Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ступени региональной экономической интеграции




Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки Сохраняются количественные ограничения во взаимной торговле; таможенные границы и посты ЕЭС в 1958-1968 гг. ЕАСТ с 1960 г. НАФТА с 1988 г. МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран Проведение единой таможенной политики ЕЭС в 1968-1986 гг. МЕРКОСУР с 1996 Таможенный союз (Р+Б+К) в рамках ЕВрАзЭс
3. Общий рынок Либерализация движения (свободное передвижение) капиталов и рабочей силы между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987 – 1992 гг. Общий рынок Карибского сообщества CARICOM Центрально-американский общий рынок (с 1960)
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993 г.
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

 

Сначала создается зона свободной торговли:

§ снижаются и отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами;

§ хотя каждая страна проводит особую внешнеэкономическую политику по отношению к государствам, не участвующим в этом интеграционном объединении;

§ страны добровольно от­казываются от защиты своих национальных рынков только в отно­шениях со своими партнерами по данному объединению, а в отно­шениях с третьими странами они выступают не коллективно, а ин­дивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет;

§ с третьими странами каждый участник зоны свободной торговли ус­танавливает собственные тарифы.

 

Второй этап - создается таможенный союз:

§ унифицируются внешние тарифы, и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;

§ внешнеторговые связи членов с третьими странами определя­ются коллективно; совместное установление единого тарифного барьера против третьих стран, что дает воз­можность более надежно защищать формирующееся единое реги­ональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока;

§ участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.

 

 

Третья ступень развития - общий рынок:

§ остаются значимыми все условия тамо­женного союза;

§ устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов;

§ свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической полити­ки. Такой метод управления интеграционными процессами осуще­ствляется на периодических совещаниях глав государств и прави­тельств стран-участниц, а также на встречах руководителей мини­стерств финансов.

Экономический союз:

§ координация на­циональной налоговой, антиинфляционной, валютной, промыш­ленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников

§ реализация следующих мероприятий:

– выровнить уровни налогов;

– устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям;

– преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйствен­ных законодательствах;

– унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

– скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

§ усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента), способных не только наблюдать и координировать их экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернацио­нального блока.

 

По мере развития экономического союза в странах скла­дываются предпосылки для высшей ступени региональной ин­теграции – политического союза. Этот вид региональной интег­рации предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаим­ные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран пе­реходят во внутригосударственные и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Речь идет о возникновении новых многонациональных субъектов мирохозяйственных и международных политических отношений, которые выступают с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участ­ников этих союзов. Фактически происходит создание новых огром­ных государств.

 

Предпосылки интеграционных процессов:

1) необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран обоих типов встречается довольно редко.

2) все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

3) в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – валютный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз.

4) объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным, причем между ними желателен некоторый баланс сил (так, в ЕС четыре сильных лидера – Германия, Великобритания, Франция и Италия).

5) предпосылкой возникновения новых интеграцион­ных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в международной эконо­мической интеграции, обычно происходит ускорение темпов эко­номического роста, снижение инфляции, рост занятости и дру­гие положительные экономические сдвиги, что оказывает опреде­ленное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании не­которых восточноевропейских стран как можно скорее стать чле­нами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...