туризма (ПАТА), Всемирной Туристской Организации (ВТО), и иных организаций. Использовать механизм ассоциативных связей для привлечения к участию в проекте крупных отечественных и зарубежных туроператоров, а также возможности самих этих ассоциаций и организаций. Принимая во внимание то, что одной из важнейших сторон проекта могут стать подпроекты и программы, связанные с сохранением природного и культурного наследия, считать целесообразным привлечение к работе над проектом ЮНЕСКО. Разработать условия, позволяющие потенциальным участникам проекта стать его официальными участниками. 4. Разработать программу развития туризма на «Чайном пути» и включить ее в Республиканскую целевую программу «Развитие туризма в Республике Бурятия» на 2007-2010 г.г. 5. Внести предложения по поддержке развития проекта в федеральную (ведомственную) программы развития туризма в Российской Федерации. Обратиться от имени Правительства Республики Бурятия в Правительство Российской Федерации с предложением признать работу по проекту «Чайный путь» одним из приоритетных направлений развития международного сотрудничества в туризме и оказании поддержки в реализации проекта. 6. Просить государственные органы регионов Российской Федерации, курирующие развитие туризма, внести пункты по поддержке развития проекта «Чайный путь» в региональные программы развития туризма, а также составить перечень памятников истории и культуры, связанных с действием «Чайного пути». 7. Подготовить рекламно-информационные материалы и организовать презентацию проекта на выставках в Москве, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Улан-Баторе, Пекине, Шанхае, Гуангжоу 8. Провести международную научно-практическую конференцию с участием организаций, подтвердивших свое участие в проекте, определить состав международного оргкомитета, разработать предложения для их внесения в Концепцию развития международного туризма на «Чайном пути» и программу сотрудничества. 9. Определить необходимость в создании и воссоздании на территории Республики Бурятия и Иркутской области объектов, связанных с «Чайным путем», определить потребность в инвестициях.
На 2 этапе:
1. Создать международный оргкомитет проекта, определить порядок его функционирования. 2. Доработать Концепцию развития международного туризма на «Чайном пути» и разработать программу сотрудничества. Придать данным документам статус официальных документов, определяющих цели и задачи стран-участниц проекта, а также официальных участников, формы и виды участия. 3. Обратиться от имени международного оргкомитета в правительства стран-участниц проекта с предложением о признании его в качестве международного проекта сотрудничества и заключении межправительственных соглашений, направленных на его поддержку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|