Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации данных при проведении аналитических процедур




 

На всех этапах финансово-хозяйственной деятельности предприятия участникам этой работы приходится иметь дело с большими объемами числовых данных. В ходе подбора и обработки данных анализа аналитик не редко должен оперировать множеством значений, изучаемых факторов и величин, конечный пользователь аналитических отчетов, читая их тоже сталкивается с числовыми данными, которые обосновывают выводы аналитиков и формируют прогноз будующего развития предприятия.

Во всех случаях включение в текст большого кол-ва цифр затрудняет его воспроятие, а представление не систематизированных предварительных данных осложняет их аналитическую обработку.

Аналитический отчет подготовленный в виде многостраничного повествования быстро утомляет пользователя, по-этому не редно им игнорируется, чтобы избежать подобных трудностей используют специальное представоение данных ввиде таблиц и графиков. Таблица данных – это система строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излогаются информативные сведения об анализируемых социально-экономических явлениях и объектах. Различают подлежащие (признаки) и сказуемое (цифровой материал) аналитической таблицы. Подлежацее располагается обысно слева, а второе обычно справа. В подлежащем указывается характеризуемый объект, в сказуемом его характеристика, обычно в количественной форме в виде системы показателей. По характеру подлежащего статистические таблицы делятся на простые, групповые и комбинационные. Подлежащим в простой таблице объект изучение не подразделяется по группам, а дается простой перечень единиц совокупности. Единицы упорядовачают по одному-двум признакам, чаще всего по убыванию или возрастанию. Сказуемое содержит данные о каждой единице совокупности. Подлежашие групповой таблице объект изучения подразделяется на группы по одному признаку. В сказуемом указывается число единиц в группах, абсолютное или в % к итогу и сводные показатели по группам. Подлежащим комбинационной таблице совокупность подразделяетс яна группы не по одному а по нескольким признакам. Заголовки граф таблицы должны содержать названия показателей и единицы их измерения если все показатели выраженны в одних и тех же единицах, то это единица может указываться в заголовке всей таблицы, а не в отдельных графах. Итоговая строка чаще всего завершает таблицу, если же она приводится в начале, то во второй строке указывается в том числе, а все последующие строки содержат значения состаляющие итоговую строку.

При заполнение таблицы рекомендуется предерживаться одной и той же степени точности в пределах каждой графы. При вычислении числовых данных в таблице не нужно стремиться к излишней точности, она должна определяться потребностями практики. При заполнении клеток таблицы нужно придерживаться следующих тредований:

· Пустых клеток не должно быть, (-) означает что явление отсутсвует.

· (...) – нет сведений

· 0,0 – означает данной клетки находится за пределами точности принятой в таблице

· Х – означает, что клетка не подлежит заполнению

Если таблица основана на ваимствованных данных, то указывается их источник, основные треование предъявляемые в таблице при оформлении результатов аналитических процедур таковы:

· Не строить грамоздких таблиц, целесообразно иметь в сказуемомо не более 10 граф, а в подлежащем 10-20 строк.

· В заголовке таблице должно быть кратко и точно отражено основное содержание таблицы, а так же указано к какому объекту и времени она относится.

· Слова таблица размещается над название таблицы с правой стороны.

· Таблица должна размещаться в тексте после первого упоминания о ней на этом же листе либо не следующем, в тексте обязательны сслыки на неё.

· Наличие единиц изиерения обязательно.

· Графы целесообразно нумеровать, поскольку в заголовках граф не редко приводится способ расчёта показателя.

· Любая аналитическая таблица должна сопровождаться выводами, при оформлении выводов необходимо руководствоваться правилом от общего к частному, т.е. сначала анализируется общий итог, а затем переходит к промежуточным и отдельным показателям.

 

Д.з. 2 тема.

 

11.10.10

Большое значени еимеет межфирменный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия соопоставляются с показателями вежущих предприятий имеющих лучшие результаты при одинаковых исхожных условиях хозяйствования.

 

Такой анализ направлен на новые возмоности приозводтсва и является важным средсвтаом определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставление результатов детялеьности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.

Сравнение параллельных и динамичесих рядов используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями, с этой целью числа характеризуюшие один из показателей необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассматретьь как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели, возрастают или убывают и в какой степени. 3.7

В экономическом анализе могут применяться так же следующие вид сравнительного анализа:

· Горизонтальный

· Вертикальный

· Трендовый

· Одномерный

· МНогомерный

 

Горизонтальный сравнительный анализ используются для определения обсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. 

С помощю вериткального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом. Соотношение частей целого между собой (например, собственного и заёмного капитала, основного и оборотного капитала, а так же влиягние факторов на уровень результативных показателей определяются пуетм сравнения их величины до и после изменения соответсвующего фактора.

Трендовай анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. исследовние рядов динамики.

 При одномерном сравнительном анализе сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

 С помощью многомерного сравнительного анализа проводится сопоставление результатов детялеьности несоклькиих предприятий по широкому спектру показателей.

Многомерный сравнитеьный анализ необходим для комплексной оценки результатов хозяйствований производственных подразделений предприятий и т.д. Такая задача встает всегда, когда надо дать обобщающую рейтинговую оценку результатов хозяйствования несокльких предприятий. Это делают вышестоящие органы управления, а так же инвесторы и банки для оценки степени финансового риска. Обобщающая оценка результатов дейтсвий предприятий обычно проводится по целому помрлекму показателей, в связи с этим задача обычно усложняется, поскольку суборинация предприятий по разным показателей, по объему производительности труда будет занимать 1ое мето п и тюдю а по уровню рентальности 5ое. Лругое направление комплекной оценки разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначую оценку результатов хоз деятельности.

Для решений этой задачи довольно широко используется алгоритмы расчёт интегральных показателей основанных на методах и сумме мест, геометрической средней и т.д. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому-что в них не учитывается весомость определенных показателей и степень различия в их уровне. Наиболее перспективным подходом является использование многомерного сравнительного анализа. Основанного на методе Эвклидовых расстояний, который позваляет учитывать не только обсолютные величины показателей каздого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателей предприятия эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия эталона взятого за единицу.

Рассмострим алгоритм:

1 этап. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хоз деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных. Исходные данные могту быть представленны как в виде моментных показателей, отражающих состояние предпритяия на определенную дату, так и темповых показателей, характеризующих динамику деятельности предприятия и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение и моментных и темповых показателей. (таб 3.8)

2 этап. В табл 3.8. в каждой графе определяются максимальный элемент, который принимается за единицу, затем элементы этой графы делятся на максимальный элемент эталонного предприятия, в результате создается матрица стандартизированных коэффицентов. Эталонное предприятие формируется из совокупности однородных объектов принадлежащих к одной отрасли, однако дто не исключает выбора эталона принадлежащих к различным отраслям детялеьности. Тк. Многие финансовые показатели сопоставимы для разнородных субъектов хозяйствования. Елси с экономической стороны лучщим считается минимальное значение показателя, то надо изменить шкалу расчета так, что бы наименьшему результату соответствовала наибольшая величиан коэффициента.

3 этап. Все элементы матрицы координат возволятся в квадрат, если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты уиножаются на величину соответсвующих весовых коэффициентов, установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам

4 этап. Полученные рейтинговые оценки, размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатов хозяйствоавания. Первое место занимает предприятия, которому соответсвует наибольшая сумма.

Преимущество рассомтренной методики в том, что она базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления как производственно-финансовая детялеьности, учитывая финансовые достижения предприятий и степень их близости к показателям предприятий эталона.

20.10.10

4 вопрос. Приведение показателей в сопоставимый вид.

Важное условие которое можно соблюдать при анализе необходимость обеспечения сопоставимости показателейпоскольку сравнивать нужно только качественно-однородные величины. Проводя сравнение различных показателей аналитик должен быть уверен в их сопоставимости. Особенно если рассматриваются разные периоды и разные предприятия. Несопоставимость может быть вызвана изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов разными отрезками времени за которые были исчисленны сравнительные показатели. Неодинаковыми осходными условиями детялеьности (техническими), природными, климатическими и т.д. Разной методикой расчёта показателей. Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным выше фаткорам.

В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей (стоимость произведенной и реализованной продукции), выручку, себестоимость, прибыль размер материальных затрат, запасов, основных средств и т.д.

Чтобы неитрализовать влияние данного фаткора сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах, к примеру для обеспечения сопоставимости валовой продукции физически её объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода. В нашем случае действитлеьный прирост объема производства валовой продукции %.

Если определять его не обращая внимания на разную стоимостную оценку то получаем завышенный показатель прироста. Изменение валового значения в продуктах.

Многие показатели могут быть несопоставимыми из-за объемного фактора, если сравнить сумму затрат отчетного года Q1 C1 c затратами базисного года, то разность этих показателей обусловлена изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции, чтобы показатели имели сопоставимый вид необходимо нейтрализация влияния объемного фактора для чего сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года и после этого сравнить фактической суммы затрат (табл 3.12) Для нейтрализации воздейтсвий качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству. Соотвтесвенно уменьшая или увеличивая её количество. (табл 3.13)

Как видно из таблицы показатели определенные с учётом жирности молока существенно отличаются от показателей без нейтрализации качетсвенного фактора. Т.е. объем произвоства молока по фактической жирности выше планового на 20%, а в пересчёте на базисную жирность на 13,1%. Фактический уровень себестоимости одного центнера молока при фактической его жирности составляет 660 тыс руб, а в пересчёте на базисную 680 тыс руб. В первом случае она выше плановой на 10%, а во-втором на 16,6%. Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре необходимо фактический объем производсвта продукции пересчитать на структуру базисного периода. (табл 3.14) В приведенном примере в обоих случаях производсво структуры и цены одинаковы, разные только общие выпуск продукции. Это позволяет правильные оценить прирост физического объема продукции. Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя например сравнивать такие абсолютные показатели как объем производства продукции, сумма прибыли без учета производственной базы предприятия, но если вместо абсолютных показателей взять относительные (например производство продукции на одного работника или сумма прибыли на рубль активов, в этом случае они сравниваются).

В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты, особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоотвестви показателей. Оно не только может исказить результаты сравнения, но и вообще изменить их смысл, например, фондоотдача моет быть исчислена по всей сумме основных фондов. По основным производственным фондам или только по активной из части. По-этому не проверив тождество методики расчёта показателей в плане и отчете текущего года, а так же за прошлые периоды можно дать не верную оценку динамики поскольку в основу изменения изучаемого показателя будет положено различие в способе его расчёта. Очень важно так же при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям, особенно актуально для с.х. Нельзя так же длпускать чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, по кол-ву учитываемых объектов, нельзя например сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом. Себестоимость валовой и себестоимость реализованной продукции. Балансовую и чистую прибылль предприятия. Таким образом основными способами привеения показателей в псоопосотавимый вид являются нейтрализация воздейтсвия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а так же использование средних и относительных величин поправочных коэффициентов, методов пересчёта и т.д.

5 вопрос. Использрвание относительныз и средних величин

Экономические явления изучаемые в АФХД имеют как правило кол-ую определенность, которая выражается в обсолютных и относительных величинах, обсолютные величины показывают кол-ые единицы без относительно к размеру других явлений. Относительные показатели – отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления но взятой за другое время. Или по другому объекту, они получаются в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения – это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов при базе равной единице или в % при базе равной 100. В АФХД используются разные виды относительных величин, планового задания выполнения плана, динамики, структуры, координации интенсивности и т.д.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет. Относительная велиична выполнения плана – это отношение между факторным планом выраженным в %. Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики, их определяют путем деления величины текущего периода на его уровень в предыдущем пероиде, называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно коэффициентами или %.

Относительные величины динамики могут быть цепными и базисными.

Базисные - это когда каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом.

Цепными – когда уровень показателя следующего года относится в предыдущему.

Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например активный и пассивной части основых произвоственных фондов, собственного и заёмного капитала, относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности развития какого-либо явления в соответсвующей среде, например степень заболеваемости населения и т.д.

Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например размер прибыли на рубль затрат и т.д.

В практике экономической рабоыт на ряду с абсолютными и относителными показателями очень часто применяются средние величины, они используются в АФХД для обобщенности количественной характеристики, совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, например средняя з.п. рабочих используется для обощающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие черты изучаемых явлений по соответсвующему признаку. Она показывает общую меру жтого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объекта. Спомощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур и т.д.

В АФХД используются разные типы средних величин. При использовании средних величин в АФХД следует учитывать что они дают обощенную характеристику явлений основываясь на массовых данных в этом из достоинство и недостаток. Нередко бывает что за общими средними показателями, которые выглядят достойно скрываются результаты плохо работающих бригад и т.д.

 

6 вопрос.

 

Широкое применение в АФХД находитт группировка ииинформации, т.е. деление массы изучаемой совокупности объектов на качественные однородные группы по сответсвующим признакам, если статистка использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями, в зависимости от задач исследования используются типологические структурные и аналитические группировки.

Группы: население по роду деятельности, группы предприяий по формам собствнности. Структурные группировки позволяют изучать внутренние строение показателей, соотношения в нем отдельных частей, с их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы возрасту, выполнению норм выработки.

Состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижеиню её себестоимости и т.д.

Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, т.к. они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передавошо опыта. Аналитические причинно следствинные группировки используются для определения наичия направдения и формы связи между изучаемыми показателями. Она может быть качественной или количественной. По сложности построения различают 2 типа группировок:

1. Простые

2. Комбинированные

С помощью простых гурппировок осуществляется взаимосвязь межуд явлениями сгруппированными по какому либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается с начала по одному признаку, а потом внутри каждой группы по другому признаку. Таким образом могут быть построены двух, трех уровневые группировки, они позволяют изучать разнообразные, сложные взаимосвязи.

Алгоритм:

1. Определение цели анализа

2. Сбор необходимых данных

3. Ранжирование совокупности по выбранному для гурппировки признаку

4. Выбор интервала распределения совокупности и её деления на группы

5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам.

6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздейтсвия факторных показателей на изучаемый результат

В случает комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счёт повтора 4 и 5 пунктов. 

По данным таблицы 3.7 сделаем группировку предприятий по плодородию почвы и определим наличие направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур. Группировка табл 3.15

В отличие от приведенных в табл 3.7 параллельных рядов сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировки индивидуальные величины показателей заменяются средне групповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, по-этому взаимосвязь проявляется более четко.

 

7 вопрос. Балансовый способ

Балансовый способ служит главным образом для соотношения пропорций 2х групп взаимосвязанных и уровновешанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Аназиза турдовыми, финансовыми ресурсами, сырьём, топливом, материалами, а так же полноты их использования. Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей в конкретном анализе применяются модели построенные на сонове товарного баланса, например, остатки на начало года + поступление продукции на начало года + выбытие на собственные нужды и т.д. 

В некоторых случаях балансовый метод может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из 3х факторов известно влияние 2х, то влияние 3го можно определить отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых 2х факторов.

Д.з. 3 и 4 вопрос.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...