Стратегии банковской системы в современных условиях
Российский финансовый сектор очень нестабилен и серьезно зависит от колебаний на мировых рынках. В последнее десятилетие отечественный финансовый рынок рос очень высокими темпами, однако есть ощущение, что этот рост очень неустойчив. В любой момент, в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, быстрый роста сектора может смениться либо его стагнацией, либо требованием существенной поддержки со стороны государства. Если говорить о банковском секторе, то довольно большая доля в нем - фиктивные банки или структуры, которые ведут достаточно рискованный бизнес, или же занимаются обналичиванием и отмыванием денег. Кроме того, фондовый рынок обладает низкой конкурентоспособностью, неразвиты отдельные формы финансового рынка. Причины достаточно понятны: регулятивный правовой налоговый режим, который делает осуществление многих сделок в российской юрисдикции менее выгодным; неконкурентные по сравнению с зарубежными процедуры; неразвитость нормативной базы по целому ряду новых инструментов и целого ряда финансовых услуг. Кроме того, инфраструктура самого рынка устарела. Многие иностранные инвесторы, которые приходят все-таки на российский рынок за российскими эмитентами, пользуются достаточно экзотическими способами входа на рынок, которые недешевы. В итоге, за капиталом компании обращаются на зарубежные рынки, а российский рынок используется, если речь идет о том, чтобы проводить краткосрочные спекулятивные операции. Еще одна проблема - это отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. Развитый рынок капитала, основанный на привлечении капитала через операции с ценными бумагами, как правило, существует в тех местах, где есть крупные пенсионные и страховые фонды. В России же эта сфера чрезвычайно неразвита из-за высокой инфляции и отрицательных процентных ставок по рублям и по активам, которые номинированы в рублях, а также из-за значительного колебания доходности. В таких условиях накопление дестимулировалось.
Российский финансовый сектор мог бы и сейчас расти быстрыми темпами, если бы не глубокий долговой кризис в развитых странах. При высоких ценах на нефть и притоке капитала быстрый рост финансового сектора шел бы по тем же хаотическим правилам, что и в докризисный период. Если ничего не менять, то через какое-то время сектор вернется к быстрому неустойчивому расширению. Можно выбрать такой путь, но лучшим кажется все-таки переход к сценарию сбалансированного развития, который бы базировался на целом ряде изменений макроэкономического регулирования финансового рынка. Этот сценарий предполагает значительные усилия со стороны как государства, так и непосредственно бизнеса по реализации институциональных структурных мер. Нужно решать три задачи: рост устойчивости финансового сектора, повышение его конкурентоспособности, формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций. Не удастся повысить устойчивость финансового сектора, не устранив проблему непрозрачности в банковской сфере. В России эта проблема практически не решается, причем непрозрачность находится не только на уровне небольших банков, но и достаточно распространена в крупных. Участники экспертной группы пришли к выводу, что необходимо идти по пути повышения требований капитала до одного миллиарда рублей. По подсчетам, это примерно та сумма инвестиций в капитал, которая уже не будет отбиваться операциями по отмыванию денег. Т.е. инвестировать такую сумму можно, но отработать ее за счет криминальных операций по отмыванию капитала уже будет крайне сложно.
Повышение капитала бьет по небольшим банкам, а среди них есть и нормально работающие. Здесь нет большой проблемы - эти банки принадлежат конкретным людям, это их инвестиции, их капитал. Если будет проводиться государственная политика по повышению требований капитала, то у таких акционеров будет выбор: либо пополнять капитал, если такой ресурс имеется (а инвестировать в нормально работающий банк имеет смысл), либо, если таких ресурсов нет, произойдет консолидация и эти акционеры получат деньги. Такая политика не приводит к изъятию или к ликвидации акционерного капитала нормального банка. В деле повышения устойчивости финансового сектора никак не обойтись без системы макропруденциального регулирования банков и системообразующих небанковских финансовых институтов. На первом этапе внедрения системы предлагается создать на базе Банка России Совет по финансовой стабильности с предоставлением равных полномочий двум председателям Совета: председателю Банка России и министру финансов. Требует оптимизации структура надзорных и регулирующих органов. По предложению группы фактически вся власть над финансовым рынком должна быть окончательно передана двум базовым регуляторам - Банку России и ФСФР. Причем речь идет о передаче трех функций: лицензирование, регулирование, надзор, то есть допуск на рынок, установление правил, контроль за правилами. На сегодняшний день это модель ЦБ, надо эту модель перенести и на ФСФР, соответственно, установив достаточно институционализированный способ обмена информацией и постоянных консультаций между этими ведомствами. Сейчас отношения между ЦБ и ФСФР являются достаточно конструктивными, но они не институционализированы. Повышение конкурентоспособности - это, в первую очередь, стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми компаниями и банками. Наша главная проблема здесь - наличие крупных государственных финансовых институтов, которые напрямую или косвенно пользуются государственной поддержкой. Была обозначена задача, что все такие финансовые институты рано или поздно должны быть приватизированы. «Конкурентоспособность», следующая проблема - конкурентоспособная финансовая инфраструктура. Российская финансовая инфраструктура не является в полном смысле конкурентоспособной, поскольку она не предоставляет на сегодняшний день стандартные услуги по проведению сделок с ценными бумагами, существующие в развитых финансовых центрах. Рынку не хватает Центрального Депозитария, необходимо создать институт репозитария, внебиржевых сделок и т.д. Также нужно заняться снятием правовых налоговых барьеров, которые препятствуют использованию российских площадок для осуществления финансовых сделок российскими и иностранными компаниями.
В первую очередь, стоит говорить о введении института индивидуальных инвестиционных счетов на пенсионные цели и на образование, а также корпоративных накопительных пенсионных вкладов с открытием персональных пенсионных счетов для работников, администраторами которых могут выступать банки, страховые и брокерские компании. Для развития таких инструментов требуется дополнить законодательство. В мире все механизмы давно отработаны-то, что нужно сделать, не является ноу-хау. Речь идет о попытке внедрить эти механизмы в России через повышение доверия граждан к такому способу накопления. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Главными направлениями реформирования, определяющими успех преобразований в целом, должны стать: стимулирование концентрации банковских ресурсов (укрупнения банков) и формирование ёмкого рынка высоколиквидных корпоративных долговых инструментов.
Стратегия развития 7 апреля 2016 года Наблюдательный совет АО «Россельхозбанк» утвердил обновленную Стратегию Банка до 2020 года. Заседание состоялось при участии Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича и прошло под руководством Председателя Наблюдательного совета АО «Россельхозбанк», Министра сельского хозяйства Российской Федерации Александра Ткачева. Стратегия АО «Россельхозбанк» отражает существенные изменения внешних условий в 2014-2015 годах, актуальные макроэкономические прогнозы до 2020 года, а также новые задачи и обязательства Банка по комплексной поддержке российской экономики. Реализация Стратегии и Бизнес-модели универсального коммерческого банка позволит Россельхозбанку и дальше эффективно решать государственные задачи в сфере АПК и прочих приоритетных отраслей, обеспечивать устойчивое развитие и конкурентоспособность Банка, соблюдать нормативные требования регулятора, а также достигать целевых уровней рентабельности. - За последние годы мы добились серьезных успехов в развитии агропромышленного комплекса страны. Сегодня сельское хозяйство – одна из самых быстрорастущих отраслей российской экономики с большим потенциалом импортозамещения и перспективами глобального лидерства на мировых рынках. Правительство считает, что роль Россельхозбанка важна и высока в развитии отрасли. Банк планомерно из года в год наращивает объемы кредитования сектора, несмотря на неблагоприятные внешние условия. При этом, с учетом задач в рамках Госпрограммы развития АПК, в последующие годы Правительство Российской Федерации ждет от Банка дальнейшего роста кредитования сельскохозяйственной отрасли, а также активного участия в развитии других приоритетных сегментов экономики. Новая Стратегия АО «Россельхозбанк» до 2020 года в полной мере учитывает наши ожидания и государственные ориентиры экономического развития. Правительство намерено и дальше поддерживать программы РСХБ в рамках Госпрограммы, – отметил по итогам заседания Наблюдательного совета Аркадий Дворкович. Сценарии развития В развитии Россельхозбанка рассматриваются два сценария: базовый и консервативный. Базовый сценарий предусматривает, что сложившиеся в январе 2016 года внешние условия деятельности Банка и его клиентов не будут ухудшаться. Консервативный сценарий учитывает возможность дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации, а также кредитных и рыночных рисков и угроз ведения банковской деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|