Понятие общественного института.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Индустриальное общество присуще капиталистическим государствам. СФЕРЫ индустриального общества ДУХОВНАЯ СФЕРА Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр. Связано с ослаблением религиозного мировоззрения. Атеизм (отрицание бога) в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование любого из богов. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование как минимум одного бога. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное. Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира (природы) и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения (мировых религий). Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю.
Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам. Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.
2) Нигилизм - мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. В словарях определяется также как «отрицание», «абсолютное отрицание», «социально-нравственное явление», «умонастроение», то есть, очевидно, определение нигилизма и его проявление в разное время зависело от культурно-исторической эпохи, субъективно и контекстно зависимо.
ТЕОРИЯ НИГИЛИЗМА
Нигилисты придерживаются следующих утверждений: · Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя; · Объективной нравственности не существует; · Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
3) Индивидуализм - моральное, политическое и социальное мировоззрение которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством. Индивидуализм — противоположен коллективизма и его разновидностей.
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ: 1. Найти 5 основных форм мировоззрения. 2. Составить сравнительную таблицу из 5 основных отличий атеизма от нигилизма. 3. Привести примеры нигилизма в научной/художественной литературе, кинематографе. 4. Привести примеры индивидуализма в социальной, политической, духовной, экономической сферах. Конец 1 лекции. ЛЕКЦИЯ № 2 (23.01.2016) Индустриальное общество СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы. Особенностью массового общества становится разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствие у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей. Личностный статус человека формируется на уровне социальной группы, общины, ремесленного цеха, аристократического «света», церковного прихода. Но непрерывные вертикальные и горизонтальные перемещения больших групп людей, характерные для индустриального общества, разрушают уровень соседского, профессионального, религиозного общения, общения в «своем круге» и основным уровнем общения становится семья. Человек начинает воспринимать общество как множество других столь же похожих на него индивидов, одевающихся в тех же универсальных магазинах, ездящих в тех же поездах и трамваях, читающих те же газеты, и так же, как он, одиноких.
Поэтому потребность в самоутверждении переносится на национально-государственный уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают личностный, особенно значимый характер. Такое обостренное личное восприятие национальных, государственных потребностей делает любой конфликт как в государстве, так и в международных отношениях личным делом миллионов людей и придает ему особо острый, болезненный характер. Это создает для элит неограниченные возможности манипулирования атомизированными массами. Теория массового общества таким образом объясняет причины революции 1917 г. в России, а также появление фашизма и нацизма в Италии и Германии соответственно.
ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСТИТУТА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|