Реализация дидактических принципов в предметных методиках
Реализация дидактических принципов в предметных методиках В своей системной совокупности принципы обучения являют собой одну из теоретических опор предметных методик. Проще говоря, дидактика - одна, предметных методик столько, сколько существует самих предметов (преподаваемых дисциплин). А их в системе образования многие десятки. Реализация дидактических принципов в предметных методиках — это, по существу, частный случай связи теории с практикой. Целями изучения предмета являются общеобразовательное, интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности. Чтобы эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения. Такая реализация тесно связана с содержанием учебного предмета, деятельностью учителя - преподаванием, деятельностью учащихся - учением. При этом принципы обучения ориентируют учителя на то, каким образом - в зависимости от специфики учебного предмета - избрать формы, методы, приемы, средства обучения. И здесь каждый принцип обучения становится дидактическим «вектором» по отношению к методическому мышлению педагога-практика. Общее знание дидактики и, в частности, принципов обучения является основой методической культуры учителя, преподавания им того или иного конкретного предмета. Следует отметить, что реализация дидактических принципов в предметных методиках является одновременно и наукой, и искусством. Когда учитель осмысливает природу дидактических принципов, его мышление сродни научному. Когда же он продумывает практическую реализацию принципа в процессе преподавания того или иного предмета, он работает в сфере искусства. Дидактические принципы - это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретической предпосылки в практику преподавания есть профессиональное искусство. Поэтому успешность реализации дидактических принципов в предметных методиках определяется общей педагогической культурой учителя. Такая культура включает в себя, в частности, организационные, коммуникативные, проектировочные и предметные умения. Последние включают в себя специфические умения, связанные с преподаванием того или иного конкретного предмета. Например, преподавание психологии требует от учителя грамотной реализации принципов доступности, системности, связи теории с практикой, а также прочность усвоения.
Связь дидактических принципов с предметными методиками не является односторонней. Здесь следует иметь в виду общую диалектику связи теории и практики. Дидактические принципы, являясь одной из теоретических предпосылок предметных методик, сами обогащаются за счет последней. В этом и проявляется творческая взаимосвязь дидактических принципов и предметных методик. Процесс обучения психологии: формы, средства, методы Тема 4. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии На протяжении всей истории в высшей школе с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современного вуза лекцию часто называют «горячей точкой». Слово лекция имеет латинский корень от латинского «Lection» -чтение.
Лекция появилась в Древней Греции. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой: • при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция - основной источник информации; • новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках; • отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектора: - по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения; - лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями Преимущества лекции: - это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие; - лекция - весьма экономичный способ получения в общем виде основ знаний; - лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли за мыслью лектора. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой. Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что значит «ясность изложения? » Это сложная педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядное изложение, и сознательное, активное усвоение излагаемого слушателями, и как результат - понимание. Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность,
доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональные формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов на размышление; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|