Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанры в арсенале современной журналистики




Тертычный А.А.

Жанры периодической печати:

Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000

В данной книге излагается современная концепция жанров пе­риодической печати. Выявляется роль предмета, функций, мето­дов, уровня и форм отображения действительности в журналисти­ке как ее главных жанрообразующих факторов. Дается характерис­тика основных журналистских жанров. Теоретические положения дополнены анализом конкретных публикаций, что позволяет ис­пользовать книгу как в научных, так и в учебных целях.

Книга предназначена для преподавателей и студентов факуль­тетов журналистики, исследователей, работников СМИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Жанры в арсенале современной журналистики

Глава 1. Жанрообразующие факторы в журналистике

Предмет отображения

Цели журналистского творчества

Методы исследования предмета

Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров

Образование жанров и «жанровые имена»

Глава 2. Характеристика информационных жанров

Заметка

Информационная корреспонденция

Информационный отчет

Информационное интервью

Блиц-опрос

Вопрос—ответ

Репортаж

Некролог

Глава 3. Характеристика аналитических жанров (часть I)

Аналитический отчет

Аналитическая корреспонденция

Аналитическое интервью

Аналитический опрос

Беседа

Комментарий

Социологическое резюме

Анкета

Мониторинг

Рейтинг

Глава 3. Характеристика аналитических жанров (часть II)

Рецензия

Статья

Журналистское расследование

Обозрение

Обзор СМИ

Прогноз

Версия

Эксперимент

Письмо

Исповедь

Рекомендация (совет)

Аналитический пресс-релиз

Глава 4. Характеристика художественно-публицистических жанров

Очерк

Фельетон

Памфлет

Пародия

Сатирический комментарий

Житейская история

Легенда

Эпиграф

Эпитафия

Анекдот

Шутка

Игра

Заключение

Литература

 

У жанров есть предназначенье:

Они — как радуги цвета!

Коль есть они — весь мир в цветеньи

Коль нет — вселенная пуста...

«Созвездия» Ван Гартен

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ЖАНРЫ В АРСЕНАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Нередко приходится слышать мнение о том, что для журнали­ста главное — создать интересный материал, а какого он жанра, не имеет абсолютно никакого значения. Существует и другое суж­дение: разговор о жанрах журналистики не заслуживает внима­ния, так как содержание понятия «жанр» непрерывно изменяется и усложняется, а сама теория жанров в целом разработана недо­статочно. Это якобы подтверждается тем, что разные исследовате­ли предлагают свой «набор» жанров. Согласиться с подобными утверждениями нельзя, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, тот тип произведений, который складывается ис­торически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жан­ры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных ха­рактеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объеди­нить в отдельные группы.

Объединение это может быть произведено разными исследовате­лями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимос­ти от того, что каждый из них считает наиболее важным объединя­ющим началом (именно это порождает разные представления о жан­ровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций — «жанром».

А во-вторых, точное представление о жанре помогает профес­сиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае жур­налист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, по­зволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего — своеобразием предмета журналистики и способа отображения ав­тором действительности, порождающих этот набор. (Это традицион­но признается большим числом исследователей журналистики.)

В журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуа­ции во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвя­зей, прежде всего порождающих важные для общества в теорети­ческом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

Роль способа отображения действительности в формировании набора характеристик журналистских текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, намного значительнее (в интересу­ющем нас плане) роли предмета журналистских выступлений.

В журналистике существует три главных способа отображения — фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъек­та в объект: от первоначального чувственного созерцания к абст­рагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отобра­жения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, оче­видных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на воп­росы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких све­дений позволяет современной журналистике оперативно инфор­мировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отобра­жения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журна­лист, значительно расширяется). В данном случае главным становит­ся обращение его к различным проблемам выбора эффективных пу­тей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмо­ционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обоб­щение достигает такого уровня, который называется публицисти­ческой (или даже — художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода жур­налистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональ­ному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действитель­ности заключается прежде всего в том, что он выступает как осо­бый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, реше­ния определенных задач.

Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выс­тупают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») пресле­дуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей ауди­тории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важ­ными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиоз­ного и т.д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренны­ми, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориенти­рованности и т.д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может пресле­довать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

Названным предопределяющим функциям (целям) журналис­тики подчинены свойственные ей определенные задачи (цели) «второго ряда» (или собственно творческие функции), связанные с познанием действительности журналистом. К таким функциям относятся:

— создание определенной (той или иной степени полноты) информационной «модели» отображаемого явления (его описание);

— установление причинно-следственных отношений;

— выявление значимости явления (его оценка);

— определение будущего состояния исследуемого явления (про­гноз);

— формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Эти творческие цели (цели «второго ряда») необходимо осу­ществлять (в каждом конкретном случае — в своем объеме) при создании любых журналистских текстов и в любых изданиях, по­скольку именно это их осуществление открывает путь к реализа­ции журналистикой названных выше общественных функций.

Творческие функции выступают как необходимость для жур­налиста исследовать различные общественные феномены, выяв­лять и описывать их суть, определять их причины, прогнозировать развитие этих феноменов, выяснять их значимость; исследовать передовой опыт решения всевозможных задач и формулировать программы их решения, предостерегать от вредных или неэффек­тивных путей, способов достижения тех или иных целей, обосно­вывать спорные точки зрения; вырабатывать свое отношение к миру посредством эмоционально-образной типизации, обобщения ото­бражаемых явлений. Нередко журналистам приходится (в силу пред­назначенности издания) создавать «мир Зазеркалья», т.е. создавать тексты развлекательного плана, тексты, способствующие рекреа­ции (отдыху) аудитории.

Решая эти задачи, журналист и производит оперативную, ана­литическую, эмоционально-образную информацию о разных (существующих и возможных) сторонах жизни общества, инфор­мацию, необходимую аудитории для осуществления всесторонне­го социального ориентирования и регулирования ею (аудитори­ей) своей деятельности, повышения своей социальной компетент­ности, восстановления духовного равновесия, развлечения. Осуществляя творческие функции, журналист применяет различ­ные методы познания действительности. Они составляют три боль­шие группы — эмпирические (документальные), теоретические и художественные методы.

В первую группу входят прежде всего методы сбора материала (наблюдение, беседа, интервью, проработка документов и пр.).

Вторую группу представляют общетеоретические методы по­знания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, истори­ческий, логический, гипотетический методы и т.д.) и специали­зированные (комплексные) методы осмысления собранного мате­риала, опирающиеся на различные общетеоретические методы (описание, причинно-следственный анализ, оценка, прогнозиро­вание, программирование). Использование теоретических методов исследования в какой-то мере приближает аналитическую журна­листику к научному познанию, но, разумеется, ни в коей мере не делает их равными.

Третью группу составляют методы наглядно-образного обоб­щения, опирающегося на приемы ассоциации, творческой фанта­зии, метафоризации, метонимии, одушевления, оксюморона (внут­реннего противопоставления), литоты (преуменьшения), гипер­болизации (преувеличения), генерализации (подмены частного вывода общим), индивидуализации (подмены общего вывода част­ным) и т.д.

Из данных выше определений предмета, функций, методов современной журналистики вытекают многое проясняющие в при­роде существующих в настоящее время жанров периодической печати следующие выводы.

Во-первых, если речь идет об оперативном информирова­нии журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для нее события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными ее потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя макси­мально точной картины окружающей его реальности.

Если же речь идет о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, про­цессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаи­мосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундамен­тальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тен­денциями развития различных сторон общественной жизни.

Если же журналист «опосредует» действительность в эмоцио­нально-образной форме, передает аудитории свое представление об актуальной реальности с помощью художественной типиза­ции, то он должен осуществлять ее таким образом, чтобы не ис­казить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает ее от типизации, основанной на вымыс­ле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому!) как та­ковому.

Во-вторых, для понимания общественных проблем, если они обсуждаются в журналистских текстах, прежде всего важно видеть действенную связь между описываемыми событиями, явлениями и следствиями практического плана, изменениями в реальной жизни. Поэтому журналист часто ориентируется на «цепочку» от­ношений: «тип основания—результат» (причинная зависимость), «средство—цель» (финальная зависимость), «переменные взаимо­действия и объективные противоречия» (определенный вид пере­менного взаимодействия). Таким образом, можно сказать, что суж­дения о взаимосвязях исследуемых явлений и образуют главную субстанцию многих публикаций, относящихся к аналитическим и художественно-публицистическим жанрам журналистики.

В-третьих, содержанию и форме конкретных журналистских материалов присущ свой характер. Если в информационных пуб­ликациях излагается какой-то определенный факт, то в аналити­ческих на первый план выходит мысль автора, опирающаяся на совокупность фактов, а также его эмоции, порожденные этой мыслью. А в материалах художественно-публицистических жанров ведущим качеством становится эмоционально-образное обобще­ние, художественно-типизированная форма описываемых явлений действительности.

В-четвертых, при создании текстов разных жанров исполь­зуются различные операции, способы, методы эмпирического по­знания действительности (наблюдение, проработка документов, опрос, интервью и др.), а также теоретические методы: сравне­ние, аналогия, оценка (сравнение действительности с обществен­ными целями, нормами, идеалами), детализация (выявление и подчеркивание важных подробностей явления, процесса, ситуа­ции), разъяснение (обнаружение связи с причинами, закономерностями или проверенными, доказанными суждениями), предска­зание (выход на будущие процессы, следующие из закономернос­тей, причин, факторов или познанных тенденций) и обобщение (объединение инвариантных признаков отдельных фактов, уста­новление общего в процессах).

Часто они дополняются отчетливо ориентированной на парт­нера по коммуникативной ситуации демонстрацией соотнесенно­сти размышлений автора с мыслями, мотивами, позицией парт­нера. Это не в последнюю очередь выражается в том, что журна­лист часто не только предлагает готовый результат познания, интерпретации явлений, но и показывает, делает зримым для ауди­тории ход самого познания. Он исследует жизнь как бы вместе с аудиторией.

Таким образом, журналистские материалы в подавляющем боль­шинстве случаев имеют диалогическое начало, независимо от того, имеют ли они диалогическую форму изложения (как в интервью, беседе) или не имеют. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю, или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору. Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются контрдоводы и т.д., что создает иллюзию обмена мнениями, про­исходящего между партнерами по «живому» общению.

Формирование представлений о жанровых особенностях жур­налистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность (прежде всего начинающему журналисту) осоз­нанно ориентировать себя в той или иной познавательной ситуа­ции на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения заинтересо­вавшего аудиторию и издание явления.

 

Глава 1. ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ   Предмет отображения Цели журналистского творчества Методы исследования предмета Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров Образование жанров и «жанровые имена»   Как уже отмечалось выше, под журна­листскими жанрами подразумеваются устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки на­зываются жанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более чет­ко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио­дической печати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основ­ных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це­левая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих фак­торов в жанрообразовании не равновелика. Поочередному рассмотрению особенностей и роли каждого из них в образовании того или иного жанра и посвящена данная глава.   ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ   Предмет отображения в журналистике изучен достаточно пол­но. Он включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Эти же сферы нередко называют объектом журналистики. Проводя различие между предметом и объектом журналистики, следует иметь в виду, что «предмет не есть вещь, существующая рядом с объек­том». Содержание предмета говорит не о нем самом, а об опреде­ленном «аспекте внешнего объекта»[1][1]. Таковым «аспектом объекта» (т.е. предметом) журналистики в целом признается «современность в совокупности множества составляющих ее социальных ситуаций»[2][2]. С этим определением нельзя не согласиться в том плане, что жур­налистика действительно имеет дело именно с актуальной сторо­ной современной жизни. Однако данное определение не следует понимать так, что журналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладывать более узкий, более конк­ретный смысл. В частности, например, что касается аналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то ее предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа­щий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий. При этом события, процессы, ситуации могут меняться места­ми в причинно-следственной связи. Так, событие может вызвать процессы (например, смерть И. Сталина обернулась процессом раз­венчания культа личности и определенной демократизацией жиз­ни в стране). Процесс может породить ситуации (процесс крими­нальной приватизации, развала экономики стал причиной ряда трудных ситуаций в стране, например, ситуации с невыплатой зарплаты). Ситуация может вылиться в определенные процессы (на­пример, ситуация с невыплатой зарплаты в стране спровоцировала процесс забастовочного движения шахтеров, учителей и др.). И т.д. При этом в ходе исследования предмета отображения в центре журналистского внимания оказывается та сторона действительно­сти, на которую «указывают» функции журналистики. Такой сто­роной является то богатство взаимосвязей, в которые включены отображаемые в текстах актуальные феномены реальности. Имен­но их и «отбирает» в исследуемых явлениях журналист. То, какие именно взаимосвязи окажутся в центре его внимания, зависит от того, что автор посчитает наиболее важным для своей аудитории, от масштабности, актуальности, основательности задачи, кото­рую он решает в своем выступлении в прессе. СОБЫТИЕ КАК ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ Освещению событий посвящено подавляющее число инфор­мационных публикаций. Важнейшая задача журналиста-информа­тора оперативно сообщать аудитории о наиболее важных событи­ях, их месте, времени. Без сообщений о текущих делах, свершени­ях, происшествиях нет информационной журналистики. Они ее основной «каждодневный хлеб». Но это не значит, что события не отображаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров. В пуб­ликациях этого плана они выступают как объект углубленного ис­следования или художественного осмысления. Это производится прежде всего с целью выявления их значимости, актуальности, причин и возможных следствий. Что же такое «событие», из каких «составных частей» оно скла­дывается? Событие можно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. с ясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются и природные яв­ления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий для журналистики значимы прежде всего события, представляющие собой действия людей с определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественный процесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определенными об­щественно-политическими ситуациями, экономическим, нрав­ственным и иными состояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, которое ста­нет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-то мере исследовать. Стараясь выбрать событие, которое имеет общественную значимость, событие, достойное освещения в сред­ствах массовой информации (СМИ), он ищет прежде всего такое из них, которое в максимальной мере связано с удовлетворением интересов в первую очередь всего общества в целом, а также зас­луживает внимания со стороны отдельных социальных групп, лич­ностей, в том числе и задействованных каким-либо образом в этом событии. Чем большее число людей затрагивает то или иное собы­тие, чем актуальнее их потребности, связанные с ним, тем более оно значимо и тем большего внимания заслуживает со стороны журналиста. Рассмотрим следующие примеры:
  Событие 1 Двадцать миллионов человек участвуют в забастовках трудящихся, проходя­щих в стране в эти дни под лозунгами: «Зарплату вовремя!», «Нет безработице!» Событие 2 Правительство обсуждает на очередном заседании вопрос о повышении платы за проезд в городском транспорте. Событие 3 Коллектив завода освоил выпуск новых детских велосипедов. Событие 4 Известный путешественник и альпинист Ф. Конюхов покорил новую гор­ную вершину в Южной Америке.
При первом взгляде на эту информацию становится ясно, что в ней речь идет о вполне реальных лицах, действующих в опреде­ленной области деятельности, в конкретном месте и времени. При этом причины их действий, а также результаты имеют разное зна­чение для общества. Событие 1 относится к разряду тех, которые совершают боль­шие массы людей, независимо от их партийной, групповой принад­лежности. Единство цели объединило в одно время и в одном месте разных людей. Эта цель — улучшение условий жизни. Это очень ши­рокая по общественным интересам масс цель, предполагающая эко­номико-политические перемены в стране. Такого рода событие мо­жет иметь далеко идущие последствия для населения целой страны. Событие 2 предопределено деятельностью относительно неболь­шой группы людей — правительства. Принятые им решения могут задеть интересы определенного числа людей, живущих в городах и пользующихся городским транспортом. Событие 3 — следствие деятельности заводского коллектива. Оно затрагивает прежде всего интересы детей, увлекающихся ве­лосипедом, и некоторых родителей, любящих дарить детям самые модные, самые новые игрушки. Событие 4 информирует о действии одного человека. При этом достигнутый им результат важен прежде всего для него самого и некоторых его поклонников и последователей. Очевидно, что наибольшей общественной значимостью обла­дает событие 1. Оно и должно привлечь внимание журналиста об­щеполитической прессы в первую очередь. К составным частям каждого из четырех событий, анализируемых журналистом, в дан­ном случае относятся: определенное число людей конкретных со­циальных групп; их действия в указанном месте и времени, осу­ществленные особым образом; их стремление решить определен­ную задачу и добиться неких результатов. Очевидно, что составные части каждого события соотносятся с тремя основными вопроса­ми: что произошло? когда произошло? где произошло? Очевидно, что указанные вопросы еще не позволяют устано­вить значимость события, его пользу или вред, смысл и цель. Во всяком случае редко можно узнать это, ответив на два первых воп­роса: что произошло? когда произошло? Для журналиста важно в первую очередь знать мысли и отношение людей к делу, пути, ведущие к успеху. Только в этом случае можно говорить, важны или нет полученные результаты, соответствуют ли они определен­ным действиям, мыслям и поступкам участников действия. Не­сомненно, эти два вопроса, как и третий: где произошло? — зон­дируют почву реальности. Однако только потом журналист выяс­няет главное. Часто это выяснение начинается с изучения (особенно если речь идет об экономических событиях) выступлений, сооб­щений, заявлений руководителей коллективов, программ, акций. При этом необходимо усвоить, что выписки, выжимки из выступ­лений, статистических отчетов и других источников не могут быть взяты журналистом без серьезного их изучения, критического ос­мысления (особенно всевозможных цифр) и перенесены в свою систему координат. Проценты выполнения заданий, другие числа, которые обычно содержатся в справках о результатах какой-то де­ятельности, конечно, не следует отбрасывать в сторону, но они должны быть приближены к человеку, плодом усилий которого в конце концов являются. Только тогда журналист обнаружит нечто живое, способное задеть внимание читателя. Анализ события требует конкретной информации о таких его составных частях, как участники события, их действия, мысли, мотивы. Эта информация может быть получена с помощью более развернутой системы вопросов, например, сформулированных так: что произошло и с каким результатом? С решением какой задачи и в какой области связано действие? Кто участвовал в событии и к каким социальным группам принадлежат участники? Какие права, обязанности они имеют в связи с решаемой задачей? Какие связи между ними были или должны быть задействованы? Где со­вершилось действие, событие и где достигнут результат? Какие особенности связаны с местом действия? Какое влияние оказыва­ет это место на способ и вид действия? Какими средствами ре­зультат достигнут: какими мерами, путями, усилиями? Какие пред­посылки способствовали успеху и кем они были созданы, и как? Когда произошло событие? Какие особенности связаны с данным моментом времени? Насколько оно благоприятно (неблагоприят­но) для выполнения задания? Почему это действие, это событие, этот результат оказались возможными? Почему им способствовали (препятствовали) те или иные предпосылки? Узнав, какие усилия, какое время затрачены на совершение действия, какие шаги, меры были предприняты, что способство­вало выполнению задания, какой результат достигнут, какова его польза (вред) для общества, для определенных социальных групп, для участников действий и т.п., журналист может установить взаимосвязи, закономерности события, его значение. ПРОЦЕСС КАК ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ Процесс можно рассматривать как последовательность взаи­мосвязанных действий, событий. Причем результат предыдущих действий, событий выступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующих действий, событий. Процесс можно определить и как динамичное следование различных состояний, на­ходящихся в причинно-следственной связи «если... то» («если на­ступит это, то должно наступить то-то...»). Если перевести это об­щее представление о сути процесса на язык обычного журналист­ского понимания «движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном порядке следования результатов действий, кото­рые выражают различные степень и состояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализе про­цессов. Это происходит прежде всего тогда, когда начинают ин­тенсивно разворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изло­женное выше толкование процесса, журналист должен прежде всего определить исходное звено цепочки взаимосвязанных событий. На практике он должен понять и зафиксировать вполне реальное дей­ствие конкретного человека (конкретных людей), получившего точный, вещественный результат, чтобы, исходя из этого, вы­явить, что предопределило совершение действия, что стало его причиной, что сделало его предпосылкой других событий и т.д. Вероятно, что, исследуя далее эту цепочку, журналист может выяснить, какие события, причиной которых являются сегодняш­ние действия, должны вследствие закономерной связи произойти в будущем. Выбирая конкретное исходное событие, включенное в про­цесс развития, исследуемый в публикации, автор ее не должен за­бывать о том, что все происходящее находится в универсальной свя­зи с миром в целом, поэтому найти среди множества событий важ­нейшее оказывается порой нелегко. Квалифицируя событие как исходное в цепи других, журна­лист должен быть уверен (должен найти доказательства) в том, что именно это событие есть первая и важнейшая предпосылка возникшего процесса. Чтобы иметь четкое представление о направ­лении сбора соответствующей информации об исходном событии (действии, его результатах), необходимы предварительные размыш­ления, связанные с материальными и идеальными условиями, ресурсами, обеспечивающими возможность процессов, подобных изучаемому. А это в свою очередь требует достаточных знаний о существенных условиях, при которых может совершиться разви­тие. И журналист должен обладать соответствующими знаниями. Их он может получить, изучая научно обоснованные планы, кото­рые следует осуществить, чтобы достичь целей, крайне важных для общества в целом и для отдельных социальных групп; анали­зируя законы и закономерности, которые лежат в основе обще­ственных процессов и предопределяют их ход; постигая логику вещей; накапливая опыт (собственный, научный, социальный); лично исследуя и выявляя существенные условия, предпосылки успешного протекания рассматриваемого процесса. В ходе такого исследования журналисту удается нередко схва­тить те звенья цепи, которые выражают суть процесса развития. Анализ процесса больше или меньше связан с анализом ситуа­ции, в которой он развивается. Эта связь устанавливается через целенаправленную информацию о состоянии процесса в ходе из­менения предопределяющей его ситуации. СИТУАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ Ситуация, как и процесс, является одним из наиболее важных предметов отображения прежде всего в аналитической журналис­тике. Ситуацией можно назвать определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отно­шений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, меж­ду коллективами, между социальными группами, слоями, между стра­нами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий. Внешне, на поверхности ситуация выглядит как состояние, уровень удовлетворения интересов людей, участников ситуации, на­ходящихся в определенном взаимодействии. Ситуации бывают бла­гоприятными, неблагоприятными, бесконфликтными, конфликт­ными и т.д. Проанализировать ситуацию значит, как минимум: установить, что она собой представляет, зафиксировать это пред­ставление в тексте; выявить основную общественную задачу, воз­никшую в данной ситуации, и д
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...