Политическое развитие России
Приступая к изучению истории России 90-х гг., необходимо помнить о том, что это время было революционным по характеру происходивших перемен, по методам достижения поставленных властью целей, крайне противоречивым по результатам, богатым на достижения и серьезные ошибки руководства. Все это порождает полярность и эмоциональный характер оценок. События 19-21 августа 1991 г. перевели латентный процесс дезинтеграции СССР в открытую форму, положив начало новому периоду (до конца 1991 г.), основным содержанием которого явился демонтаж союзных структур. После кризиса 19-21 августа 1991 г. принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и «политической целесообразностью». Со 2-го по 5 сентября 1991 г. в Москве работал V (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР, который политически и юридически закрепил послеавгустовскую ситуацию. Съезд принял «Закон об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». Закон предусматривал прекращение деятельности высших органов государственной власти СССР. В соответствии с законом был создан Госсовет СССР, состоявший из Президента СССР и высших должностных лиц республик, которому передавались функции управления. 23 августа 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». Согласно Указу Президента РСФСР от 25 августа «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» все партийное движимое и недвижимое имущество, включая денежные и валютные счета, становилось государственной собственностью России. В тот же день М. Горбачев объявил о сложении с себя обязанностей Генерального секретаря ЦК КПСС и призвал партию самораспуститься.
25 августа Указом М Горбачева был ликвидирован Совет Министров СССР, вместо него был создан Комитет оперативного управления народным хозяйством, который возглавил российский премьер И.С. Силаев. Создание Комитета и назначение его руководства отражали перевод союзных структур под управление российских органов власти. До конца 1991 г. под юрисдикцию России перешли органы прокуратуры, Министерство финансов и Госплан СССР. В августе - ноябре 1991 г. развернулось реформирование КГБ. К началу декабря 1991 г. большинство союзных структур были либо ликвидированы, либо поделены, либо перешли под юрисдикцию России, либо были дезорганизованы. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано новое российское правительство во главе с Б. Ельциным и вице-премьерами Г. Бурбулисом (отвечавшим за политические вопросы) и Е. Гайдаром (министром экономики и финансов). При правительстве действовал институт советников, где ведущая роль принадлежала американскому экономисту-либералу Д. Саксу. 8 декабря 1991 г. Председатель Верховного Совета Беларуси С.С. Шушкевич, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин и Президент Украины Л.М. Кравчук в Белой Веже подписали Соглашение о создании СНГ, в преамбуле которого заявлялось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к Беловежскому договору об образовании СНГ на правах учредителей присоединились еще восемь республик. Разумеется, распад СССР не был обусловлен только «злой волей» отдельных политиков, но не был он и фатально предопределен. Ныне очевидны негативные последствия ликвидации СССР. «Кто не сожалеет об этом, у того нет сердца», – сказал через 10 лет после ликвидации СССР В.В. Путин. Политики и ученые признают, что для большинства союзных республик распад СССР стал национальной катастрофой. Падение производства и уровня жизни, рост социальной дифференциации разрушили целостность общества. Шесть из пятнадцати республик прошли через войны. За годы «перестройки» и в 90-е гг. на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых, по подсчетам экспертов Госдумы в 2001 г., составило до 600 тыс. человек. В этих условиях говорить о мирном характере гибели империи не приходится. К 2000 г. ВВП в странах СНГ сократился на 38%, объем промышленного производства – на 45 %, продукции сельского хозяйства – на 36 %.
В переходный период (осень 1991-1993 гг.) вслед за политическим оформлением новой власти в 1991 г. происходило утверждение экономических и конституционных основ нового государственного устройства России. При этом главную задачу новое руководство страны видело в закреплении политических изменений в обществе. Развернулось активное преобразование всей системы политических, экономических, социальных отношений. В среде тех, кто во второй половине 1991 г. определял политический курс, доминировали антикоммунистические настроения. В целях укрепления «президентской вертикали» еще 14 августа 1991 г. указом Президента были назначены первые 14 его представителей на местах. До конца года представители Президента имелись в более чем 50 регионах России. 21 августа было принято постановление Верховного Совета РСФСР, которое предоставляло Президенту право отстранять от должности председателей Советов в случае неисполнения этими Советами законодательства РСФСР, указов Президента и актов Правительства РСФСР, а также исполнения ими решений антиконституционных органов. Постановление вводило должность главы администрации как руководителя соответствующего исполнительного органа. Президенту РСФСР предоставлялось право «впредь до принятия Закона» единолично назначать глав администраций и освобождать от этих должностей. Постановление ограничивало властные функции Советов и усиливало «исполнительную вертикаль». На V съезде народных депутатов РСФСР (28 октября – 13 ноября 1991 г.) было принято постановление «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы». Оно предоставляло Президенту право самостоятельно реорганизовывать структуру высшей исполнительной власти и решать вопросы кадрового назначения в системе исполнительной власти. Кроме того, Президент получил право приостанавливать действие актов глав исполнительной власти (республик в составе РСФСР), а также иные решения органов власти, если они противоречили Конституции и Законам РСФСР.
Сложные процессы протекали в сфере федеративных отношений. Звучавшее в 1990 г. предложение «глотать суверенитеты» осенью 1991 г. было окончательно признано ошибочным, и началась борьба за сохранение бывших автономий в правовом поле России. Наиболее сложная ситуация складывалась в Чеченской Республике, где началось формирование национальной гвардии, захват хранящегося на складах оружия и боевой техники. 1 сентября 1991 г. Исполком Общенационального конгресса чеченского народа постановил распустить Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики. По сути, уже в первой половине сентября 1991 г. в Чечено-Ингушской Республике националистические силы совершили военный переворот, не столько направленный против прежней партийно-советской номенклатуры, сколько нацеленный на выход из России. К 1 ноября 1991 г. в Национальной гвардии насчитывалось 62 тыс., а в народном ополчении – более 90 тыс. человек. Намеченные выборы в Чечне объявились российским руководством незаконными, а их итоги заранее признавались недействительными. Тем не менее 27 октября выборы были проведены, в них не участвовали ингуши и часть русскоязычного населения. Голосование прошло менее чем в половине районов республики. Д. Дудаев стал первым чеченским президентом. В октябре-декабре 1991 г. продолжалось избрание президентов республик в составе России, однако теперь он шел не «явочным порядком», а на основе согласительных постановлений ВС РСФСР. Так были избраны президенты республик Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Саха (Якутия). Выборы президента Татарстана состоялись 12 июня 1991 г. В сентябре 1991 г. в Казани проходили митинги с требованиями независимости Татарстана. 24 октября Верховный Совет республики принял постановление о государственной независимости Татарстана, а 26 декабря 1991 г. - декларацию о вхождении в СНГ на правах учредителя.
Время с конца августа 1991 г. до декабря 1993 г. было особым периодом политической истории России, которое называют «августовской республикой». Его начальная грань связана с получением независимости, а конечная – с оформлением новых отношений в Конституции и выборами в Госдуму. Это был период трансформации всех общественных отношений, которая была направлена от советского социализма к капитализму. Именно в этот период началась смена форм собственности, отход государства от прямого управления экономикой, демонтаж советских социальных институтов и гарантий, либеральная экспансия в идеологии и культуре. Однако главные события развернулись в политической области. Вопрос о власти принял форму столкновения двух моделей ее организации: президентской и парламентской республики. Острота конфликта между Съездом народных депутатов и Президентом определялась также неудовлетворительными итогами социально-экономического развития в 1992 г. и противоречиями конституционного строя. 20 марта 1993 г. Б. Ельцин предпринял попытку приостановить деятельность парламента, однако столкнулся с сопротивлением Конституционного суда, Генеральной прокуратуры и Парламента и вынужден был отступить. В апреле VIII Съезд народных депутатов предпринял неудачную попытку импичмента Б. Ельцина. В свою очередь Б. Ельцин предложил провести референдум о доверии президенту, курсу реформ, о перевыборах президента и парламента. Большинство участников референдума высказались за доверие Б. Ельцину и политике правительства, против досрочных выборов президента и парламента. 21 сентября 1993 г. Б. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», по которому распускались Съезд и Верховный Совет и назначались новые выборы. Верховный Совет и Съезд признали действия Б. Ельцина антиконституционными и заявили об отстранении его от власти. Противостояние между исполнительной и законодательной властью привело к расстрелу парламента и вооруженным столкновениям в Москве. По официальным данным погибло 145 человек. Руководители сопротивления (А. Руцкой, Р. Хасбулатов, А. Макашов) были арестованы. События сентября-октября 1993 г. историки расценивают как ограниченный во времени и пространстве эпизод гражданской войны, который не распространился на другие регионы и не привел к масштабному столкновению тех социальных сил, интересы которых объективно представляли президент и парламент. Смысл событий осени 1993 г. до сих пор оценивается неоднозначно. Одни видят в них демократическую революцию, открывшую путь преобразованиям в обществе, другие – антиконституционный государственный переворот. Нельзя не обратить внимания на то, что действия президента получили политическую поддержку Запада, прежде всего США.
До избрания нового парламента Россия управлялась президентскими указами. Так, был издан ряд важных указов, которые прекращали деятельность Советов и предусматривали реформирование местного самоуправления. Таким образом, через 76 лет после провозглашения советская власть завершила свое существование. Был подписан указ о регулировании земельных отношений, приравнявший собственность на землю к обычной недвижимости, которую разрешалось продавать, покупать, дарить, сдавать в аренду, что вызвало полюсные оценки со стороны различных политических сил. Вводилась в действие новая военная доктрина России, которая предусматривала реорганизацию Вооруженных сил. Изменилась государственная символика: прежний государственный герб был заменен двуглавым орлом. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную думу и референдум по проекту Конституции. Итоги голосования оказались неожиданными. Конституция была принята незначительным большинством, а на выборах в Думу победу одержала ЛДПР (22,7 %, 59 мест). Блок КПРФ и аграриев получил 20,3 % голосов (32 и 21 место), «Женщины России» - 8,1% (21 место), «Яблоко» - 7,8 % (20 мест), Демократическая партия России – 5,5 % (14 мест). Партия Е. Гайдара «Выбор России» набрала 15,4 % голосов (40 мест), 6,7 % голосов (18 мест) получила Партия российского единства и согласия С. Шахрая. Таким образом, большинство в Думе принадлежало оппозиции. Принятие Конституции и выборы парламента способствовали формированию политико-правовой определенности в государственном строе России. С начала 1994 г. в стране происходила внутриполитическая стабилизация. В январе была объявлена амнистия членам ГКЧП и участникам октябрьских событий 1993 г. В апреле был подписан Договор об общественном согласии, под которым поставили подписи более 800 политиков. Правда, документ не подписала КПРФ, АПР и другие оппозиционные силы. 15 февраля был подписан Договор между Россией и Татарстаном. В 1994-1995 гг. другие республики также заключили договоры с федеральным центром. Как и прежде, наиболее драматичной оставалась ситуация в Чечне. 9 декабря 1994 г. Б. Ельцин подписал указ о вводе войск в Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Российское руководство пыталось предотвратить выход Чечни из состава России, вернуть контроль над проходящими через республику нефтепроводами и железными дорогами, обуздать преступность в регионе. Военные действия в Чечне велись на протяжении двух лет, однако иногда напоминали «странную войну». Они сопровождались террористическими действиями боевиков на территории России. Начавшаяся в Чечне война унесла десятки тысяч человеческих жизней. Потери Вооруженных сил и милиции в 1994-1996 гг. составили 5042 человека, пропавших без вести и пленных оказалось 510 человек. Потери бандформирований оцениваются в 2500-2700 человек. По экспертным оценкам, потери гражданского населения на Северном Кавказе составили 30-35 тыс. человек. Война в Чечне вызвала широкую оппозицию в обществе. Вот почему ее прекращение стало одной из главных задач президентской кампании Б. Ельцина в 1996 г. Военные действия на период выборов были прекращены. 31 августа 1996 г. в Хасав-Юрте был подписан договор о прекращении военных действий. Российские войска покинули территорию Чечни. 27 января 1997 г. президентом Чеченской Республики был избран А. Масхадов. Фактически Чечня стала независимой. Вот почему в настоящее время хасавюртовские соглашения расцениваются властью и обществом как предательство интересов России. Неудачи в социально-экономическом развитии, военная кампания в Чечне делали правительство и президента все менее популярными. Важным индикатором массового недовольства явились результаты выборов в Госдуму, прошедших в декабре 1995 г. В выборах участвовало 43 партии и избирательных объединений, но в Думу прошли лишь КПРФ (157 мест; 34,9 %), ЛДПР (51; 11,4 %), «Яблоко» (45; 10 %) и «Наш дом – Россия» (55; 12,2 %). «Демократический выбор России» (преемник «Выбора России») в Думу не прошел. Результаты выборов выглядели крайне неблагоприятно для исполнительной власти. Секретарь ЦК КПРФ Г.Н. Селезнев стал спикером Думы. В этой связи чрезвычайно важными представлялись президентские выборы 1996 г. Рейтинг действующего главы государства не превышал 7-8% и был существенно ниже рейтинга Г.А. Зюганова. 16 июня 1996 г. в первом туре выборов. Б.Н. Ельцин набрал 35,28 % голосов избирателей, Г.А. Зюганов – 32 %. 3 июля 1996 г. во втором туре за Б.Н. Ельцина проголосовали 53,8 %, за Г.А. Зюганова – 40,3 % избирателей. Президентская кампания сопровождалась многочисленными нарушениями, что породило среди части общества сомнения в легитимности ее результатов. Президентские выборы 1996 г., а также результаты местных выборов 1996-1997 гг. продемонстрировали необходимость укрепления авторитета центральной власти. Состояние здоровья Б.Н. Ельцина, несмотря на успешную операцию на сердце, проведенную 5 ноября 1996 г., оставляло желать лучшего. В этих условиях усилилось влияние на политику так называемой «семьи» – близкой к Ельцину неформальной группы из числа родственников и особо доверенных лиц. По этой причине оппозиция инициировала вопрос об отставке президента. 1997-1998 гг. характеризуются нарастающим политическим кризисом, который отчетливо проявлялся в нестабильности правительства, столкновениях группировок российского бизнеса в борьбе за передел государственной собственности, скандалах и отставках политиков высокого ранга. Все это происходило на фоне углубления экономического кризиса и приближающегося краха проводимой экономической политики. 23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин издал указ о роспуске Правительства и отставке В.С. Черномырдина. Исполняющим обязанности главы Правительства был назначен малоизвестный и совсем молодой С.В. Кириенко. В сентябре 1998 г. после дефолта Правительство возглавил Е.М. Примаков. Среди приоритетов нового правительства было сохранение единства России и поддержка отечественной промышленности. В состав кабинета вошли и либералы-рыночники, и коммунисты. Однако усиление позиций Е. Примакова как потенциального кандидата на пост президента от оппозиции не устраивало Б. Ельцина. Е. Примаков к тому же вызывал сомнения как возможный преемник действующего президента. Премьер-министром в мае 1999 г. стал С. Степашин. В это же время была проведена процедура импичмента президента. Однако Государственной думе не удалось набрать конституционного большинства в 300 голосов ни по одному из 5 пунктов обвинения (подписание Беловежских соглашений и развал СССР, трагические события осени 1993 г., развязывание чеченской войны, развал армии, геноцид народа). После отставки в августе 1999 г. С. Степашина исполняющим обязанности главы Кабинета был назначен В. Путин. В декабре 1999 г. прошли выборы в Госдуму. КПРФ получила 24,3 % голосов избирателей, проправительственный блок «Единство» - 23,3 %, центристская оппозиция (блок «Отечество – вся Россия» во главе с Е. Примаковым, Ю. Лужковым) – 13,3 %, праволиберальный блок «СПС» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада) – 8,5 %, ЛДПР и «Яблоко» - по 6 %. 31 декабря 1999 г. Б. Ельцин объявил о своей отставке. Исполняющим обязанности Президента стал В.В. Путин. 26 марта 2000 г. прошли выборы Президента. В них в первом туре победил В.В. Путин (более 52 % голосов). Среди первоочередных задач нового Президента стало разрешение чеченской проблемы и укрепление российской государственности. Помимо жесткой политики к непримиримой оппозиции в Чечне предусматривалось восстановление экономики, диалог с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные методы и непричастными к террору. В марте 2003 г. прошел референдум по чеченской конституции, выборы президента и парламента. Приоритетным направлением деятельности руководства России в политической области в начале XXI века стало укрепление вертикали власти, увеличение роли федерального центра. Для укрепления роли федерального центра был введен институт представителей президента в 7 созданных федеральных округах. В сентябре 2000 г. создан Государственный совет РФ, реформирован Совет Федерации. В интересах консолидации общества в декабре 2000 г. приняты законы о государственных гимне, гербе, флаге и флагах Вооруженных сил. В 2001 г. было сформировано правоцентристского пропрезидентское большинство в Государственной думе, а влияние левых сил ослаблено. Ключевую роль стала играть фракция партии «Единая Россия» (лидер Б.В. Грызлов). В результате законодательный процесс активизировался. Так, в 2001 г. были приняты: Земельный кодекс России, закон о пенсионном обеспечении, Трудовой кодекс. В 2002 г. – комплекс законов по судебной реформе, закон об альтернативной гражданской службе. Политическое развитие в 2000–2003 гг. характеризовалось определенной стабилизацией, укреплением позиций В.В. Путина и его политических сторонников, что нашло отражение в результатах парламентских выборов 2003 г. Партия «Единая Россия» получила 37,57 %, КПРФ – 12,61 %, ЛДПР – 11,45 %, Народно- патриотический союз «Родина» – 9,02 %. Партии «Яблоко» и СПС не прошли 5 %-ный барьер и в Думе не были представлены. В 2004 г. В. Путин был избран на второй президентский срок. Внутриполитический курс, проводимый в течение второго президентского срока В.В. Путина, направлен на сохранение целостности России, углубление либеральных рыночных реформ совершенствование вертикали власти и федеративного устройства, укрепление безопасности граждан, защиту конституционных прав человека, борьбу с терроризмом и сепаратизмом был продолжен. В 2006 г. создана Общественная палата как институт гражданского общества. Совершенствовалась избирательная система. Подавлены тенденции перехода власти в руки олигархов. Абсолютное парламентское большинство позволило В.В. Путину активизировать политическое реформирование. В 2004–2005 гг. был принят ряд изменений в избирательном процессе. Кандидатура губернатора представляется президентом местным Законодательным собраниям из числа кандидатур, выдвинутых партией, победившей на местных выборах. Порог прохождения в Государственную думу повышен до 7 %, а выборы стали проходить только по партийным спискам. Наметившиеся в социально-экономической сфере позитивные перемены нашли отражение на результатах парламентских (2007 г.) и президентских выборов (2008 г.). На первых убедительную победу одержала партия «Единая Россия», получив 64,3 % голосов. На президентских выборах 2008 г. победу одержал Д.А. Медведев, получивший 70,28 % голосов избирателей (Г.А. Зюганов – 17,72 %, В.В. Жириновский – 9,35 %, А.В. Богданов – 1,30 %). После официального вступления Д.А. Медведева в должность Президента России (май 2008 г.) В.В. Путин занял пост руководителя Правительства и возглавил партию «Единая Россия». В условиях начавшегося в 2008 г. мирового экономического кризиса ключевым стал процесс усиления эффективности политической власти. Так, по предложению Д.А. Медведева, в Конституцию России были внесены поправки, согласно которым полномочия президента и Госдумы продлевались до шести и пяти лет соответственно. Был принят ряд мер, направленных на совершенствование политической системы. В частности, Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта РФ. Выборы в Думу в декабре 2011 г. прошли в условиях обновленной политической системы, но продемонстрировали неоднозначность политических процессов. «Единая Россия» набрала 49,32 % (на предыдущих выборах – 60,62 %). КПРФ - 19,19 %, «Справедливая Россия» – 13,24 %, ЛДПР – 11,67 %. В Думу не прошли «Яблоко» (3,43 %), «Патриоты России» (0,97 %) и «Правое Дело» (0,6 %). Выборы продемонстрировали кризис «Единой России», что выразилось в потере голосов, в оспаривании официальных итогов выборов на многочисленных митингах оппозиции и рядовых избирателей. Падению рейтинга «Единой России» также способствовали случаи использования административного ресурса, несоответствие официальных результатов выборов и данных опроса избирателей на выходе из избирательных участков. 4 марта 2012 г. состоялись выборы президента России. Выборы характеризовались высокой явкой избирателей (65,3 %), огромным числом наблюдателей от партий и общественных организаций, а также установленными на избирательных участках веб-камерами. В.В. Путин получил 63,60% голосов. Лидер коммунистов Г.А. Зюганов набрал 17,18 % голосов, самовыдвиженец миллиардер М.Д. Прохоров - 7,98 %, лидер ЛДПР В.В. Жириновский – 6,22 %, лидер «Справедливой России» С.М. Миронов – 3,85 %. Ход предвыборной кампании, своеобразная рокировка на вершине власти (Д.А. Медведев стал руководителем Правительства РФ) вызвали активную дискуссию в обществе и усиление оппозиционных настроений. Г.А. Зюганов назвал выборы «нелегитимными, нечестными, непрозрачными». По мнению М.Д. Прохорова, выборы не были честными. Лидеры ЛДПР и «Справедливой России» заявили, что прошедшие выборы были чище, чем парламентская кампания 2011 г. После избрания В.В. Путина на третий президентский срок продолжилось реформирование политической системы страны. Заметно активизировалась борьба с коррупцией. Есть все основания говорить о том, что политический процесс в современной России вступил в новую стадию развития,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|