Ступени региональной экономической интеграции
Сначала создается зона свободной торговли: § снижаются и отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами; § хотя каждая страна проводит особую внешнеэкономическую политику по отношению к государствам, не участвующим в этом интеграционном объединении; § страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет; § с третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.
Второй этап - создается таможенный союз:
§ унифицируются внешние тарифы, и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; § внешнеторговые связи членов с третьими странами определяются коллективно; совместное установление единого тарифного барьера против третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока; § участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета.
Третья ступень развития - общий рынок: § остаются значимыми все условия таможенного союза; § устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов; § свобода межстранового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической политики. Такой метод управления интеграционными процессами осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, а также на встречах руководителей министерств финансов. Экономический союз: § координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников § реализация следующих мероприятий: – выровнить уровни налогов; – устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям; – преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах; – унифицировать национальные технические и санитарные стандарты; – скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. § усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента), способных не только наблюдать и координировать их экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернационального блока.
По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Речь идет о возникновении новых многонациональных субъектов мирохозяйственных и международных политических отношений, которые выступают с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание новых огромных государств.
Предпосылки интеграционных процессов: 1) необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран обоих типов встречается довольно редко. 2) все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами. 3) в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – валютный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. 4) объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным, причем между ними желателен некоторый баланс сил (так, в ЕС четыре сильных лидера – Германия, Великобритания, Франция и Италия).
5) предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|