Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формируя глобально-локальную культуру мира(грофф Л. , Смокер П. )




\\Peace and conflict studies, vol.3, #1, June 1996, pp.1-38.

Грофф Линда, Смокер Пол - США

Последние годы термин "культура мира" становится все более популярным благодаря ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по культуре, науке и образованию), однако пока не выработана более-менее четкая трактовка этого термина. Существуют различные подходы в интерпретации этого термина, некоторые из них мы рассмотрим в данной статье. Должна ли это быть "культура мира" - общая для всех стран концепция или "культура мира", присущая отдельно взятому народу? Или данный термин можно трактовать более плюралистично, как "культуры мира", тем самым отражая ту часть существующего определения ЮНЕСКО что "культура мира" не может быть импортирована или навязана со стороны, а должна получить развитие изнутри самой культуры народа?

Какое бы определение "культуры мира" ни использовалось бы, важно учитывать, что культура имеет локальный или микро-уровень, глобальный или макро-уровень, например, Запад и Восток. Существует множество различных культурных традиций, которые необходимо включить в концепцию "культура мира".

Также важно различать вопрос мира внутри культуры и между культурами. С позиции системного подхода различные определения "культуры мира" должны быть применимы как внутри, так и между системами, принадлежать и локальным частям, и глобальному целому.

Проблема определения значения термина "культура(ы) мира" осложняется различными трактовками двух ключевых элементов - "культуры" и "мира". После рассмотрения различных определений "культуры", и эволюции шести различных перспектив мира (основываясь на западных исследованиях), в статье будут также рассмотрены шесть теорий культуры мира, шесть перспектив ненасилия, относительно мира в каждой из этих шести областей, деятельности международных и национальных НПО в каждой из этих областей, возможных международных и национальных систем раннего предупреждения конфликтов для выявления негативного развития в каждой из этих сфер и важности развития позитивного, многокультурного видения этих шести типов мира, который мы можем сформировать в грядущем столетии. Статья включает обсуждение всех перечисленных тем.

***

Существует множество различных определений культуры, некоторые из них будут рассмотрены. Во-первых, существует узкая и широкая трактовка культуры.

Узкое определение сфокусировано на искусствах: литературе, поэзии, музыке, театре, живописи, танце, и т.д. Широкое определение, которое используется в антропологии и областях межкультурного общения, включает все наше поведение, приобретенное в обществе. Приведем одно из антропологических определений культуры: "приобретенное, принятое, стереотипизированное поведение, отраженное в технологии\орудиях труда, социальных организациях (включая экономические, политические, социальные, религиозные, образовательные, семейные и др. организации) и в идеях\верованиях". Ключевой момент - культура является не врожденной, а тем, что приобретается после рождения, в течение жизни, и передается из поколения в поколение. Культура также является общей для группы людей на определенной территории, а все различные аспекты культуры индивида должны вписываться в общую модель.

Приведем другое определение культуры: "культура это то, что придает жизни смысл". Третье определение культуры дается через более глубокие, скрытые уровни смысла, в дополнение к поверхностным, более явным значениям. Здесь культура определяется как "общие символы, ритуалы и фигуры героев, разделяемые группой людей, основанные на системе ценностей и скрытых предположений о реальности".

Термин "мир" также как и термин "культура" имеет широкий спектр определений. В этом разделе рассматриваются шесть широких категорий понимания мира, сформировавшихся исторически в рамках западной традиции исследований мира, в частности за последние пятьдесят лет (после II мировой войны). Эти шесть категорий примерно соответствуют эволюции по этой проблеме в западных исследованиях. Это не означает, что все исследователи придерживались ранее одной т.зр., сейчас другой, что сегодня большинство исследователей в этой области принимают шестую категорию: целостную парадигму внутреннего и внешнего мира. Наоборот, эволюция состояла в движении от понимания мира как отсутствия войны к осознанию более целостной точки зрения.

 

Этапы эволюции этого понятия включают следующее:

А. Мир как отсутствие войны. Следует отметить, что все представленные здесь шесть определений мира предполагают отсутствие войны как необходимое условие для мира. Вместе с тем, первая перспектива, мир как отсутствие войны, относится к насильственным конфликтам между государствами и внутри государств - война и гражданская война. Это понимание мира до сих пор широко бытует в массовом сознании и среди политиков. В некоторых случаях с этим можно поспорить, хотя это остается законной целью, пока продолжается кровопролитный конфликт.

Б. Мир как баланс сил в международной системе. Квинси Райт [1] модифицировал идею мира как отсутствия войны в трактовку мира как динамического баланса, включающего политические, социальные, культурные и технологические факторы; а война - следствие нарушения этого баланса. Райт утверждал, что подобный баланс сил существовал в международной системе, определенный для него через всеобщую модель отношений как между, так и внутри государств. Его модель предполагала, что любое значительное изменение одного из факторов повлечет за собой соответствующие изменения других факторов для сохранения баланса. Например, Роберт Оппенгеймер - непонятый "отец атомной бомбы" - принял точку зрения Райта, когда настаивал на продолжении разработки бомбы, для того, чтобы были созданы глобальные политические институты (ООН) для обеспечения контроля новой глобальной военной технологии.

В. Мир как негативный мир (отсутствие войны) и позитивный мир (отсутствие структурного насилия) Галтунг дальше развил теорию Райта, используя категории "негативного мира" и "позитивного мира", впервые введенные Райтом 28 лет назад [2]. Галтунг развил третью позицию и оспаривал, что негативный мир это отсутствие войны, а позитивный мир - отсутствие "структурного насилия", концепция, определяемая с подхода количества смертей, которых можно было избежать. Иными словами, если люди умирают от голода, когда в мире есть возможность их накормить, или умирают от болезней, когда имеются необходимые лекарства, то тогда мы можем говорить о существовании структурного насилия, поскольку альтернативные структуры теоретически могут предотвратить эти смерти. Мир в этой трактовке включает как позитивный, так и негативный мир. Модель Галтунга (в дополнение к анализу на внутри/межгосударственном и международном уровне) включает глобальный уровень анализа, например, глобальной экономики, находящейся под влиянием транснациональных корпораций (ТНК).

Г. Феминистский мир: макро и микро - уровни мира. В течение 1970-80-х гг. в рамках феминистского направления была разработана четвертая концепция исследований мира, которая расширила понимание негативного и позитивного мира до личностного уровня [3]. Новое определение мира предполагало не только исключение организованного насилия на макро-уровне (например, война), но и неорганизованное насилие на микро-уровне (надругательства на войне или домашнее насилие). К тому же, концепция структурного насилия подобным образом была распространена на индивидуальные, микро и макро-уровневые структуры, причиняющие вред или дискриминирующие отдельных индивидов или группы. Получалось, что феминистская модель мира включала в себя в широком смысле все виды насилия над людьми от индивидуального до глобального уровня, доказывая, что это является необходимым условием для мирного существования планеты.

Д. Целостный мир Гайя: мир с окружающим миром. В 1990-х годах оформились два вида теорий целостного мира [4]. Здесь, как и в феминистской модели, мир между людьми рассматривается на всех уровнях анализа - от личностного уровня до глобального. Теория мира Гайя придает большое значение отношению людей к биосистемам - анализ на уровне отношения к окружающей среде. Мир с окружающей средой рассматривается как центральный пункт этой теории мира, в которой человек является одним из многих живых существ, населяющих Землю, а судьба планеты представляется самой важной целью. Этот вид теории целостного мира не имеет духовного измерения, мир в нем определяется с учетом всех форм физического насилия над людьми и окружающей средой.

Е. Целостный внутренний и внешний мир. Шестая теория мира отводит главное значение внутренним, эзотерическим (духовным) аспектам мира. Эта теория мира, основанная на духовности, фокусируется на внутреннем мире, полагая, что все аспекты внешнего мира, от индивидуального уровня до уровня окружающей среды, должны быть основаны на внутреннем мире. В дополнение к отношениям людей друг с другом и с миром, включая окружающую среду, к теории мира Гайя добавляется духовное измерение. Это измерение по разному определяется исследователями мира в зависимости от их культурной среды. Эта новая парадигма в исследовании мира резонирует с мировыми духовными и религиозными традициями.

Приведенные выше теории иллюстрируют ряд важных изменений в концепции мира в западных исследованиях происшедшие за последние 50 лет. Идея, что мир может быть определен единственным фактором, "отсутствием войны", была заменена в последующих теориях мира многофакторностью, включающей такие требования, как отсутствие структурного насилия или мир с окружающей средой.

Хотя отсутствие войны остается необходимым условием для всех определений мира, оно все же не всегда является достаточным в большинстве формулировок мира. В то же время, произошел сдвиг от включения просто государственного уровня анализа определений мира как отсутствия войны к теориям мира, включающим в себя многоуровневый анализ от индивидуального уровня до уровню окружающей среды. Как следствие, многофакторные и многоуровневые концепции мира значительно более сложные, чем простые теории "отсутствия войны".

Два других важных вопроса эволюции западной концепции мира относятся к различным интерпретациям "позитивного мира" и "ненасилия". Здесь необходимо остановиться на рассмотрении эволюции от негативной к позитивной точке зрения на мир, включая эволюцию самой концепции "позитивного мира".

Шмидт в своем критическом марксистском анализе "Политика и исследования мира" (1968) утверждал, что позитивные концепции мира обречены на неудачу, потому что невозможно исследователям по проблемам мира достичь согласия по вопросу положительного видения мира. Он выдвинул идею, что ученые могут прийти к согласию только по пунктам, против которых они выступают: война, голод, бедность. Статья Шмидта была, возможно, главным стимулом для ответа Галтунга в 1969, в котором он пересмотрел концепцию "позитивного мира", выдвинутую Квинси Райтом, чтобы обозначить отсутствие "структурного насилия" - социальных, политических и экономических структур, повинных в смертях людей, которые можно было избежать путем предупреждения голода и излечения болезней. Позитивная концепция мира Галтунга - отсутствие структурного насилия, подобно его негативной концепции - отсутствие войны, не включала внутреннего или духовного измерения. По его теории, и тот и другой мир имел место во внешнем мире, а позитивный мир - функция социальных структур.

Феминистская теория, четвертая по счету в нашем перечислении, расширила концепцию позитивного мира, чтобы включив микро-структуры, такие как семья, и макро-структуры Галтунга.

Появление целостной парадигмы мира в исследованиях (с духовными или\и категориями окружающей среды) ознаменовалось повышенным интересом к позитивной концепции мира. Частично это объясняется пониманием того, что независимо от нашей национальности, культуры и религиозных традиций мы все взаимосвязаны и взаимозависимы. Новое мышление предполагает признание взаимозависимости внутри глобальной экосистемы, важности культуры в контексте глобальной культурной системы и разнообразных вероучений мировых религий.

Целостные парадигмы мира включают духовные и\или категории окружающей среды, которые резонируют с нашим опытом позитивного мира, и, как результат, добавляют положительные образы к своим интеллектуальным разработкам. Следовательно, позитивный мир может расцениваться как развивающаяся концепция, концепция, которая не существовала в первоначальном определении мира как "отсутствие войны", концепция, которая постепенно приобретает различные значения с расширением этой теории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...