Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыканты и танцовщицы. Роспись из гробницы Небамуна в Фивах. Около 1400 г. до н. э.




Музыканты. Роспись из гробницы Нахта в Фивах.

XIV в. до н. э.

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД

В XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV (1368 — около 1351 гг. до н. э.) про­вёл религиозную реформу, оказав­шую существенное влияние на ис­кусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все многочисленные старые культы. Единственным и истинным богом был провозглашён Атон — само сияющее на небе солнце. Носитель великой животворной силы, Атон изображался в виде диска с исходя­щими от него лучами, которые за­вершались знаком жизни — анхом (крестом с петлёй в верхней части), и воспевался в ликующем гимне: «Утром ты озаряешь землю, прого­няешь мрак, посылаешь лучи света... Вся земля принимается за работу, деревья и травы зеленеют, птицы ле­тают в своих болотах, крылья их ве­личают дух твой... всё живёт, когда ты смотришь на нас...».

На шестом году царствования Аменхотеп IV, изменивший своё имя на Эхнатон (Полезный Атону), поки­нул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона), в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформато­ра принято условно обозначать как «амарнский период», а в искусстве -как амарнский стиль.

Ахетатон, открытый археологами в конце XIX в., строился из сырцо­вого (необожжённого) кирпича в короткие сроки. Город пересекала главная улица; в центре его находи­лись Большой дворец и храм Атона. В храме вместо традиционных ко­лоннад располагались большие, от­крытые солнцу дворы с жертвенни­ками. Парадную и жилую части Большого дворца соединял крытый висячий переход с «окном явле­ний», в котором по торжественным дням фараон представал перед сво­ими подданными. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рос­писи, рельефы с инкрустацией и по-

золотой. Особенно хороши были красочные росписи полов в царских жилых помещениях. Они изобража­ли бассейны с плавающими рыбами, заросли лотоса, цветущих растений. В зарослях летали птицы, порхали бабочки. В загородных усадьбах бла­гоухали тенистые сады, сулили про­хладу водоёмы. Устраивались в усадьбах и зверинцы.

После смерти Эхнатона (он умер в возрасте около тридцати восьми лет) его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, что­бы уничтожить память о фараоне-реформаторе. Под обломками зда­ний, гробниц и мастерских позже были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ре­месла. В них переданы лирические настроения, естественные челове­ческие чувства. Эти новые, некано­нические особенности отличают скульптурные изображения само­го Эхнатона, его супруги Не­фертити и их шести дочерей. На рельефах царица и царевны

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э. Египетский музей, Каир.

Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака. XIV в. до н. э.

Египетский музей, Каир.

Семья Эхнатона. Рельеф из Амарны. XIV в. до н. э.

Государственные музеи, Берлин.

Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. XIV в. до н. э.

Музей Ашмолеан, Оксфорд.

сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приё­ме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выез­дах на колесницах, за трапезой и от­дыхают вместе с ним. Фараон пред­стаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в мо­мент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь каса­ется руки жены — в традиции древ­неегипетского искусства уникален.

Из росписи парадного зала двор­ца в Ахетатоне лучше всего со­хранился фрагмент с двумя обна­жёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золо­тистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогатель­ны в своей наивной беззащитности.

Среди мастерских Ахетатона наи­более известна мастерская началь­ника скульпторов Тутмеса — по-ви­димому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие про­изведения погибли или сильно по­страдали. Ворвавшиеся в мастер­скую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Не­фертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Незавершённое изображение Не­фертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Порази­тельно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают неж­ность юного лица, словно тронуто-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...