Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная база анализа комплексного экономического анализа.




Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, одобренная приказом Министерства Финансов РФ от 01.07.2004 г. № 180, предусматривает, что целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций.

В действующей российской нормативной базе бухгалтерского учета и отчетности понятия «финансовая отчетность» и «бухгалтерская отчетность» отождествляются. Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (ст. 2) дает следующее определение: «Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».

Международные стандарты финансовой отчетности понятие «финансовая отчетность» трактуют как «структурированное представление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации» (МСФО 1). Таким образом, финансовая отчетность наряду с бухгалтерской включает и другую информацию, необходимую пользователям для адекватного представления о деятельности организации.

Наиболее значимой составляющей финансовой отчетности, безусловно, является бухгалтерская отчетность,, система нормативного регулирования которой состоит из документов четырех уровней. Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Второй уровень составляют российские стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности. Третий уровень — методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций. Четвертый уровень — это рабочие документы организации: положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); документы о порядке организации первичного учета и документооборота, организации учета отдельных видов активов, доходов, расходов, собственного капитала и обязательств.

Непосредственно вопросам формирования бухгалтерской отчетности организации посвящены: Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Главная цель бухгалтерской отчетности — достоверное, полное представление информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях финансового положения. При формировании бухгалтерской отчетности организация должна избегать одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. Кроме того, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств, и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» организации (открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств) обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.'

Качественной бухгалтерской отчетностью является та, которая отвечает требованиям: полноты, существенности, уместности, понятности, своевременности, правдивости, применимости для целей прогнозирования, осмотрительности,

В соответствии с действующими нормативными документами в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: Бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6); пояснительная записка; итоговая часть аудиторского заключения.

Образцы форм бухгалтерской отчетности приведены в Приложении к Приказу Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н. Однако строк, указанных в типовых формах, не всегда достаточно для отражения необходимых финансовых показателей хозяйственной деятельности организации. Для этой цели она вправе ввести в формы отчетности дополнительные строки. Коды строк в формах отчетности каждая организация проставляет самостоятельно в соответствии с совместным Приказом Минфина № 102н и Госкомстата РФ № 475 от 14 ноября 2003 года «О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики». Однако в упомянутом приказе указаны не все коды строк форм отчетности, поэтому недостающие коды организация определяет самостоятельно (см. приложения).

Показатели, которые недостаточно существенны для их отдельного представления в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут представляться обособленно в пояснениях. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Является ли показатель существенным, зависит от его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5\%.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по раскрытию информации путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку:

об изменениях учетной политики;

об операция* в иностранной валюте;

о материально-производственных запасах;

об основных средствах;

о доходах и расходах;

о последствиях событий после отчетной даты;

о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;

иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах;

дополнительной информации.

Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности следует описать, пояснить, интерпретировать, обобщить для получения полной и достоверной картины деятельности организации за отчетный период. Результати анализа, как правило, описываются в виде аналитических, поясййигельных записок.

Существенную роль в интерпретации отчетных данных в процессе анализа играет профессиональное суждение специалиста-ана-литика> т.е. добросовестно высказанное мнение о хозяйственной ситуации и полезное как для ее описания, так и для принятия действенных управленческих решений. Оно основано на представлениях, убеждениях, уровне квалификации специалиста-аналитика. В соответствии с МСФО профессиональное суждение — это элемент стандартизации бухгалтерского учета, элемент культуры бухгалтерской профессии. Существует несколько видов профессиональных суждений. Первый используется при формировании учетной политики (выбор методов распределения расходов, оценки материально-производственных запасов, начисления амортизации и т.д.). Второй может иметь место, если в нормативно-правовой базе отдельные вопросы бухгалтерского учета прямо не урегулированы. Третий проявляется тогда, когда невозможно разрешить существующие противоречия в различных нормативных актах о бухгалтерском учете. Четвертый вид может быть применен, когда действующие правила бухгалтерского учета, регулируемые законодательной системой, не позволяют профессиональному бухгалтеру выполнить свои функции. Специфические особенности российских рыночных отношений, менталитета специалистов-бухгалтеров таковы, что в настоящий момент степень готовности, ответственности профессионального бухгалтера в пользовании таким инструментом, как «профессиональное суждение», недостаточна.

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности в соответствии с основными критериями, объединяется в общие экономические категории, называемыми элементами финансовой отчетности. К их числу относятся: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы.

3. Структура бизнес-плана и роль анализа в разработке основных плановых показателей. Сметное планирование и анализ исполнения смет.

В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основные цели разработки бизнес-плана следующие:\

1. Осуществление инвестиционных проектов.
2. Реализация отдельных коммерческих операций.
3. Эмиссия ценных бумаг.
4. Определение перспектив развития организации.
5. Установление реорганизационных мероприятий.
6.Финансовое оздоровление и выход временного экономического кризиса.
Бизнес-план это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным документом и инструментом повышения доходности предприятий на условии конкуренции.Грамотно составленный и научно обоснованный бизнес-план необходим практически всем участникам коммерческой деятельности:
- собственникам;
- партнерам;
- инвесторам;
- административно-правовым органам.
Бизнес-план представляет собой небольшой документ объемом 20–30 страниц и состоящий из 3-х частей:
1) описание бизнеса (производство и маркетинг);
2) финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитом, страхование, расчеты рентабельности);
3) сопроводительные документы (организационные и юридические разделы, учредительные документы, копии контрактов и лицензий и т.д.).
Примерный перечень разделов бизнес-плана, задачи экономического анализа и оценки бизнеса приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Перечень разделов бизнес-плана, задачи экономического анализа и оценки бизнеса

Название раздела Содержание ^ Задачи анализа и оценки
1. Титульный лист Название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей, суть предлагаемого проекта, стоимость проекта  
2. Вводная часть (резюме) Основные положения предлагаемого проекта, цель предлагаемого производства, новизна предлагаемой продукции, сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли и сроках возврата кредита Анализ и оценка объекта продаж, анализ затрат, оценка риска и оценка прибыли
3. Товар или услуга писание продукта или услуги: потребительские свойства, отличия от товаров конкурента, степень защиты патентами, прогноз цены на продукцию, организация сервиса Оценка потребительских свойств товара, анализ товара конкурентов, анализ цен и затрат на производство продукции
4. Рынок сбыта Положение дел в отрасли, потенциальные потребители, рыночная конъюнктура Оценка положений дел в отрасли, анализ темпов прироста по отрасли, анализ потенциальных потребителей и анализ рыночной конъюнктуры
5. Конкуренция Оценка объемов производ-ства и продаж конкурента, их доходов, перспективы внедрения новых моделей, основные характеристики продукции конкурентов, в т.ч. уровень качества, политика ценообразования конкурентов Сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности конкурентов, анализ стратегии конкурентов, анализ сильных и слабых сторон конкурента
6. План маркетинга Цены, каналы сбыта, реклама, прогноз продаж новой продукции и ценообразования Анализ состояния рынка, анализ изменения цен, анализ внешних и внутренних факторов, анализ эффективности рекламы, анализ сильных и слабых сторон фирмы
7. План производства Описание производственного процесса: перечень базовых операций по производству, по поставке сырья, комплектующих (с полным перечнем условий по качеству и количеству), оборудование, наличие зданий, сооружений, трудовых ресурсов, производственная себестоимость Анализ сырья и материалов, анализ трудовых ресурсов, анализ затрат на производство продукции, анализ фондовооруженности и т.д.
8. Оценка риска и страхование Слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативной стратегии, меры по профилактике риска и программы страхования рисков Анализ риска по источникам и причинам, анализ риска статистическими методами
9. Финансовый план Прогноз объема реализации, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточности Финансовый анализ деятельности предприятия, анализ баланса денежных расходов и поступлений, анализ безубыточности, выявление внутренних резервов для укрупнения финансового положения
10. Стратегия финансирования Определение величины и источников полученных средств, обоснование полученного дохода и полного возврата средств Анализ средств по источникам, анализ платежеспособности предприятия, анализ сроков окупаемости

Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование.
Смета – это форма планового расчета, который определяет подробную программу действия предприятия на предстоящий период.Основные цели составления сметы:
1) увязка текущих и перспективных планов;
2) координация действий различных подразделений предприятия;
3) детализация общих целей производства и доведения их до руководителей различных уровней ответственности;
4) управление и контроль на производстве;
5) стимулирование эффективной работы персонала и руководителей;
6) определение будущих характеристик хозяйственной деятельности;
7) периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом. Выявление отклонений и их причины.
При составлении смет используются различные методы:
- нормативный – это расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемую величину выпуска или реализации;
- расчетно-аналитический. Объемы затрат и потребностей в ресурсах определяется путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде;
- балансовый – это увязка объемов затрат и источников ресурсов;
- оптимизация. Сущность метода состоит в многовариантности, т.е. когда из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимальных затрат и максимального эффекта;
- моделирование. Основу метода составляет факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции.
При разработке бизнес-плана составляются следующие виды смет:

  • смета продаж;
  • смета расходов на оплату труда производственного персонала;
  • смета общепроизводственных расходов;
  • смета себестоимости реализованной продукции;
  • смета текущих общехозяйственных расходов;
  • смета прибыли и убытков;
  • смета капитальных затрат;
  • смета движения денежных средств и так далее.

Сметное планирование включает в себя два этапа:

1) определение будущих целей;
2) мониторинг, т.е. проводится анализ хозяйственной деятельности и выясняется как в течение отчетного периода производится выполнение запланированных решений.
Сметы составляются в целом на год с поквартальной разбивкой. Работа выполняется обычно бригадой менеджеров, в которую включаются также представители бухгалтерии, юристы, экономисты под общим руководством финансового директора.
Различают два подхода к расчетам смет:

  1. расчет с нуля. Применяется в тех случаях, когда проектируется новая организация или же организация меняет профиль работы;
  2. планирование от достигнутого. Это разовый метод, но применяться может только тогда, когда профиль работы не изменен.

Все сметы делятся на два вида:

1) по основной деятельности предприятия;
2) по не основным видам деятельности предприятия.
Рассмотрим сметы предприятия по основной деятельности:
1. Смета продаж. Она представляет собой главный документ плана маркетинга, содержит показатели:
- объем продаж по каждому виду товаров;
- ожидаемая цена продажи.
Смета формируется на основе прогнозируемых значений показателей.
2. Смета производства. Она базируется на смете продаж и заполняется в натуральных показателях. Обычно она формируется следующим образом:
- из сметы продаж берутся значения объема продаж по каждому виду;
- вычитаются запасы этого вида товара на начало планируемого периода;
- прибавляются запасы этого товара, прогнозируемые на конец планируемого периода.
3. Смета прямых материальных затрат. Она включает в себя расчет затрат, величина которых может быть определена по действующим нормативам. Обычно она формируется следующим образом:
- по нормам для каждого производимого товара рассчитывается количество материалов, полуфабрикатов, необходимых для выполнения годовой программы;
- к полученному результату прибавляется количество запасов, планируемое на конец периода;
- из полученного количества вычитают объем запасов на начало периода (на основе фактических бухгалтерских данных).
В итоге определяется потребность в закупке соответствующих материалов, полуфабрикатов и т.д. Затем эта величина умножается на цену единицы материала или полуфабриката. В итоге получаем величину прямых затрат на планируемую продукцию.
4. Смета прямых расходов на оплату труда. Разрабатывается по следующим этапам:
- на основе нормы выработки и планируемых объемов производства определяется количество рабочих часов необходимых для выполнения производственной программы по всем изделиям;
- суммируя полученные значения, определяют количество часов работы, необходимые для выполнения всей программы;
- полученная величина умножается на средний уровень часовой оплаты.
5. Смета общепроизводственных расходов обычно составляется по следующим статьям:
- зарплата вспомогательного персонала;
- зарплата управленческого персонала;
- затраты на свет и энергию;
- затраты на основные фонды;
- затраты на вспомогательные материалы;
- затраты на ремонт;
- прочие статьи накладных расходов (страхование, начисление зарплаты и т.д.).
6. Смета себестоимости реализации продукции. В нее переносятся итоговые данные, полученные в предыдущих сметах. При анализе себестоимости используются следующие показатели:
- затраты на производство (смета всех затрат). В нее кроме затрат, относимых на себестоимость, входят также затраты, финансирование которых производится из других источников (за счет балансовой прибыли, за счет чистой прибыли, из фондов спецназначения и т.д.);
- себестоимость реализованной продукции (это то же, что и показатель предыдущий, но за исключением затрат, не входящих в себестоимость). Расчет ведется по следующим коэффициентам:
1) затраты на один рубль реализованной продукции:
, 2) коэффициент разложения себестоимости. Он представляет собой разложение себестоимости реализованной продукции по элементам затрат:
3) себестоимость одного изделия.
Различают следующие виды калькуляции при расчете себестоимости по изделиям:
1) плановая себестоимость. Обычно она составляется на основе годовых смет;
2) нормативная. Она составляется по нормативам предприятия в расчете на месяц;
3) отчетная или фактическая. Она составляется на основе отчетных данных за период.
7. Смета текущих общехозяйственных расходов. Обычно она включает в себя затраты по реализации товаров и административные расходы.
Затраты на реализацию состоят из следующих статей:
- затраты на сбыт продукции;
- затраты на рекламу;
- транспортные расходы.
Административные расходы включают в себя:
- зарплату административного персонала;
- зарплату прочих служащих;
- арендную плату;
- амортизацию офисного оборудования.
8. Смета прибыли и убытков. В ней завершаются работы по технико-экономическому обоснованию в планируемых мероприятиях. В нее переносятся итоговые данные, полученные в предыдущих сметах.

Кроме основных разрабатываются дополнительные сметы, чаще всего трёх видов:

  1. смета капитальных затрат. Она составляется на несколько лет вперед и предусматривает различные варианты финансирования;
  2. смета движения денежных средств. В ней рассчитываются также минимальные суммы, которые должны быть на счетах и в кассе;
  3. сметы по статьям баланса.

По каждой смете составляются квартальные и годовые отчеты, по ним в процессе анализа выявляются отклонения от запланированных результатов и затем в сметы на будущий период вносятся необходимые коррективы.

 

4. Цели и содержание маркетинговых исследований. Методы маркетингового анализа.

Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта на фирменном уровне, ориентированная на возможно более полное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получение на этой основе прибыли.Это определение точно раскрывает целевую направленность маркетинговой деятельности, одной из главных составляющих которой является анализ реальных рыночных процессов, тенденций развития самого предприятия.Маркетинговое исследование представляет собой системный сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга:

· самого продукта;

· рынка сбыта продуктов;

· каналов распределения;

· методов и приемов сбыта;

· системы ценообразования;

· мер стимулирования сбыта;

· рекламы.

Результаты маркетинговых исследований оформляются в виде отчета, данные которого используются для:

· стратегического и текущего планирования, экономической и социальной деятельности предприятия;

· установления требований к качеству продукции;

· определения объемов производства;

· разработки экспортной политики;

· определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;

· оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.


Объектами маркетингового анализа являются:

· потребитель, мотивы поведения которого на рынке представляют предмет исследования;

· свойства товара, для которого строится диаграмма жизненного цикла;

· конкуренты, в связи с чем приобретаются и исследуются товары конкурентов.

Программа маркетинга – система взаимосвязанных мероприятий, определяющих действия предприятия на заданный период по всем блокам маркетинга. Формируется на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга.
Выделяют следующие методы маркетингового анализа:

· многомерные методы (факторный анализ) используются для обследования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные;

· метод статистической теории принятия решений (теория массового обслуживания, теория игр) применяется для вероятностного описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации;

· детерминированные методы исследования операций (линейное и нелинейное программирование) применяются для принятия оптимального решения при наличии множества взаимосвязанных переменных;

· имитационные методы и модели используются в случаях, когда элементы, определяющие маркетинговую ситуацию, не поддаются аналитическим решениям;

· регрессивные и корреляционные методы используются для определения взаимосвязей между переменными, описывающими маркетинговую деятельность;

· модели сетевого планирования и управления используются для определения последовательности выполнения работ при решении различных маркетинговых задач.

Наиболее часто применяемыми являются:

· экстраполяция - перенесение темпов, пропорций и динамики, выявленных в прошлом, на будущие периоды, перспективу;

· метод экспертных оценок – группа 10-15 человек (экономисты, разработчики проекта, представители производства, торговли). Ставится проблема и предлагается определить пути ее решения. Затем происходит публичное обсуждение вариантов, в процессе которого вырабатывается обобщенная комплексная гипотеза;

· корреляционно-регрессионный анализ – выявляет влияние факторов на показатель. Определяют коэффициенты корреляции, которые оценивают силу связи между отдельными признаками, уравнение регрессии, которое определяет форму этой связи и устанавливает достоверность существования связи.

Анализ прибыли

Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:

По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:

  • анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
  • анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.

По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:

  • внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками предприятия с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
  • внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой предприятием в открытой печати отчетности.

По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:

  • анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений предприятия (используется в финансовом анализе);
  • анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
  • анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:

  • полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
  • тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли;
  • влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия и др.).

По периоду и глубине проведения выделяют следующие виды анализа прибыли:

  • предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов предприятия;
  • оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;
  • последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого предприятием бизнес-плана;
  • детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по предприятию, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...