тема. Анализ производства и реализации продукции.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Задачи и информационное обеспечение анализа. 2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. 3. Анализ ассортимента и структуры продукции 4. Анализ оитмичности работы предприятия
1 вопрос Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависмыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и не ограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усилеиня конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которое оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции повышения её качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельность. По-этому анализ данных показателей имеет важное значение, его основные задачи: · Оценка степени выполнения плана, динамики производства и реалтзации продукции · Определения влияния факторов на изменение величины этих показателей. · Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. · Разработка рекомендации по освоению и выявлению резервов.
2 вопрос. Объемы производсвта и реализации промышленной продукции могут выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обощающие показатели объема производства продукции получают спомощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненых работ, включая незавершенное производство. Выражаются в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки НЗП и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке прожукции покупателям или по оплате выручке. Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной жкономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того как продаётся продукция, какой спрос зависит объем её производства. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции. Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели как и стоимостные применяются для обощенной характеристика, объемов производсвта продукции. В сфере услуг сравнение натуральных показатеей в сфере выпуска так же возвожно пуетм ведения. При ременте и технического обсдуживания за условную единницу принимается трудоемкость работ специалиста 4го разряда, равная 40 минутам оперативного времени. Введение условных единиц выпуска продукции приводит ингда к тому, что картина выполнеине плана оказывается совсем другой, нежели чем при использование натуральныз единиц. Например, предприятие выпукает 3 вида изделий разной ресурсо-ёмкости: А В С. Для анализа натуральных показателей выполнения плановых заданий вводится условная единица кол-ва и коэффициенты пересчета выпуска изделий разного вида в условные штуки, за этолон принимается изделие А
Согласно приведенным данным несмотря на то, что план по натуральным показателям перевыполнен на 3 % в у.е. плановые задания невыполнены. Это произошло потому, что наиболее ресурсоемкое изделие было произведено лишь на треть планового задания. Ситуация может сложится и противоположным образом. Для примера на том же предприятия и результаты выполнения плана во 2ом квартале того же года. Предполашается, что план тот же. В этом случае план производсвта выполнен не полностью, однако перевыполнение плана по наиболее ресурсоемкому изделию С на 10 % перекрыло недовыполнению его по другим статьям. Общий план предприятия в у.е. выполнен на 101 %. Нормативные трудозатраты используются так же для обощенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях много продуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции расчета базиных и цепных темпов роста и прироста. Из таблице видно что объем производтва вырос на 12%. Если за предыдущие годы темпы роста приозводства и реализации примерно совпадают, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно расчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешанной. В приведенном примере средне годовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87% а реализации 1,92%. Из табл видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции, перевыполнен на 5%, а по реализации 1,42%. Это свиделствует о нереализованных остатках. Оперативный анализ производсвта и отгрузки продукии осуществляется на основе расчета, в котором отражается плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту в качестве за день нарастающим итогом с начала месяца, а так же отклонение от плана. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательст по поставкам, недовыполнение плана по договорам для предприятия, оборачивается уменьшением выручки прибыли выплаты штрафным санкций, кроме того в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта прродукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо вадное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товара для государсвтенных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, что немало важно обеспечивает оплату, льготу по налогам, кредита и т.д. В процесе анализа определяется ваполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции. Выясняются причины недовыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств. Процент выполнения догороных обязательств расчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательства и его недовыполнением на плановый объем. Из табл видно, что за отчетный месяц из-за непоставленной продукции на сумму 800 тыс рублей или на 10%, а целом за год на 5%. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий смежников, транспортных организации и т.д. При анализе реализации особое внимение следует обращать на выполнение обязательста по гос заказу, кооперированным заказам и по экспорту продукции.
8.11.10 3 вопрос. Анализ ассортимента и структуры продукции Большое влияние на результат ы хоз деятельноси оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формирование ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитываать с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических и финансовых и других ресурсов имеющихся в его распоряженнии. Система формирования ассортиментом включает в себя следующие основные моменты: · Определение текущей и перспективной потребности покупателей · Оценку уровня конкурентноспособности выпускаемой или планируемой к выпускку продукции.
· Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально-устаревших и экономически неэффективных изделий. · Оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту обычно производится спомощью одноименного коэффициента, который расчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции зачтенного в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (продукция изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом незасчитывается в выполнении плана по ассортименту). Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92064/96000*100%) Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменения спроса на отдельные виды продукции, состояние маетриально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производсвтенных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутрение причины: · недостатки в организации производства · плохое тех состояние оборудование · Аварии · Недостаток электроэнергии · Низкая культура производства · Недостатки в системе управления и материального стимулирвоания. Увеличение объема производсвта (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры. Т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре значит сохранить фактическим выпуске продукции запланированные соотношения отдлеьных её видов. Изменение стурктуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материало-емкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем её выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. Тоже происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высоко рентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабоельной продукции. Расчёт влияние структуры производсьва на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, которая позволяет абстрогироваться от всех факторов кроме структуры продукции. Даннные графы 8 получены: 16440 * 35,5 * 5000 = 98500 Эти же данные модно получить умножение показателя графы 6 по каждому виды продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах. К = 16440/16023 = 1,026025
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025% по всем видам продукции и не нарушалась бы запланирвоанная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98500 руб. При фаткической же структуре он выше на 2300 руб. Это значит, что увеличилась бы доля более дорогой продукции в общем её выпуске. Такой же результат можно получить и более простым способом. Способом %ых разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции расчитанными на основании стоимостных (коэффициент 100800/96000=1,05) и условно-натуральных показателей. Кн = 16440/16023 = 1,026025, уножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении, т.е. (1,05 – 1,02625)*96000 руб = 2300 руб. Для расчёта влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать способ абсолютных разниц, сначала необходимо определить как измениться средний уровень цены одной штуки за счёт структуры. Умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-наутральном выражении узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении, т.е. 140 * 16440 = 2300 руб. Расчёт влияния стурктурного фаткора на изменении выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средне взвешанных цен. Для этого сначала определяется средне взвешанная цена, при фаткической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении. Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки. Приведеннные данные показывают, что за счёт изменения структуры продукции выручка от её реализации увеличилась на 2185 тыс рублей. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и Д в общем объеме продаж. Используя описанные приемы можно определить воияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: турдоемкость, материалоемкость, сумма затрат, прибыль, рентабольность и другие экономические показатели, что позволит комплексно всестороне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Д.з. последние 3 вопроса 3 темы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|