Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аллея сфинксов. XV—XIII вв. до н. э. Карнак.




В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, за­пряжённые в колесницы, мчатся га­лопом; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успе­вает схватить зубами утку, а лапа­ми — двух иволог. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стре­мление к изысканности. Больше вни­мания уделяется деталям: пышным

Храм Амона. XV—XIII вв. до н. э. Карнак.

Гипостильный зал. Фрагменты.

XV—XIII вв. до н. э.

Карнак.

Храм Амона. XV в. до н. э. Луксор.

Плакальщики. Рельеф из Мемфиса. Середина XIV в. до н. э Государственный музей изобразительных искусств, Москва.

одеждам, сложным причёскам, драго­ценностям. Удлинённые лёгкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены точёные профили. Минда­левидные глаза слегка прикрыты веками, что придаёт взгляду таинствен­ность (рельефы гробницы визира Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обо­гащается сочетанием розовато-фио­летовых, золотистых, голубых то­нов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реаль­ным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; сквозь прозрачные одежды просве­чивает тело; часто изображаются нагие молодые служанки, танцовщи­цы, музыкантши.

Высоким вкусом отмечены про­изведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложеч­ки для косметики, зеркала, коро­бочки) обычно украшались изобра­жениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на ар­фе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым уше'бти («ответчикам»). Это статуэт­ки из терракоты (пористой обож­жённой глины), фаянса, камня, дере­ва в форме мумий с открытыми головой и руками. Они изображали тех, кто отбывал за усопшего повин­ность в загробном мире.

 

Капители колонн.

Древнеегипетские колонны.

Папирусовидная. Лотосовидная.

Заросли папируса на Ниле. Фрагмент росписи. XIV в. до н. э. Государственные музеи, Берлин.

Охота в нильских зарослях. Роспись из гробницы в Фивах. XV—XIV вв. до н. э.

Британский музей, Лондон.

ЗАГРОБНЫЙ ПИР

Праздники древних египтян были связаны с религиозными культами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы бога­тых поместий любили собирать за пиршественным столом родствен­ников, друзей, именитых гостей. Рельефы и росписи гробниц позво­ляют представить, как происходили эти пиры. Произведениями настен­ной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Но­вого царства, датируемые XV в. до н. э., периодом XVIII династии. Согласно традиции, росписи расположены одна над другой гори­зонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жерт­венником, гости в креслах и на ци­новках, слуги, служанки, музыкан­ты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины — и господа, и слуги — занимают одну сторону росписей, женщины — дру­гую. Служанки — молодые, строй­ные и чаше всего обнажённые девушки — подают изящным еги­петским дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное

внимание живописца. Неподвиж­ность прямых фигур одних служа­нок помогает оценить непринуж­дённость движений других: они наклоняются так естественно, что чёрные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчёркивает­ся изящными позами. Фигуры за­слоняют друг друга, иногда изобра­жены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира можно увидеть изображение в необычном ракур­се — обнажённая служанка показа­на со спины.

Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты — мужчины и женщины — играют на арфах, мандолинах, двойных флей­тах, лирах и барабанах. На фраг­менте одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпани­руют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необыч­ную группу: вопреки канону две из них изображены в фас. Рядом тан­цуют две юные миниатюрные де­вушки, золотисто-смуглые тела ко­торых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на голо­вах у девушек диадемы. Одна де­вушка слегка заслоняет другую, их позы и жесты схожи, но, подчи­няясь монотонному ритму танца, направлены в разные стороны.

Не следует забывать, что изо­бражения подчинялись традиционным приёмам, религиозной симво­лике. Так, цветы лотоса в руках пи­рующих — не столько изысканное украшение праздника, сколько сим­вол, дарующий бессмертие.

Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общест­ва того времени, об идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоцен­ностями. На некоторых из них от­крытые, облегающие платья с брете­лями, напоминающие сарафан.

Мода менялась: ткани стали про­зрачными, струящимися, а одежда более просторной, со множеством складок. Причудливы сложные пари­ки до плеч из множества сплетённых косичек. Хлопотливые служанки во­дружают на них маленькие колпач­ки с ароматическими благовониями.

В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, би­рюзы, лазурита, яшмы, сердолика. Роскошные ювелирные изделия, как и всё искусство Древнего Египта, отличаются безупречным вкусом и чувством стиля. В обрамлении тя­жёлых париков, серёг, диадем; с контурной обводкой миндалевид­ных глаз, щеками и губами, трону­тыми краской, тонкие лица женщин, как и удлинённые пропорции их лёг­ких, словно неосязаемых тел, наде­лены непревзойдённой в Древнем мире таинственной прелестью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...