Ноздрев и Чичиков (сценка)
Чичиков: - У меня к тебе просьба. Ноздрев: - Какая? Чичиков: - Дай слово, что исполнишь. Ноздрев: - Ну какая просьба? Чичиков: - Дай честное слово! Ноздрев: - Честное слово! Чичиков: - Вот какая просьба: у тебя есть много умерших крестьян, которые еще не вычеркнуты из ревизии? Ноздрев: - Ну да есть, а что? Чичиков: - Переведи их на меня. Ноздрев: - На что? Чичиков: - Уж это мое дело! Ноздрев: - Пока не скажешь, не сделаю! Чичиков: - Жениться хочу, а родители невесты требуют, чтобы у жениха не меньше 300 душ было. Ноздрев: - Врешь ты все. Чичиков: - Это обидно в самом деле! Ноздрев: - Купи у меня жеребца, а души я тебе в придачу дам. Чичиков: - Зачем мне жеребец? Ноздрев: - Ну купи кобылу! Чичиков: - Зачем мне кобыла? Ноздрев: - Ну так купи собаку. Купи щенка: смотри, какой мордастенький! Чичиков: - Да зачем мне щенок? Ноздрев: - Сыграем в шашки: выиграешь – твои все. Чичиков: - Ну, изволь. Но я плохо играю. Ноздрев: - Знаем мы, как вы плохо играете! Чичиков: - Давненько я не брал в руки шашек!
Начинают играть. Ноздрев сметает часть локтем.
Чичиков: - Э, брат! Верни-ка ее назад! Ноздрев: - Кого? Чичиков: - Шашку! Кто же ходит по шашки сразу! Ноздрев: - Она сама подвинулась! Чичиков: - А эта откуда взялась? Ноздрев: - Какая? Чичиков: - Которая в дамках уже! Ноздрев: - А ты не помнишь? Чичиков: - Да ты, брат, врешь! Ноздрев: - Я не обманывал, а ты не можешь отказаться играть! Чичиков: - Ты не заставишь меня играть! (перемешивает все шашки на доске). Ноздрев: - Я заставлю тебя играть! Я все ходы помню! Чичиков: - Если бы ты играл как честный человек! Ноздрев: - Ты когда увидел, что моя берет, так и играть не хочешь! Прошка, Павлушка! А ну –ка, бейте его!
********************************************************************* Судья. Хватит. С нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика Собакевича. Извините. Расскажите, как живете, чем занимаетесь.
Собакевич. Владенья у меня добрые (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой двор, дом. Защитник. У господина Собакевича все на века. Не только постройки – березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин! Судья. (Собакевичу. Чем же вы занимаетесь? Собакевич. Как когда. В основном охотой. Мишек люблю бить – слабость, извините. Судья. Ваша цель в жизни? Собакевич. Сытно поесть. Осетрину, поросенка с хреном, бараний бок с кашей –эх! Уважаю. Обвинитель. (передразнивая). Поросенок! Обжорство – вот его цель, смысл и суть жизни. Судья. Как вы относитесь к председателю дворянского собрания? Собакевич. Дурак, какого поискать. Судья. А губернатор? Собакевич. Сам разбойник и рожа воровская. Обвинитель. Да вы же грубиян! Защитник. Зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает. Обвинитель. Ну да, с мужиками он в ладу. А обижать будет, так самому накладно станет – они же его собственность. ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ ГОСПОДИНА NN!!!!!!! СОБАКЕВИЧ
Он был похож на средней величины медведя. Для завершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не потребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топориком раз – вышел нос, хватила другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и не обскобливши, пустила в свет, сказавши: «Живет!» Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михаилом Семеновичем.
На картинах, висевших в комнате, все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, у которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные.
МЕНЮ СОБАКЕВИЧА: 1. щи 2. няня – бараний желудок, начиненный кашей, мозгом и ножками (подается к щам) 3. бараний бок с кашей 4. ватрушка (каждая больше тарелки) 5. индюк, набитый яйцом, рисом, печенкой 6. варенье
СОБАКЕВИЧ И ЧИЧИКОВ (сценка)
Подходят к столу:
Собакевич: - Щи сегодня очень хороши! Чичиков: - У губернатора сто тоже хорош! Собакевич: - А вы знаете из чего это готовится? Когда узнаете, то и есть не станете! Они на рынке все покупают. Их повар, что учился у француза, кота обдерет, да и подает вместо зайца! Чичиков: - Вам показалось! Собакевич: - Я гадостей есть не стану! Мне хоть лягушку сахаром обсыпь, в рот не возьму. Это все немцы да французы выдумали. У меня не так. Если у меня свинина – всю свинью, баранина – всего барана тащи, гуся – всего гуся.
Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока себе на тарелку, съел все, обгрыз до последней косточки.
********************************************************************* Секретарь. Суд продолжается.
Судья. Помещик Плюшкин. Вам слово. Плюшкин (гадким голосом). Что вам сказать, господа. Беднею я. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вот эдакий. Всыпать бы ему, за нечем. Кругом издержки. Защитник. Хочу сказать – ведь господин Плюшкин был прекрасным хозяином, экономным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, прядильни, славились хлебосольностью. Но хозяйка умерла. Старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь тоже умерла. Господин Плюшкин остался один, неутешный в своем горе. Обвинитель. Все это так. Но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами:. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас! Как он мог докатиться до такого?
Судья. А сколько у вас душ? Плюшкин. С 1000 было. Да в прошлом году от мора померло, да в бегах которые. Обвинитель. От такого убежишь! Судья. Как же вы думаете жить дальше? Плюшкин. На все воля божья. ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ ГОСПОДИНА NN!!!!!!! ПЛЮШКИН Долго Чичиков не мог распознать, какого рода была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. …Но тут Чичиков увидел, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.
…Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и понюхают подозрительный воздух. Это был не нищий, это был помещик. У этого помещика была 1000 с лишним душ. Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся. Он ходил каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. После него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицер потерять шпору, шпора эта мигом отправилась с известную кучу, если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышки, и все клал на бюро или на окошко.
А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины.
Судья.Учитель. Одна из важнейших особенностей художественного мира Гоголя – огромная власть вещей над сюжетом и персонажами. Реалии вещного мира, которые хотя бы на мгновение попадают в поле зрения персонажа или однажды упоминаются по ходу дела, становятся предметом детального описания. Вещи вытесняют из повествования персонажей, занимая их место в художественном пространстве; ради описания вещей останавливает движение сюжета – пауза в действии становится «стоп-кадром», в котором крупным планом запечатлевается «портрет вещи». Впрочем, вещам уподобляются и сами герои: в сцене сделки между Маниловым и Чичиковым остолбеневший помещик в течение нескольких минут неподвижно смотрит на Чичикова – и оба они остаются неподвижны, «как те портреты, которые вешались в старину один против другого по обеим сторонам зеркала». Однако помимо того, что вещи в мире Гоголя интересны сами по себе, они бросают гротескный отсвет на происходящие в «Мертвых душах» события. Примером может служить соотношение обстановки и действия визита Чичикова к помещику Плюшкину. На фоне «фруктов, разрезанного арбуза, кабаньей морды и висевшей головою вниз утки» Плюшкин пытается угостить Чичикова «сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна». По традиции вещи в художественном мире поэмы выполняют характерологические функции: детализированный интерьер позволяет зримо представить прагматичность, тяжеловесную основательность Собакевича, агрессивную «легкость в мыслях необыкновенную» Ноздрева, скаредность Плюшкина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|