Тема 1.6. Предпосылки и факторы мировой экономики
В формировании и становлении сложной системы МЭ большую роль играют предпосылки, факторы и движущие силы МЭ. Под предпосылками МЭ обычно понимаются пассивно существующие и неиспользуемые ресурсы. В неодинаковости проявления этих предпосылок и заключается неодинаковость развития МЭ. Существуют 3 типа таких ресурсов: а) природно-климатические – количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические условия их добычи и использования, климатические и экологические условия для населения. б) демографические – число, структура, естественный прирост населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. в) экономические – размер накопленного национального богатства за всю историю развития государства. Факторы экономического развития – это элементы экономики, используемые активно. В отличие от предпосылок, носящих потенциальный характер, факторы используются в настоящее время. К ним относятся: · из природно-климатических факторов – наиболее активно используется земля; · из демографических – рабочая сила; · из экономических – средства производства (машины, станки, оборудование, производственная инфраструктура); · научно-технический прогресс (НТП), обеспечивающий совершенство-вание всех предыдущих факторов производства – повышение их эффективности и производительности. Отметим, что по мере экономического развития меняется роль факторов, в частности НТП становится главным фактором, тогда как первоначально таким фактором являлась земля. · социально-экономический строй в стране (отсталый социально-экономический строй ведет к медленному развитию); · политический строй (демократический, авторитарный, тоталитарный) демократический строй создает наиболее благоприятные условия для экономического развития.
РАЗДЕЛ 2. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА Тема 2.1. Система показателей, характеризующая экономический потенциал страны Экономический потенциал страны - это все ресурсы, источники, средства, запасы территории, а также механизмы (пути и формы) их вовлечения в хозяйственный оборот для достижения поставленных конкретных целей. При этом ЭП представляет собой совокупную способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный момент времени. Для оценки уровня экономического развития стран в мировой экономике используют целый ряд показателей: § ВВП и ВВП на душу населения; § Отраслевая структура национальной экономики § Уровень развития отдельных отраслей - производство основных видов продукции на душу населения § Уровень и качество жизни населения § Показатели экономической эффективности § Структура экспорта и импорта ВВП И ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются ВВП и ВВП на душу населения. Они положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Такой подходи используются ООН, МВФ, МБРР ВВП ( Gross Domestic Product, GDP) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение определенного периода времени в пределах экономической территории государства всеми производителями, независимо от их гражданства. Согласно методике ООН выделяют следующие способы расчета ВВП: В неизменных ценах На основе паритета покупательной способности национальных валют 1. В неизменных ценах - подсчет ВВП производится в единой валюте – долларах США по текущим и неизменным курсам.
Однако здесь существует существенные замечания: Сравнение ВВП между странами на основе единой валюты может занизить (завысить) в долларовом выражении объем произведенных Т и У в силу следующих обстоятельств: 1. ВВП стран сильно зависят от текущего обменного курса, который может резко измениться, то есть от происходящих изменений в валютных курсах. Одним из решений этой проблемы является использование для пересчета не текущего обменного курса, а курса базового года (при этом возникает проблема выбора этого года). Другое решение – использовать средний за несколько лет (три года) курс обмена. Такой метод применяют эксперты Мирового банка и ООН. 2. Уровень и структура цен различаются по странам. 3. Наличие большой доли нетоварного сектора в странах с низким уровнем развития (бартерные сделки, производство домашних хозяйств, неформальный сектор – данные операции в ВВП не учитываются). В менее развитых странах такие операции могут составлять до 40 % ВВП. Степень недоучета не определяется систематически, поэтому в ряде случаев показатели ВВП и ВМП могут быть несопоставимы. Это и является одной из причин занижения доли развивающихся стран в мировом производстве. К 90-м годам 20 в. Было найдено решение проблемы несоответствия курсов и стоимости Т и У в разных странах: появилось понятие ППС. Метод на основе ППС. С 1992 г. в ООН, ОЭСР, ЕС, МВФ и МБ начинают внедряться расчеты с учетом ППС (от англ. purchasing power party – PPP). ППС – это коэффициент пересчета национальных валют в доллары, однако не по банковскому курсу, а исходя из соотношения покупательной способности двух валют в странах, где они выпущены. Для удобства ППС 1 доллара принят за единицу. Другими словами, паритет покупательной способности – это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на набор одинаковых товаров каждой страны. А так как цены во всех странах мира различны, то ППС практически не совпадает с обменным курсом национальных валют, поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах. В рамках программы международных сопоставлений ООН, нацеленной на определение объема ВВП разных стран по ППС их национальных валют, берут 600-800 основных потребительских Т и У, 200-300 основных инвестиционных товаров 10-20 типичных строительных объектов. Затем определяют, сколько стоит этот набор в национальной валюте и долларах США. На основе установления ППС определяют покупательную способность той или иной национальной валюты.
Так, в 1996 г. среднегодовой обменный курс рос. рубля по отношению к доллару США составлял 5124 руб., а по ППС – 2206 руб. В результате в 1996 г. ВВП России на душу населения составил 3 тыс. долл. По офиц. Обменному курсу рубля, но 6,9 тыс. долл. по ППС рубля. Для государств с переходной экономикой и развивающихся стран характерно, что ППС их национальной валюты превышает ее обменный курс, для развитых стран – наоборот, ППС чаще ниже обменного курса. Обменный курс на базе ППС (S) равен соотношению уровней цен в рассматриваемых странах: где - текущий валютный курс; Pd – индекс внутренних цен в рассматриваемой стране; Pf – индекс цен в зарубежной валюте. Объемы ВВП, подсчитанные на основе указанных методов, значительно отличаются между собой. Отличия: 1. Подсчет на основе ППС приводит к занижению показателей ведущих промышленно развитых стран на 20-40%. На развитые страны, по оценке МВФ, приходится свыше 60% ВВП (по текущим валютным курсам свыше 75%), а вклад развивающихся стран составляет около 36% (по текущим валютным курсам около 20%). 2. Использование различных методов подсчета приводит к заметным различиям в темпах ВВП. Это объясняется тем, то азиатские развивающиеся страны имеют более высокие темпы роста, чем остальной мир, и их удельный вес при подсчете на базе ППС должен быть выше, чем при подсчете на базе текущих курсов. Главная причина этого заключается в том, что существует тенденция занижения цен Т и У в менее развитых странах в связи с более низким уровнем заработной платы работников. Поэтому, когда происходит переоценка Т и У в общих ценах, их стоимостной объем возрастает, особенно в малых странах, на 9 -13%.
Различия в ВВП показывают, что нет единого показателя, который мог бы учитывать различные виды деятельности в разных странах идентично. Пригодность каждого метода подсчета зависит от целей анализа: - Использование текущих валютных курсов обеспечивает полезные данные при определении международных потоков Т и У, движении капитала между странами, уровней внешнего долга - Подсчет ВВП на основе ППС дает более полное представление об экономическом потенциале стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|