Тема 2. Генезис политологического знания и основные этапы развития
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 политической мысли. (2 часа): -политические знания как ценность цивилизации; -политические воззрения мыслителей Древнего Востока и античной эпохи; -средневековая политическая мысль: патристика; -представители политических учений нового времени; -российская политическая мысль и ее виднейшие представители. Источники и литература: ОЛ-1,3,5,6; ДЛ-1,3,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Вопросы самоконтроля: -какие объективные причины способствовали формированию политических знаний? -почему политические знания считаются ценностью цивилизации? -насколько актуальна политика в современной жизни российского общества? -как, по вашему мнению, соотносились в Древнем Востоке политика и философия? -почему в средневековый период главенствующее место в общественной мысли занимала патристика? Модуль II (8 часов) Тема 3. Политическая сфера общества – предмет политологии. (2 часа): -политика как научная категория; -современные парадигмы и модели политики; -многообразие проявления политики; -политика как сфера общественной жизни; -политика как форма социальных отношений; -политика как особый вид социальной активности; -политика и право: общее и особенное; -задачи политологии, ее взаимодействие с другими общественными науками; Источники и литература: ОЛ-1,2,7; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Вопросы самоконтроля: -как бы вы охарактеризовали политическую сферу современной России? -с помощью справочно-информационных ресурсов дайте толкование понятиям: категория, парадигма, модель, актор, общее и особенное в политике. -подтвердите многообразие проявлений политики в жизни общества и государства. -что, по вашему мнению, преобладает сегодня в общественной жизни – политика или экономика?
-почему считается, что политика является особым видом социальной активности? -попытайтесь выделить общее и особенное в политике и праве. Тема 4. Политические интересы и политическая власть. (2 часа): -политический интерес как мотив к политическому действию; -власть как высший интерес и политическая цель; -основные понятия и содержание власти; -политика и власть; -источники политической власти, ее легитимность и авторитет; -формы, ресурсы и категории власти; -основные функции политической власти; -современные концепции политической власти и тенденции ее развития. Источники и литература: ОЛ-1,2,6; ДЛ-1,2,3; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; материалы Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Доступ: http://news.kremlin.ru/transcripts/6074; Давайте договоримся. Российская газета Неделя. 2 декабря 2010 г. Вопросы самоконтроля: какой интерес, по вашему мнению, преобладает в современном обществе - политический, экономический, правовой или экологический? Аргументируйте. -почему власть есть высшая цель акторов политики? -чем власть отличается от господства, влияния, силы страха? -прокомментируйте выражения "иметь власть", "приобрести власть", "утратить власть"; -что подразумевается под выражением "реализовать власть"? -каков вклад М. Вебера в изучение категории "власть"? -в чем содержание власти? -как соотносятся политика и власть? -когда власть признается легитимной? -что в основе власти - принуждение или согласие? Тема 5. Политическая система общества (ПСО). (2 часа): -системный анализ в политологии: принципы, концептуальное содержание, методы и категории; -социальные системы: понятие и виды; -политическая система общества: структура и функции; -генезис и трансформация политических систем;
-типология политических систем общества Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Доступ: http://state.kremlin.ru/council/18/news; Давайте договоримся. Российская газета. Неделя. 2 декабря 2010 г. Вопросы самоконтроля: -каковы главные принципы системного анализа? -какие основополагающие категории системного анализа вы знаете? -почему системный анализ считается самым универсальным методом научного знания? -каковы методологические различия системного анализа политики в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда и С. Вербы? -какие социальные системы вы знаете? -дайте свое определение политической системы общества; -назовите главные элементы политической системы общества; -каковы функции политической системы общества? -что в основе типологии политических систем? Тема 6. Политический режим как форма реализации власти (2 часа): -понятие политического режима; -типология политических режимов: демократический и антидемократический; -классические и современные модели демократии; -плюрализм в политике; -тоталитаризм и формы его проявления; -авторитарное правление и его разновидности; Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6; http:// www.pravo-web.com/?p=122 Вопросы самоконтроля: -прокомментируйте выражение: политический режим определяет социальный характер власти; -что лежит в основе типологии политических режимов? -как зависит уровень политической активности граждан от типа политического режима? -как, по-вашему, возможна ли в современной России классическая демократия? -"создайте" свою, виртуальную модель демократии; -каковы формы проявления тоталитаризма? -как вы понимаете политическую свободу? Оппозицию? -как вы считаете, возможен ли в России возврат к тоталитаризму? Модуль III. 3 часа Тема 7. Политические институты общества (2 часа): -политический институт как научная категория; -государство – центральный институт ПСО; -тип государственного устройства и основные формы правления; -функции государства; Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6; http:// www.pravo-web.com/?p=122;
Вопросы самоконтроля: -почему понятие "политический институт" считается одним из ключевых в политологии? -в чем смысл нормативно-юридического подхода к определению политического института у Т. Гоббса, социологического у Э. Дюркгейма и М. Вебера? -дайте определение государству. Каковы признаки государства? -перечислите основные функции государства; -какие формы государственного устройства вы знаете? -почему Россия является федерацией? Тема 8. Негосударственные институты политической системы общества (1 час): характер негосударственных институтов; -гражданское общество России: проблемы становления; -политические партии и общественные движения России; -молодежь в политике. Неформальные молодежные движения. Источники и литература: ОЛ: 1,2,4,6; ДЛ: 1,2,4,6; http:// www.pravo-web.com/?p=122; Вопросы самоконтроля: -какими вы видите статус и роль негосударственных политических институтов в России? -как российское право определяет место и роль политических партий? -какой партии вы симпатизируете и почему? -каким вы видите гражданское общество России? -какое место занимает в гражданском обществе молодежь России – центральное или периферийное? Тяготеет ли к политической оппозиции? Модуль IV. 2 часа. Тема 9. Политический процесс и политическая модернизация (2 часа): -общие характеристики политического процесса; -типология, компоненты и акторы политического процесса; -политическая культура общества; -политическая модернизация и ее уровни. Источники и литература: ОЛ: 1-6; ДЛ: 1-7; http://distance.ru/4stud/umk/polit/polit21.html Вопросы самоконтроля: -что такое политический процесс, каковы его основные типы? -какова структура политического процесса? -в чем сущность государственного управления? -каков механизм принятия и осуществления государственного политического решения? -принимает ли, по-вашему мнению, российская молодежь активное участие в политической модернизации общества? -что такое плебисцит? Референдум? -как вы понимаете расстановку и соотношение социально-политических сил в России?
-какова роль политической элиты в России? -какие задачи поставлены Президентом России по модернизации политической системы России на перспективу до 2020 года? Содержание семинарских занятий, их ресурсное обеспечение (17 часов) В начале каждого занятия 2 студента выступают с кратким 5-ти минутным обзором значимых политических событий за прошедшую неделю. Первый информирует о событиях за пределами России, второй внутри страны, включая СибФО и Алтайский край. Главный принцип – комментировать события, имеющие политическое содержание, связанные с реализацией политических интересов общества и государства. Учебно-педагогическая цель – сформировать у студентов компетенцию самостоятельно отбирать нужную информацию, критически оценивать ее содержание, выявлять политически значимые события и процессы, понимать их содержательную сущность, выявлять логическую связь задачами модернизации политической системы общества и государства, уметь озвучить ее публично. Кроме этого важно привить будущим специалистам навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернета, с печатными и телевизионными СМИ, а также снять синдром неуверенности, стеснительности выступления перед аудиторией, заменив его умением уверенно держаться перед коллективом, по существу и содержательно излагать свои мысли, давать исчерпывающие ответы на вопросы.
Тематика и содержание семинаров. Время занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|