Исследований индивидуальности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 3. 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ Методология дифференциальной психофизиологии, как уже подчеркивалось выше, показывает перспективность системной ориентации исследований биологических аспектов индивидуальных различий [37, 40, 131, 132]. В этой связи становится актуальным типологическое исследование интегративных процессов целого мозга [34, 131] при рассмотрении единства психологического и физиологического в целенаправленном поведении [25, 121, 165]. Действительное понимание целостности психологического и физиологического, по мнению В.Б. Швыркова [164, 165], возможно лишь в результате признания целенаправленности поведения и детерминации всех процессов в поведении образами будущих событий. Психофизиологический уровень прогнозирования (а при неопределенности прогноза — антиципации), соотносимый с образом ожидаемого человеком будущего, включенный в развивающую деятельность, стал поэтому предметом исследований данного раздела диссертации в плане изучения его индивидуально-типологических детерминант. Привлечение понятия «антиципация» с его многозначностью, как уже подчеркивалось, прежде всего связано с универсальностью этого феномена. По мысли Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова [91, с. 23-31], в деятельности невозможно найти такие ситуации, в которых антиципация не играла бы существенной роли. В своей книге «Антиципация в структуре деятельности» они глубоко и всесторонне анализируют уровневое строение процессов антиципации, отмечая при этом их связь (в физиологическом плане) с акцептором действия и другими феноменами опережающего отражения действительности, такими, как ожидание, готовность, преднастройка, установка.
Все сказанное выше показывает логичность экспериментального исследования индивидуально-типологических факторов антиципации, реализующей деятельность человека, для познания закономерностей целостной индивидуальности. В настоящем разделе особенности антиципации исследуются с помощью методики вызванных потенциалов (МВП) в так называемых моторных потенциалах готовности (МПГ) [28, 175, 185 и др.].
В качестве типологически апробированных характеристик использовали параметры лабильности — критические частоты мельканий и критические частоты звуков (КЧМ, КЧЗ) — и силы (коэффициент «в») нервной системы, относительно которых выявлена высокая степень генетической обусловленности [122]. Относительная «надмодальность» указанных индексов лабильности показана в работе Л.Н. Котова, в которой получены высокие корреляции между показателями индивидуальных особенностей восприятия частотных характеристик для трех анализаторов — зрительного, слухового и тактильного. По предположению В.М. Русалова и Л.Н. Котова, высокая корреляция индексов КЧМ и КЧЗ с интегративными показателями функционирования целого мозга позволит в будущем рассмотреть лабильность как общее свойство нервной системы человека [см. обзор-28, 32, 131]. Задачей данной главы работы является анализ (по среднегрупповым характеристикам Mill) общих закономерностей динамики процессов антиципации в ходе становления и развития деятельности, а также изучение с помощью корреляционного и факторного анализа индивидуально-типологических детерминант антиципации. Необходимость постановки такой «двуединой» задачи диктуется теми трудностями, с которыми исследователь обычно сталкивается при изучении законов психики и, в частности, при исследовании формирующейся деятельности. Как неоднократно отмечал Б.Ф. Ломов, анализируя многомерность кумулятивных взаимосвязях субъекта с объектом, исследователи подчас получают в тождественных психологических экспериментах разные результаты [92]. Видимо, особенности экспериментальных задач и способов их решения, функциональные состояния, специфика непосредственного и опосредованного общений людей друг с другом, в частности при общении экспериментатора с испытуемым, и другие (трудно поддающиеся учету) условия могут влиять на результаты опытов.
С учетом сказанного представленное здесь исследование типологических особенностей антиципации, включенной в формирующуюся вероятностно-прогностическую деятельность, отправляется от первичного изучения общегрупповой динамики предваряющих действие потенциалов мозга в данных экспериментальных условиях. Второй этап исследования выделяет закономерности организации характеристик ПА и свойств нервной системы в строго фиксируемых ситуациях развивающейся деятельности при соблюдении равенства условий проведения эксперимента и обработки материалов. Эти задачи в плане изучения индивидуализированности произвольной сферы психики долгое время не могли быть корректно поставлены прежде всего из-за недостаточной ясности способов разрешения собственно психо-
физиологической проблемы. Как отмечено Б.Ф. Ломовым и В.Б. Швырковым [92, 163-166], конкретные исследования, основывающиеся на теориях психофизиологического параллелизма, тождества, взаимодействия, по сути дела, вели к тупиковым позициям. Природные особенности индивида при таком подходе могли выступать лишь в роли несущественных механизмов реализации деятельности. Логичным казалось, например, допущение (при определенном типе социальных взаимодействий) решающего влияния на развитие личности «вывиха тазобедренного сустава» и несущественность типологических особенностей высшей нервной деятельности [90]. Таким образом, проблема индивидуально-типологических факторов действующего человека как бы выносилась за скобки при анализе разнопорядковых качеств индивидуальности. Для современной науки вскрытие объективных оснований тех интегральных свойств, которые характеризуют человека как индивида и личность, становится актуальной теоретической задачей [92, с. 38]. Важность создания концептуального аппарата, охватывающего единым пониманием личность и индивида, подчеркивал еще Л. Сэв: «... пока не выяснена теоретическая основа понятия человеческого индивида, теория личности рискует увязнуть в зыбучих песках идеологических иллюзий» [144а, с. 77].
Основой экспериментального изучения целостности индивидуальности может быть тот факт (неоднократно акцентируемый, например, Б.Ф. Ломовым [92 и др.]), что понятие личности относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, а не группам людей. Однако, учитывая, что основания свойств человека как личности осмысляются в анализе отношений «индивид — общество» (которые выступают, по предположению Б.Ф. Ломова, в роли системообразующих, обеспечивающих интеграцию всех остальных качеств), мы полагаем, что изучение психофизиологических факторов действующего человека в будущем поможет раскрыть некоторые интегральные характеристики индивидуальности. А это позволит ближе подойти к изучению той роли и тех преобразований, которые претерпевают органические предпосылки развития личности в процессе деятельности [92, с. 23-31]. Такое изучение должно базироваться на современных методологических принципах психологии [3, 9, 12, 92 и др.], позволяющих показать важность взаимосодействия всех уровней психофизиологической организации человека достижению личностно и общественно значимого результата. Так, эксперимент по решению определенной задачи может быть рассмотрен как пласт реальной действительности индивида, как направленно сконструированная модель жизнедеятельности человека, где образ мира может регулировать мир образов [139, 140].
С этих позиций типологические основы психофизиологии действующего субъекта могут изучаться как характерный для индивида результат или продукт его развития. Такой «поворот» проблемы открылся для экспериментального изучения после детальной проработки психофизиологической проблемы, предпринятого, в частности, в трудах Б.Ф. Ломова, В.Б. Швыр-кова, Я. А. Пономарева и других исследователей, опирающихся на естественнонаучные принципы психологии, основы которых заложены И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, П.К. Анохиным и их последователями. Методологически непротиворечивое решение психофизиологической проблемы, как уже подчеркивалось в первой главе, в современной науке достигается с помощью системного подхода, позволяющего рассматривать диалектическое единство психологического и физиологического как разных аспектов организации процессов жизнедеятельности в поведении [7, 11, 92, 162-166 и др.]. (Логика проработки данных проблем подробно анализируется в первой главе монографии).
Исходя их этого можно, по мнению Б.Ф. Ломова, натуральные, природные свойства, такие как сила, чувствительность и др., являющиеся скорее физиологическими, рассматривать в качестве основы собственно психических свойств [92]. Еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что объяснение любых психических явлений необходимо исходит из того, что личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. При этом внутренние условия включают как важнейший момент свойства нервной системы [129, 130]. В психофизиологии системный подход успешно реализуется, например, в теории функциональной системы [11]. Одно из важнейших положений указанной теории, на уровне наших сегодняшних знаний создающей целостное представление психофизиологической реальности, связано с опережающим характером отражения. При этом организация элементов в системе рассматривается как информационный эквивалент результата поведения [163-165], а прошлое, настоящее и будущее выступают в антиципационных явлениях в интеграционном единстве. Считается, что опережающие нейрофизиологические процессы могут рассматриваться в качестве объективных индикаторов интегративных феноменов, реализующих целостные функциональные структуры психики [49а, 164 и др.]. Опережающие психофизиологические явления обычно исследуются экспериментально на моделях установки, ожидания, готовности, вероятностного прогнозирования. Тонкими мозговыми индикаторами данных процессов являются, например, «волна ожидания» [175] и ее аналог — моторный потенциал готовности — Mill, который выявляется в период подготовки к произвольному действию [28, 175, 251 и др.].
Однако рассмотрение полученных в развивающейся деятельности мозговых потенциалов в контексте Mill, на наш взгляд, становится весьма затруднительным. Происходит это потому, что собственно модальность действия, как известно из ряда работ [28, 69, 175 и др.], не является решающей для специфики генеза опережающих нейрофизиологических процессов у человека. Как показывают экспериментальные факты, эти предвосхищающие явления возникают даже в структуре разномодальных сенсомоторных и сенсосенсорных актов, равно как и при их отмене при условии, если у человека имеется намерение и готовность действовать.
Не подходит для наших материалов и термин «вызванный», заимствованный из работ по сенсорным ВП. Этот термин предполагает модально-специфичный раздражитель как непосредственную причину развития потенциала, чего нет в исследуемом предвосхищающем феномене. Осмысление предвосхищающего феномена в терминах событийно-связанных потенциалов (как сейчас принято главным образом в зарубежных работах, где из факта корреляции или постоянной связи ВП и психологических переменных делается вывод о постоянном соотнесении ВП и феноменов психики) также в должной мере не раскрывает сути исследуемого явления. Изучаемый феномен как единство прошлого, настоящего и будущего также нельзя анализировать только в контексте ожидания, где активность субъекта по построению образа будущего практически отсутствует. Обедняет изучаемую психофизиологическую реальность и ее анализ только в плане готовности, преднастройки и установки, хотя, несомненно, все эти явления имеют место. Мы полагаем, что исследуемая психофизиологическая реальность с большей полнотой может осмысляться в контексте комплексного понятия, такого, например, как антиципация. Индивидуальные параметры психофизиологических процессов антиципации в деятельности удобно изучать на модели вероятностного обучения в апробированном дифференциальной психофизиологией эксперименте [34-37, 131]. (Техника проведения эксперимента описана в разделе 2. 2 второй главы монографии). Каждый потенциал в данной части исследования оценивали с помощью ряда характеристик. 1. Временной интервал от максимума негативности ПА до начала действия (мс). Этот параметр в теории сенсорных вызванных потенциалов (ВП) обычно связывают с латентным периодом ответа. Однако мы считаем весьма затруднительным использовать стимульно-реактивную терминологию при анализе суммированных биопотенциалов, полученных в период, когда нет никаких ответов, стимулов и реакций, а осуществляется прогноз результата будущих действий.
2. Амплитуда от максимума негативности ПА до средней линии, здесь и далее соответствующей изолинии записи калибровки (мкв). (Эти и другие аналогичные параметры могут трактоваться следующим образом: чем больше параметры 1 и 2, тем более выражен весь ПА.) 3. Временной интервал от максимума позитивности ПА до начала действия (мс). 4. Амплитуда от максимума позитивности ПА до средней линии (мкв). 6. Площадь в относительных единицах между положительной фазой ПА и средней линией. 7. Полярно-амплитудная асимметрия ПА (в относительных единицах). 8. Амплитуда ПА (от пика до пика). 9. Среднеарифметическое всех 512 мгновенных амплитуд ПА. 10. Дисперсия мгновенных значений амплитуд ПА. 11. Коэффициент синхронизации ПА лба и затылка. Для каждой ситуации индивидуальные характеристики ПА испытуемых выделялись в начале опыта и в конце. Показатели ПА с помощью корреляционного и факторного анализа были сопоставлены с показателями свойств нервной системы. Анализировались коэффициенты ранговой корреляции. 3. 2. Биоэлектрические характеристики антиципации как индикатор ситуации развития деятельности Качественный анализ объективных параметров динамики сенсомотор-ных действий, а также самоотчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора выявил следующее. На начальных этапах деятельности нахождение способов решения поставленной задачи сталкивается с рядом трудностей, описанных и другими авторами [131, 167]. Вначале испытуемые пытаются переносить на условия текущего опыта привычные способы решения, стремятся как-то упорядочить стохастическую ситуацию. Здесь возникают гипотезы об определенных правилах чередования событий, формируются их субъективные вероятности. Однако эта начальная стадия, судя по материалам обследования, в среде с явно различной частотой смены событий (в данном случае 0,7:0,3) обладает особой спецификой. Судя по самоотчетам испытуемых, уже в самые начальные периоды эксперимента (после первых десятков проб) испытуемые убеждались, что в ситуации I (при нажатии на правую кнопку) «угадывание» происходит намного чаще, чем в ситуации II (при нажатии на левую кнопку). Несмотря на субъективную уверенность в такой оценке, испытуемые продолжали ожидать кардинальной смены ситуации в этой своеобразной «игре с природой». Поэтому в самом начале опыта число нажатий на
правую и левую кнопки в единицу времени оказывалось примерно равным, несмотря на появившуюся уже уверенность в более частом успехе в ситуации I (когда прогнозируется появление вспышки и нажимается правая кнопка). Следует отметить также, что в этой стадии развития деятельности «эмоциональные метки событий» (термин А.Н. Леонтьева [90]) динамичны и вариативны, что связано, по-видимому, с высокой степенью неопределенности прогноза в начале опыта. Иная картина наблюдается в конце эксперимента. Испытуемыми отмечается усиление уверенности в частом «успехе» в ситуации I и редком успешном решении задачи в ситуации П. По материалам самоотчетов, для обследованной группы испытуемых характерно наряду со стремлением набрать максимальное число правильных предугадываний интерес к правильным предсказаниям и редко наступающего события (в нашем опыте отсутствие вспышки после нажатия левой кнопки в ситуации II). В этот завершающий период деятельности частотность выдвижения положительных прогнозов достигает «плато»; складывается система эмоциональных оценок и предпочтений ситуаций. (Индивидуальные вариации сенсомоторных действий по ходу развития вероятностно-прогностической деятельности подробно проанализированы, в частности, в монографии В.М. Русалова [131]). Таким образом, на «временной оси» поведения четко прослеживаются, по крайней мере, две стадии его развития. Применительно к проблемам дифференциальной психофизиологии, на наш взгляд, эти стадии можно описать через формирование стратегии решения задачи, понимаемой по общепринятому определению через обобщенные приемы решения задач различных типов [147 и др.]. В наших экспериментах подтвердился отмеченный В.М. Русадовым [131] факт появления определенной устойчивой тенденции при выборе испытуемыми способов действий по ходу уменьшения неопределенности прогноза. Выполняя задания в стохастической среде бернуллиевского типа при относительно «выпуклом» распределении вероятностей, испытуемые по мере отражения характерных особенностей данной среды, содержащих в своей объективной характеристике скрытую закономерность, получают вместе с тем возможность прогнозировать (с большим или меньшим успехом) условные вероятности наступления событий. С учетом сказанного, развитие вероятностно-прогностической деятельности, наблюдавшееся в наших экспериментах, можно характеризовать через степень сформирован-ности стратегии поведения. Заметим, что раскрытие конкретного содержания используемых испытуемыми стратегий не входит в задачу данного типологического исследования.
Таким образом, у нас имеются все основания связывать ПА, выделяемые в начале эксперимента, с периодом формирования стратегии поведения, а ПА в конце опыта — со стадией стабилизации стратегии в ходе развития вероятностно-прогностической деятельности по мере снятия неопределенности прогноза. Дальнейший анализ полученных результатов целесообразно вести на основе ПА, выделенных на указанных стадиях развития деятельности для двух описанных выше ситуаций. Основные закономерности в динамике ПА разных стадий сформирован-ности стратегии поведения необходимо проанализировать в двух ситуациях: при прогнозировании редкого события (при редком «успехе») и при прогнозировании частого события (частом «успехе»). Отметим, что связь вероятности события и успешности действий испытуемых является далеко не прямолинейной, а в ряде случаев может быть и обратной. Вместе с тем в нашем исследовании ситуация I характеризовалась заметно большим процентом «угадываний», чем ситуация П. Рассмотрим среднегрупповые характеристики ПА, включенные в процесс реализации вероятностно-прогностической деятельности (табл.). Данная таблица показывает, что определенные комплексы параметров ПА существенно различаются в двух вышеобозначенных ситуациях. Так, в начале формирования стратегии поведения ПА-1 в ситуации 1 (частый успех) по сравнению с ситуацией 11 (редкий успех) оказались в лобном отведении более выраженными (Р<0,001) характеристики площадей между отрицательной фазой ПА и средней линией (показатель 5), а также параметр полярно-амплитудной асимметрии (показатель 7). При тех же условиях в ситуации II более выраженными были следующие характеристики ПА: полярно-амплитудная асимметрия ПА затылочной области, среднеарифметическое значение ординат ПА (для двух отведений), дисперсия мгновенных амплитуд ПА и средние значения ПА обеих зон мозга. При этом 0,05 < Р < 0,01. Для оценки значимости различий нами был использован критерий знаков, учитывающий направленность изменений изучаемых характеристик. Совершенно другой была структура компонентов ПА в период относительной стабилизации стратегии поведения (ПА-2). Здесь в ситуации 1 более выраженными оказались такие параметры ПА, как площадь негативной фазы потенциалов двух областей (N 5), полярно-амплитудная асимметрия ПА (при р<0,01), амплитуда отрицательной фазы ПА лобной доли (р<0,05). Аналогичные зависимости, не достигающие, правда, уровня статистической значимости, прослеживаются и в других параметрах ПА (N 8, 2, 4, 9). Однако, при сформированной стратегии сохраняются такие параметры ПА, которые были более выражены а период подготовки к действиям, с малой вероятностью приводящим к решению задачи (ситуаций II): а именно, дис-
персия мгновенных амплитуд ПА двух областей, уровень синхронизации биоэлектрических процессов двух полушарий, среднее значение ординат ПА затылочной области. Таким образом, попарное сравнение компонентов ПА в двух исследуемых ситуациях в разные периоды сформированности стратегии поведения указывает на существование специфических симптомов в процессах антиципации, соотносимых с конкретными условиями (в частности, с субъективной вероятностью успешного достижения прогнозируемого результата действия) решения поставленной задачи. В стадии поиска стратегии поведения более выраженными были параметры ПА в период ожидания редкого события, а при стабилизации образа действий — при прогнозе частого события. Следует, однако, отметить, что функциональные системы. Объективизированные в параметрах ПА, всегда содержат характеристики, эквивалентные разным параметрам будущего результата [32, 35, 39]. Аналогичные, но не тождественные факты выявлены и при сравнении динамики показателей обеих выделенных ситуаций в ходе упрочения стратегии поведения [34, 39]. Данная таблица также показывает, что динамика параметров ПА в ходе формирования стратегии поведения существенно различается в двух выше-обозначенных ситуациях, а именно в ситуации I (частый успех) к концу эксперимента статистически значимо увеличиваются следующие характеристики ПА: амплитуда отрицательной фазы потенциалов двух областей мозга, площадь отрицательной фазы ПА затылочного отведения, полярно-амплитудная асимметрия двух зон, амплитуда ПА затылка, средние значения ПА и уровень синхронизации суммированной биоэлектрической активности анте- и ретроцентральной коры (р<0, 05). Наряду с этим в ситуации II (редкий успех) к концу опыта значимо уменьшаются следующие параметры ПА: площадь между отрицательной фазой и средней линией, полярно-амплитудная асимметрия лобной области, дисперсия мгновенных амплитуд в затылке (р<0,05). Об этом свидетельствуют показатели различий, которые не достигают, но приближаются к необходимому уровню значимости: амплитуда отрицательной фазы ПА (лба), средние значения ординат ПА (лба). Таким образом, в ходе формирования стратегии поведения, с одной стороны, увеличивается выраженность ПА, предшествующим произвольным действиям в ситуации, когда прогноз испытуемых и реально наступившее событие совпадает, а с другой стороны, уменьшается выраженность ПА в периоды прогнозирования событий, с малой долей вероятности приводящих к решению поставленной задачи. В первом случает ПА относительно сформированной стратегии поведения характеризуются большими амплитудами, большими площадями между негативной фазой потенциала и сред-
ней линией, большими показателями полярно-амплитудной асимметрии в основном за счет превалирования отрицательной фазы над положительной (этот эффект особо выражен в ПАВ лобной области), большими коэффициентами синхронизации разных мозговых зон. Напротив, для ситуации II выявлено редуцирование ПА по ходу эксперимента. По-видимому, возникновение выраженной заблаговременной предна-стройки к действиям, которые исходя из прошлого опыта субъекта с большой долей вероятности приводят к успеху в решении поставленной задачи, наряду с уменьшением реактивного эффекта в ситуациях редкого успеха, отражает специфику антиципации человека. По мере формирования стратегии поведения, стабилизации образа действий психофизиологические механизмы антиципации по результатам нашей работы динамично сопряжены с субъективно прогнозируемым успехом решения задачи в условиях неопределенности прогноза. Мы полагаем вслед за П.К. Анохиным, В.Б. Швырковым и другими исследователями, что именно результат поведенческого акта может рассматриваться как системообразующий фактор, организующий весь процесс опережающего отражения действительности субъектом и активацию функциональных систем, необходимых для успеха действий в прогнозируемой ситуации. Полученные нами данные согласуются с психофизиологическими теориями, в которых организация элементов в системе рассматривается как информационный эквивалент образа «потребного будущего» [7, 11, 47, 163-166]. Эти выводы подтверждаются и материалами, которые на первый взгляд не соответствуют тем основным тенденциям в динамике ПА, которые рассмотрены выше. В частности, некоторые характеристики ПА оказались более выраженными в ситуациях частого успеха в стадии формирования стратегии «вероятностного обучения», другие же — в ситуациях редкого успеха при сложившемся образе действий индивида. Такого рода зависимости, с нашей точке зрения, отражают некоторые специфические особенности деятельности человека, связанные с характерной для него тактикой «подстораживания» редкого сигнала, «высокой ценой» угадывания редких событий (в частности, в ситуации II), а также с постепенной утратой частыми сигналами качеств новизны, неожиданности (в ситуации I), стимулирующих, согласно литературным данным [141, 159], активационные процессы. В целом описанные в настоящем разделе результаты показывают, что за внешним сходством двигательных реакций скрываются существенные различия в их психофизиологической «канве», отражающей специфику динамично складывающихся функциональных систем при обеспечении деятельности человека. Перестраивающиеся в этой связи характеристики ПА соот-
носятся, по-видимому, с гибкими звеньями нейродинамики при подборе определенных элементов, необходимых для успешного решения задачи в заранее прогнозируемой субъектом ситуации. Полученные факты указывают также на целостный синдром признаков, которые, можно предполагать, соотносятся с информационным эквивалентом формирующегося образа будущего результата. 3. 3. Потенциалы антиципации в механизмах реализации действий разного смысла В задачу данного раздела входит сравнение факторных отображений взаимосвязей характеристик ПА, зарегистрированных в ситуациях решения испытуемым разных задач (при различающихся смыслах моторных действий), но в условиях сходства сенсомоторной организации произвольного движения (по материалам II и III серий). Выяснение сходства синдромов антиципации, реализующей тождественные по сенсомоторным характеристикам, но различные по целям и смыслам действия, позволит раскрыть степень подверженности ПА влияниям со стороны психологически существенных трансформаций движений (операция — действие — деятельность). Эти данные являются необходимыми для последующего изучения индивидуальных различий в контексте целостной индивидуальности. Поставленный эксперимент можно рассматривать в качестве своеобразной ситуативной микромодели, в рамках которой как бы фокусируются законы организации функциональных систем, порождаемых полифонией решаемой человеком задачи, иерархиями целей действий с присущим им личностным смыслом. Методика экспериментов описана ранее (глава 2, раздел 2.2). Визуальный анализ графических изображений ПА, полученных на экране компьютера, показывает, что в преддвигательный период произвольного действия в двух сериях экспериментов в биоэлектрических потенциалах как лобного, так и затылочного отведений отчетливо виден комплекс медленных негативно-позитивных колебаний. Пример такого изображения приведен на рисунке. — Показанные здесь потенциалы, зарегистрированные у испытуемой Н.Н. во II экспериментальной серии (два верхних графика) и в III серии (два нижних графика), достигают максимума негативности в период 800-1200 мс до действия. При этом ПА в ситуациях счета действий у данной испытуемой отличаются заметно большей площадью между графиком потенциала и средней линией по сравнению с ПА преддвигательного периода произвольного движения.
Общие наблюдения ПА показывают. Что их форма и параметры могут значительно варьировать от одного испытуемого к другому. Определяющие детерминанты интериндивидуальных вариаций ПА выделяли с помощью корреляционного и факторного анализа. При статистической обработке использовался метод главных компонент с последующим вращением осей по «варимаксному» способу [25]. Количество значимых факторов соответственно равнялось 4, 4, 5. При этом собственные числа были близки к единице, суммарная дисперсия учитывала более 66% дисперсии признаков (73, 67, 66, %), а последующие факторы (5-й, 6-й) не приводили к увеличению суммарной дисперсии более чем на 5%. Выделенные факторы обозначены буквами латинского алфавита. Факторное отображение связей показателей ПА, включенных в произвольные движения, приведено в табл. 1. По результатам, представленным в этой таблице, фактор А составили следующие характеристики ПА: амплитуды максимума негативности двух отведений головного мозга — N 3, 4, площадь отрицательной составляющей потенциала лобных отведений (соответствующий индекс затылочной области также выявил тенденцию к связи с данным фактором) — N 9, 10, амплитуды ПА от пика до пика двух отведений — N 15, 16, среднеарифметические всех ординат ПА лба — N 17, а также дисперсии значений амплитуд ПА затылка — N 20. Все перечисленные характеристики вошли в фактор со знаком «плюс». Данная группа взаимосвязанных параметров ПА объединила индексы медленного отрицательного колебания преддвигательного периода произвольного действия вместе с показателями, которые обычно интерпретируются в контексте энергетической мощности колебаний биоэлектрических процессов вокруг их средних значений. Во второй выделенный фактор В также со знаком «плюс» вошли показатели N 5, 7, 8, 10, 12. Эту группу составили как характеристики ПА лобных отведений, (время развития позитивности, а также ее амплитуда), так и затылочных (амплитуда позитивного колебания, площадь отрицательной и положительной фазы), что наблюдалось и в факторе А. Группа взаимокоррелируемых характеристик ПА, обозначенная в табл. 1 как фактор D, также содержит индексы двух полушарий мозга. В данную группировку с положительным знаком вошел параметр полярно-амплитудной асимметрии затылочных ПА (N 14), а следующий показатель имеет отрицательный знак: в лобных отведениях — площадь положительной фазы, дисперсия амплитуд, в затылочной области — среднее арифметическое ординат потенциалов (N 11, 18, 19). Кроме того, с максимальным весом в выше обозначенный фактор вошел индекс синхронизации дистантно расположенных отделов мозга (N 21), в силу чего такая фактология может интер-
претироваться как отражающая координированность функционирования мозга в период антиципации. Для фактора N также характерно общемозговое содержание. Сюда вошли показатели N 6, 13: время развития позитивности в ПА затылка, а также полярно-амплитудная асимметрия ПА лобных отведений. Факторное отображение взаимосвязей характеристик антиципации, реализующей произвольные движения в условиях подсчета их числа (отмечены добавлением знака «штрих» к соответствующим индексам ПА), показано в таблице 2. По результатам II экспериментальной серии выявлены четыре фактора. В фактор Е вошли: время развития максимума негативности в потенциалах лобных отведений (N Г) и площадь этой фазы двух областей (N 9', 10'). Таким образом, эта группа показателей объединила индексы медленного отрицательного колебания преддвигательной биоэлектрической активности двух полушарий мозга. После вращения в фактор К вошли параметры N 2', 1Г, 13'. В соответствии с направлением статистических связей первичной матрицы интеркорреляций, отраженным в данной компоненте, большие значения полярно-амплитудной асимметрии ПА и меньше площади его положительной фазы (лобные индексы) соотносятся с большим временем развития максимума негативности в потенциалах затылка. Отметим, что этот фактор сходен с фактором N, выявленным по материалам I серии. Фактор Н составили амплитуды положительной фазы ПА (лобного отведения) и коэффициенты синхронизации биоэлектрической активности во время антиципации (N 7', 2Г). Оба показателя вошли в фактор со знаком «минус». По результатам II серии выделен фактор С, объединивший только характеристики ПА затылочной области — большие площади положительной фазы соотносятся с меньшей дисперсией мгновенных значений амплитуд (N 12', 20'). Сводная обработка результатов I и II серии позволила выявить пять взаимосвязанных групп характеристик ПА, обозначенных в таблице 3 порядковым индексом М. Номера показателей ПА, которые даны в тексте, для характеристик II серии обозначены добавлением знака штрих — Г, 2', 3'... 20', 21'. Результаты, представленные в таблице 3, со всей очевидностью свидетельствуют, что характеристики антиципации, включенной в произвольные движения, с одной стороны, и реализующей счет таких действий — с другой, образуют отдельные группировки, выявленные в зависимости от тесноты и характера взаимосвязей исследуемых параметров ПА. Так, характеристики ПА произвольных действий образуют фактор М2 (сходный с фактором D), фактор М5, аналогичный фактору А, а также фак-
тор МЗ, куда вошли параметры ПА лобных отделов (N7, 13) — амплитуды максимума позитивности и полярно-амплитудная асимметрия ПА. Показатели ПА, зарегистрированные в ходе подсчета движений, представлены при факторном отображении результатов сводной обработки двух серий двумя факторами. При этом фактор М4 сходен с фактором К, а фактор Ml может быть рассмотрен как объединенная группа показателей, ранее вошедшая в другие факторы, составленные по результатам II экспериментальной серии. Резюмируя изложенные результаты, представленные в трех таблицах, отметим следующие положения. Факторы, выделенные для характеристик антиципации, включенной в реализацию произвольных движений, а также в условиях счета таких действий, в основном составили показатели активности двух областей головного мозга, входящих в антецентральную и ретроцентральную кору. По-видимому, функциональные системы опережающего реагирования в структуре произвольных действий человека имеют обще мозговую природу. Сравнительный анализ состава факторов ПА двух серий выявил только одну группу параметров, оказавшихся сходными (аналогичны факторы К и N). Обособленность выделенных факторов свидетельствует о специфике механизмов реализации изучаемых движений как действий. Отмеченная специфика сказывается в гетерогенности характеристик положительных и отрицательных фаз ПА. Углубленный анализ синдромов электроэнцефалографических характеристик (в частности, выделенных в данном исследовании факторов ПА) часто связывают с выяснением нейрофизиологического содержания, с поисками подкорковых источников мозговых потенциалов. На этом пути сам факт соотнесенности феноменов опережающего отражения макро- и микроуровня показан в целом ряде работ. Однако такие связи носят сложный опосредованный характер. Так, В.А. Илюхина при сравнении биоэлектрической активности глубоких структур мозга человека (ядер зрительного бугра и стриопаллидарной системы) с отведениями от поверхности скальпа показала неодновременность возникновения электрографических коррелятов готовности к произвольному действию в разных звеньях изучаемой корково-подкорковой системы [14]. Взаимосвязи нейронных и суммарных электрографических процессов опережения в коре и некоторых подкорковых структурах головного моз
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|