Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вещественные доказательства




 

Секретарь. Слово господину судье.

 

Судья. Пред вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческого начала, на что и обратил внимание Н.В.Гоголь: «один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого.».

В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные «порывания» к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже и намека на духовную жизнь. У Ноздрева, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче в обнаженном виде проступает жестокое и зверское. И, наконец, перед нами предстает Плюшкин – помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения, находится на грани психического распада. Эти ничтожные люди, к сожалению, не составляют исключения, они – обычные, типичные для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в них. Как мы, просвещенные люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим» Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике!

Суд приговаривает этих помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, Духовное и нравственное уродство. Быть именами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

 

 

ВЫВОДЫ:

1.Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» рисует яркие картины жизни русского общества. Совершенно ясно, что цель писателя – не рассказ о похождения мошенника Чичикова, а сатирическое изображение русской жизни того времени.

 

2. В том, что писатель рисует чиновников, помещиков, выявляется народность Гоголя: он показывает, что под внешней оболочкой культурных людей скрывается в них духовное убожество, преступные действия, грубая животная натура.

 

3. Произведение Гоголя следует читать внимательнейшим образом, вдумываясь в его смысл

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. «Раздайте» предметы, приведенные в списке, их владельцам – персонажам «Мертвых душ». Каковы художественные функции перечисленных предметов в поэме?

· «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь»;

· «отломленная ручка кресел»;

· сломанный стул;

· портрет греческой Бобелины;

· «рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами»;

2. Дан список блюд, которыми угощали Чичикова в домах помещиков. Составьте из блюд меню обеда в доме: а) Ноздрева; б) Собакевича; в) Плюшкина.

· «варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода»;

· бутылка, которая была «и бургоьон и шампаньон вместе»;

· «бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить»;

· сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна;

· «индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцом, рисом, печенками и невесть чем»;

· «лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха»;

· «мадера, лучше которой не пивал сам фельдмаршал»;

· «няня, известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом, ножками»;

· «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки».

 

3. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали. Соотнесите такие детали с характерами помещиков.


а) мешочки, коробочки

б) сахар

в) куча, прореха

г) здоровье

1) Манилов

2) Коробочка

3) Ноздрев

4) Плюшкин


 

4. Н.В.Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

 


А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрев

Д) собака 5) Плюшкин

 

  1. Для чего Чичиков скупал «мертвые души»?

А) для того, чтобы считаться богатым помещиком;

Б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысячи душ;

В) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых;

Г) для того, чтобы выиграть пари

 

  1. История жизни какого помещика рассказана в произведении «Мертвые души»?

А) Манилова

Б) Собакевича

В) Коробочки

Г) Плюшкина

 

  1. Смысл названия произведения «Мертвые души» заключается в том, что:

А) автор объявил «мертвыми душами» всех крепостных крестьян;

Б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами

В) автор стремился создать мистическое произведение;

Г) автор объявил «мертвыми душами» помещиков-крепостников и чиновников

4. Какое значение имело появление Ноздрева на губернаторском балу?

А) Ноздрев рассказал о цели приезда Чичикова в город NN? Чем вызвал переполох;

Б) Ноздрев извинился перед Чичиковым за нанесенное ему оскорбление и укрепил городских чиновников в их мнении о Чичикове;

В) Ноздрев, явившись на бал, разрушил планы Чичикова о женитьбе;

Г) Ноздрев предложил Чичикову купить у него мертвых душ

 

  1. Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

1) Плюшкин

2) Манилов

3) Собакевич

4) Коробочка

5) Ноздрев

 

  1. Кому из героев поэмы «Мертвые души» соответствуют приведенные характеристики:

1) «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

2) «Помещик … еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар».

3) «…Набирают понемногу деньжонок в пестрядиевы мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки …»

4) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

5) «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя … для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

6) «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак …

«Ой, баба!» - подумал он про себя».

 

· Ноздрев;

· Чичиков;

· Плюшкин;

· Коробочка;

· Манилов;

· Собакевич

 

  1. По описанию жилища героев поэмы «Мертвые души» определите, кому оно принадлежит:

1) «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны 2-3 клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».

2) «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками … за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

3) «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей … и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

4) «Он шагнул в темные широкие сени, от которых повеяло холодом, как из погреба … На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину».

 

· Собакевич;

· Манилов;

· Коробочка;

· Плюшкин

 

  1. Кого из героев поэмы характеризует:

1) Мечтательность, бесхарактерность. Сентиментальность;

2) Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность;

3) Кулачество, человеконенавистничество, грубость;

4) Ненавистная жадность, скупость, крохоборство;

5) Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм;

6) Хищная цепкость, беспринципность, склонность к авантюрам и аферам.

 

· Чичиков;

· Плюшкин;

· Ноздрев;

· Коробочка;

· Собакевич;

· Манилов

 

ЧИЧИКОВ

Афера Чичикова имела под собой веские юридические и экономические основания. Он предполагал получить «200 тысяч капиталу» от Опекунского совета, заложив своих крестьян. Поэтому первый этап его деятельности – приобретение крестьян. Самыми дешевыми оказались «мертвые души» - умершие крестьяне, еще не попавшие в ревизские сказки (официальный документ, в соответствии с которым помещик вносил в казну подушную подать за своих крестьян). Памятуя о недавней эпидемии (в 1830 г. в России разразилась эпидемия холеры), Чичиков справедливо предполагает, что помещики с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако без земли сделка Чичикова была бы юридически незаконной, поэтому слово «на вывод» 6 заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

 

В первоначальный план Чичикова входило посещение лишь двух помещиков, с которыми он познакомился на балу у губернатора – Манилова и Собакевича. Однако пьяный кучер Селифан и гроза решили судьбу героя по-иному: Чичиков заблудился и попал вместо Собакевича к Коробочке. Случай еще раз изменит маршрут и планы Чичикова: на пути в город NN Чичиков сталкивается с Ноздревым и отправляется к нему в поместье. Еще одна внеплановая поездка Чичикова – визит к Плюшкину: о массовом вымирании крестьян в его поместье Чичиков узнает от Собакевича. Таким образом, в основе сюжета «Мертвых душ» лежит путешествие героя, он все время в дороге – поэма открывается прибытием Чичикова в город NN, заканчивается отъездом, а большую часть сюжетного времени Чичиков проводит в пути о одного помещика к другому. Кружные, путаные дороги, по которым, как в заколдованном царстве, колесят герои, и дорога, по которой мчится уже даже не бричка Чичикова, а волшебная «птица-тройка» - сама Русь – это составляющие главного понятия-символа поэмы – «дороги».

 

Путешествие – основа сюжета в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме «Мцыри», повестях А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и Н.С.Лескова «Очарованный странник» и др.

Сюжетный путь Чичикова отмечен несколькими крутыми поворотами, и каждый их них действительно связан с «приключениями колеса». Вертящееся колесо становится структурным символом поэмы. Появление Чичикова в городе NN сопровождается спором о колеса двух русских мужиков; перед роковой встречей с Ноздревым колеса брички вязнут в мокрой от дождя глине – задержка в дороге и вынуждает Чичикова заехать в трактир; отъезд Чичикова из города NN откладывается на несколько часов из-за того, что нужно обтянуть новой шиной колесо. И исчезает Чичиков из поэмы в тот момент, когда на фантастической скорости спицы вертящегося колеса сливаются в круг – и «птица-тройка» уносится ввысь.

 

«РУСЬ-ТРОЙКА» (чтение наизусть)

Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Этого писателю сделать не удалось. Н.В.Гоголь сжег второй том романа. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои (идеальный губернатор, добрый помещик и другие) жизненно не убедительны.

 

Был январь 1852 года. Гоголь был бодр, выезжал с визитами, правил корректуру второго тома поэмы. «Мертвые души» были готовы и переписаны. Все ждали цензуру, а затем и в печать.

Внезапно настроение Гоголя переменилось. Он передумал печатать второй том и занемог. Пришла неожиданно весть о смерти Екатерины Михайловны Хомяковой, женщины, близкой Гоголю. Она умерла от неизвестной болезни, будучи еще очень молодой. Эта смерть сильно подействовала на Гоголя. «Теперь для меня все кончено», - сказал он. Он не явился на похороны и заперся в доме один.

Приближался великий пост. Гоголь умерил свой стол отказался от скоромного (чего не делал даже в недели великого поста), сделался худ и бледен. Он никого не принимал, сидел в кресле и что-то писал на обрывках бумажек.. некоторые их этих записок сохранились. На них - обрывки молитв, заповедей самому себе, рисунки пером. На одном из таких рисунков изображен профиль человека, выглядывающего их раскрытой книге. Этот профиль похож на профиль самого Гоголя.

Кажется, Гоголь принял какое-то решение, но колебался. Ведь он писал, что не работать для него – значит не жить. Если он не способен работать, продолжать сделанное, ему остается проститься с жизнью, уйти. Недовольство собой порождает недовольство написанным. Второй том жжет сердце Гоголю, он кажется ему несовершенным.

Он пробует обратиться за помощью к А.Н.Толстому с просьбой передать второй том рукописи на отзыв митрополиту Филарету, боясь, что СА уничтожит ее. Толстой отговаривает Гоголя и оставляет рукопись у него.

В ночь на 11 февраля Гоголь сжигает второй том поэмы. В огнь летит многолетний труд и надежды.

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ: «Связка была брошена, но никак не загоралась. Обгорели только углы, а середина была цела тогда Гоголь достал связку кочергой и, отделив тетрадь от тетради, бросал одну за другой в печь. Так рукопись, плод стольких тягостных усилий и трудов, где, несомненно, был мнгие прекрасные страницы, сгорела».

 

Сжегши бумаги, Гоголь заплакал. Он обнял присутствовавшего при этом служившего ему мальчика (Семена Григорьева). Гоголь поджигать углы тетради свечой, они загорались и гасли, он вновь поджигал, потом бросил в камин и ждал, когда они займутся все.

Счеты с творчеством и жизнью были кончены.

 

Он уже не ел, не пил ничего, кроме воды, разбавленной вином, лежал не постели лицом к стене и ждал смерти. В 8 часов утра 21 февраля его не стало. Единственная свидетельница его смерти говорила: «Он не страдал ночью, был тих, только к утру дыхание сделалось все реже и реже и он как будто уснул».

В официальном документе о смерти коллежского асессора Гоголя было сказано, что он умер «от простуды». Другие считали, что это тиф. Терялись в догадках врачи, лечившие Гоголя или пытавшиеся его лечить. Душа Гоголя устала – устала бороться с собой, со слабостью телесных сил, не позволивших завершить его титаническую работу. Эта работа – три тома поэмы – была рассчитана на крепкого человека. Пока дух был силен – тело повиновалось, но дух стал колебаться – и тело этому подчинилось. Сомнение Гоголя в совершенстве им созданного решил все. И никакой иной болезни тут не было.

Гоголь не оставил после себя даже завещания, если не считать того «Завещания», которое он напечатал когда-то в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Там он писал, что просит не ставить на его могиле никаких памятников и не устраивать каких-либо торжественных похорон. «Грех возьмет на душу тот, кто станет почитать смерть мою какой-нибудь значительной или всеобщей утратой».

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ.

 

26 апреля 1909г.в Москве, на Арбатской площади, был открыт памятник Гоголю. Его поставили в честь 100-летия со дня рождения великого сына России. Мысль о сооружении такого памятника возникла

 

ЗАЖИВО ПОГРЕБЕННЫЙ

 

В 1931 году прах Гоголя, покоившийся в Даниловском монастыре, был перенесен на Новодевичье кладбище. Когда вскрывали могилу, перед присутствующими предстало жуткое зрелище: тленные останки лежали на боку, а пальцы судорожно вцепились в погребальный саван.

Стало очевидно, что сбылось предчувствие Гоголя, опасавшегося быть похороненным заживо. Даже в завещании он написал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся первые признаки разложения… Будучи в жизни моей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таких, как погребение, я возвещаю это здесь … в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности…»

Известные случаи, когда впадали в летаргический сон, длившийся от нескольких часов до нескольких суток, что, видимо, и произошло в случае с писателем.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...