Вещественные доказательства
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Секретарь. Слово господину судье.
Судья. Пред вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческого начала, на что и обратил внимание Н.В.Гоголь: «один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого.». В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные «порывания» к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже и намека на духовную жизнь. У Ноздрева, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках, полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче в обнаженном виде проступает жестокое и зверское. И, наконец, перед нами предстает Плюшкин – помещик, в котором человеческая личность достигла предела духовного оскудения, находится на грани психического распада. Эти ничтожные люди, к сожалению, не составляют исключения, они – обычные, типичные для нашей среды. То обстоятельство, что они душевладельцы, лишает помещиков человеческого в них. Как мы, просвещенные люди, не замечаем ужасов порабощения одного человека другим» Развенчаем же миф о добром хозяине-помещике! Суд приговаривает этих помещиков к вечному презрению за паразитический образ жизни, Духовное и нравственное уродство. Быть именами Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.
ВЫВОДЫ: 1.Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» рисует яркие картины жизни русского общества. Совершенно ясно, что цель писателя – не рассказ о похождения мошенника Чичикова, а сатирическое изображение русской жизни того времени.
2. В том, что писатель рисует чиновников, помещиков, выявляется народность Гоголя: он показывает, что под внешней оболочкой культурных людей скрывается в них духовное убожество, преступные действия, грубая животная натура.
3. Произведение Гоголя следует читать внимательнейшим образом, вдумываясь в его смысл ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. «Раздайте» предметы, приведенные в списке, их владельцам – персонажам «Мертвых душ». Каковы художественные функции перечисленных предметов в поэме? · «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь»; · «отломленная ручка кресел»; · сломанный стул; · портрет греческой Бобелины; · «рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами»; 2. Дан список блюд, которыми угощали Чичикова в домах помещиков. Составьте из блюд меню обеда в доме: а) Ноздрева; б) Собакевича; в) Плюшкина. · «варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода»; · бутылка, которая была «и бургоьон и шампаньон вместе»; · «бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить»; · сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна; · «индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцом, рисом, печенками и невесть чем»; · «лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха»; · «мадера, лучше которой не пивал сам фельдмаршал»; · «няня, известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом, ножками»; · «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки».
3. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали. Соотнесите такие детали с характерами помещиков. а) мешочки, коробочки б) сахар в) куча, прореха г) здоровье 1) Манилов 2) Коробочка 3) Ноздрев 4) Плюшкин
4. Н.В.Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.
А) медведь 1) Манилов Б) кот 2) Коробочка В) птица 3) Собакевич
Г) мышь 4) Ноздрев Д) собака 5) Плюшкин
А) для того, чтобы считаться богатым помещиком; Б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысячи душ; В) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых; Г) для того, чтобы выиграть пари
А) Манилова Б) Собакевича В) Коробочки Г) Плюшкина
А) автор объявил «мертвыми душами» всех крепостных крестьян; Б) автор подробно описал аферу Чичикова с умершими крестьянами В) автор стремился создать мистическое произведение; Г) автор объявил «мертвыми душами» помещиков-крепостников и чиновников 4. Какое значение имело появление Ноздрева на губернаторском балу? А) Ноздрев рассказал о цели приезда Чичикова в город NN? Чем вызвал переполох; Б) Ноздрев извинился перед Чичиковым за нанесенное ему оскорбление и укрепил городских чиновников в их мнении о Чичикове; В) Ноздрев, явившись на бал, разрушил планы Чичикова о женитьбе; Г) Ноздрев предложил Чичикову купить у него мертвых душ
1) Плюшкин 2) Манилов 3) Собакевич 4) Коробочка 5) Ноздрев
1) «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». 2) «Помещик … еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар». 3) «…Набирают понемногу деньжонок в пестрядиевы мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки …» 4) «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 5) «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя … для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
6) «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак … «Ой, баба!» - подумал он про себя».
· Ноздрев; · Чичиков; · Плюшкин; · Коробочка; · Манилов; · Собакевич
1) «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны 2-3 клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления». 2) «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками … за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». 3) «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей … и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». 4) «Он шагнул в темные широкие сени, от которых повеяло холодом, как из погреба … На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину».
· Собакевич; · Манилов; · Коробочка; · Плюшкин
1) Мечтательность, бесхарактерность. Сентиментальность; 2) Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность; 3) Кулачество, человеконенавистничество, грубость; 4) Ненавистная жадность, скупость, крохоборство; 5) Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм; 6) Хищная цепкость, беспринципность, склонность к авантюрам и аферам.
· Чичиков; · Плюшкин; · Ноздрев; · Коробочка; · Собакевич; · Манилов
ЧИЧИКОВ Афера Чичикова имела под собой веские юридические и экономические основания. Он предполагал получить «200 тысяч капиталу» от Опекунского совета, заложив своих крестьян. Поэтому первый этап его деятельности – приобретение крестьян. Самыми дешевыми оказались «мертвые души» - умершие крестьяне, еще не попавшие в ревизские сказки (официальный документ, в соответствии с которым помещик вносил в казну подушную подать за своих крестьян). Памятуя о недавней эпидемии (в 1830 г. в России разразилась эпидемия холеры), Чичиков справедливо предполагает, что помещики с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако без земли сделка Чичикова была бы юридически незаконной, поэтому слово «на вывод» 6 заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.
В первоначальный план Чичикова входило посещение лишь двух помещиков, с которыми он познакомился на балу у губернатора – Манилова и Собакевича. Однако пьяный кучер Селифан и гроза решили судьбу героя по-иному: Чичиков заблудился и попал вместо Собакевича к Коробочке. Случай еще раз изменит маршрут и планы Чичикова: на пути в город NN Чичиков сталкивается с Ноздревым и отправляется к нему в поместье. Еще одна внеплановая поездка Чичикова – визит к Плюшкину: о массовом вымирании крестьян в его поместье Чичиков узнает от Собакевича. Таким образом, в основе сюжета «Мертвых душ» лежит путешествие героя, он все время в дороге – поэма открывается прибытием Чичикова в город NN, заканчивается отъездом, а большую часть сюжетного времени Чичиков проводит в пути о одного помещика к другому. Кружные, путаные дороги, по которым, как в заколдованном царстве, колесят герои, и дорога, по которой мчится уже даже не бричка Чичикова, а волшебная «птица-тройка» - сама Русь – это составляющие главного понятия-символа поэмы – «дороги».
Путешествие – основа сюжета в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме «Мцыри», повестях А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и Н.С.Лескова «Очарованный странник» и др. Сюжетный путь Чичикова отмечен несколькими крутыми поворотами, и каждый их них действительно связан с «приключениями колеса». Вертящееся колесо становится структурным символом поэмы. Появление Чичикова в городе NN сопровождается спором о колеса двух русских мужиков; перед роковой встречей с Ноздревым колеса брички вязнут в мокрой от дождя глине – задержка в дороге и вынуждает Чичикова заехать в трактир; отъезд Чичикова из города NN откладывается на несколько часов из-за того, что нужно обтянуть новой шиной колесо. И исчезает Чичиков из поэмы в тот момент, когда на фантастической скорости спицы вертящегося колеса сливаются в круг – и «птица-тройка» уносится ввысь.
«РУСЬ-ТРОЙКА» (чтение наизусть) Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Этого писателю сделать не удалось. Н.В.Гоголь сжег второй том романа. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои (идеальный губернатор, добрый помещик и другие) жизненно не убедительны.
Был январь 1852 года. Гоголь был бодр, выезжал с визитами, правил корректуру второго тома поэмы. «Мертвые души» были готовы и переписаны. Все ждали цензуру, а затем и в печать. Внезапно настроение Гоголя переменилось. Он передумал печатать второй том и занемог. Пришла неожиданно весть о смерти Екатерины Михайловны Хомяковой, женщины, близкой Гоголю. Она умерла от неизвестной болезни, будучи еще очень молодой. Эта смерть сильно подействовала на Гоголя. «Теперь для меня все кончено», - сказал он. Он не явился на похороны и заперся в доме один. Приближался великий пост. Гоголь умерил свой стол отказался от скоромного (чего не делал даже в недели великого поста), сделался худ и бледен. Он никого не принимал, сидел в кресле и что-то писал на обрывках бумажек.. некоторые их этих записок сохранились. На них - обрывки молитв, заповедей самому себе, рисунки пером. На одном из таких рисунков изображен профиль человека, выглядывающего их раскрытой книге. Этот профиль похож на профиль самого Гоголя. Кажется, Гоголь принял какое-то решение, но колебался. Ведь он писал, что не работать для него – значит не жить. Если он не способен работать, продолжать сделанное, ему остается проститься с жизнью, уйти. Недовольство собой порождает недовольство написанным. Второй том жжет сердце Гоголю, он кажется ему несовершенным. Он пробует обратиться за помощью к А.Н.Толстому с просьбой передать второй том рукописи на отзыв митрополиту Филарету, боясь, что СА уничтожит ее. Толстой отговаривает Гоголя и оставляет рукопись у него. В ночь на 11 февраля Гоголь сжигает второй том поэмы. В огнь летит многолетний труд и надежды.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ: «Связка была брошена, но никак не загоралась. Обгорели только углы, а середина была цела тогда Гоголь достал связку кочергой и, отделив тетрадь от тетради, бросал одну за другой в печь. Так рукопись, плод стольких тягостных усилий и трудов, где, несомненно, был мнгие прекрасные страницы, сгорела».
Сжегши бумаги, Гоголь заплакал. Он обнял присутствовавшего при этом служившего ему мальчика (Семена Григорьева). Гоголь поджигать углы тетради свечой, они загорались и гасли, он вновь поджигал, потом бросил в камин и ждал, когда они займутся все. Счеты с творчеством и жизнью были кончены.
Он уже не ел, не пил ничего, кроме воды, разбавленной вином, лежал не постели лицом к стене и ждал смерти. В 8 часов утра 21 февраля его не стало. Единственная свидетельница его смерти говорила: «Он не страдал ночью, был тих, только к утру дыхание сделалось все реже и реже и он как будто уснул». В официальном документе о смерти коллежского асессора Гоголя было сказано, что он умер «от простуды». Другие считали, что это тиф. Терялись в догадках врачи, лечившие Гоголя или пытавшиеся его лечить. Душа Гоголя устала – устала бороться с собой, со слабостью телесных сил, не позволивших завершить его титаническую работу. Эта работа – три тома поэмы – была рассчитана на крепкого человека. Пока дух был силен – тело повиновалось, но дух стал колебаться – и тело этому подчинилось. Сомнение Гоголя в совершенстве им созданного решил все. И никакой иной болезни тут не было. Гоголь не оставил после себя даже завещания, если не считать того «Завещания», которое он напечатал когда-то в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Там он писал, что просит не ставить на его могиле никаких памятников и не устраивать каких-либо торжественных похорон. «Грех возьмет на душу тот, кто станет почитать смерть мою какой-нибудь значительной или всеобщей утратой». ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ.
26 апреля 1909г.в Москве, на Арбатской площади, был открыт памятник Гоголю. Его поставили в честь 100-летия со дня рождения великого сына России. Мысль о сооружении такого памятника возникла
ЗАЖИВО ПОГРЕБЕННЫЙ
В 1931 году прах Гоголя, покоившийся в Даниловском монастыре, был перенесен на Новодевичье кладбище. Когда вскрывали могилу, перед присутствующими предстало жуткое зрелище: тленные останки лежали на боку, а пальцы судорожно вцепились в погребальный саван. Стало очевидно, что сбылось предчувствие Гоголя, опасавшегося быть похороненным заживо. Даже в завещании он написал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся первые признаки разложения… Будучи в жизни моей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таких, как погребение, я возвещаю это здесь … в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности…» Известные случаи, когда впадали в летаргический сон, длившийся от нескольких часов до нескольких суток, что, видимо, и произошло в случае с писателем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|