Тема 10. Методика самостоятельной работы и самообразования преподавателя психологии
Педагогический труд - это особый вид высококвалифицированной умственной деятельности творческого характера, отличается высокой степенью напряжения. Работа преподавателя вуза - это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов; ему принадлежит ведущая роль в формировании у студентов профессиональных знаний, воспитании активной жизненной позиции. Как и в любом виде творчества, в преподавательской деятельности своеобразно сочетаются действия, нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска, особенно это характерно для преподавателя психологии. Для этой деятельности характерна относительная самостоятельность творческого выбора методических действий, приемов в рамках общих, признанных принципов. Для овладения профессиональным мастерством предполагается самостоятельная работа преподавателя, включающая в себя: систематическую подготовку к каждому учебному занятию; постоянную работу с новинками учебной литературы, извлечение из них нового, требующего практической проверки и применения; изучение опыта коллег и заимствование всего лучшего, полезного, действительно необходимого; отказ от стереотипов в своем труде; выработку индивидуальных приемов (постановка голоса, техника речи, грамматическая правильность, дикция, интонация сила звука и т. п. ); саморегуляцию физического и психологического состояния. Успех преподавательской деятельности определяется прежде всего степенью профессиональной подготовленности и самообразования преподавателя. По мере накопления опыта формируются оптимальные приемы работы, приходит мастерство, позволяющее быстро адаптироваться к любой студенческой аудитории, возникает легкость в работе.
Выделяют следующие этапы, которые самостоятельно осваивает каждый преподаватель: Этап адаптации преподавателя к своей профессии: первичное усвоение преподавателем норм, менталитетов. необходимых приемов, техник, технологий. Этап самоактуализации преподавателем в профессии: осознание преподавателем своих возможностей выполнения профессиональных норм, своих индивидуальных особенностей, саморазвитие себя средствами профессии, целенаправленное и сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, утверждение индивидуального стиля. Этап свободного владения преподавателем профессией на уровне мастерства, гармонизации преподавателя с профессией: усвоение высоких стандартов, повторение на хорошем уровне кем-то ранее подготовленных (например, в институтах повышения квалификации) разработок, образцов, методических разработок. Мастерство включает в себя также те усовершенствования, которые осуществляет преподаватель, желая сделать необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал. Этап свободного владения преподавателем профессией на уровне творчества: обогащение преподавателем опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствования в собственном труде. В процессе самообразования преподавателем должен быть сформирован индивидуальный стиль профессиональной деятельности и общения, адекватный собственным психическим особенностям. Начиная работать над собой, необходимо выявлять у себя и развивать профессионально значимые качества. Важное профессиональное качество преподавателя - уверенность в себе, обеспечивающая ему оптимальную мобилизованность и стабильность поведения. Как правило, начинающие преподаватели этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из слабою знания дела, низκ ο го уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хочется. Чтобы это устранить, необходимо выработать установку на самоизменение, поиск способов преодоления недостатка. Например, задав себе вопрос: «Как бы на моем месте чувствовал себя мой идеал преподавателя? » - преподаватель входит в роль и действует по образцу воображаемого поведения. Вполне уместно систематическое наблюдение, контроль и сознательное регулирование своих эмоций.
Некоторые авторы также выделяют следующие задачи самостоятельной работы преподавателя для повышения эффективности его деятельности: повышение профессионального и культурного уровня; - обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины, в данном случае психологии; - совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей; - совершенствование методов и стиля взаимодействия со студентами на принципах гуманизации, демократизации и гласности; - формирование умений и навыков научного анализа образовательного процесса и самоанализа своей деятельности. Таким образом, научно-объективное, взвешенное исследование различных вариантов методического совершенствования преподавательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективным механизмом решения этой задачи является непрерывное, личное, самостоятельное, профессиональное саморазвитие и самообразование. Преподаватель психологии не может принять новые установки как обычные методические инструкции, он должен самостоятельно «подойти к ним сам».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|