Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В – 7 Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г.Структура Конституции РФ.




В 1991 году СССР распался, и РФ стала существовать отдельно.

В 1990 году, на первом съезде народных депутатовп поступило предложение о расширении прав человека относительно конституции 1978 году.В этот период существовало 2 мнения о нужности конституции:

принять конституцию на время переходного периода; ограничиться несколькими конституционными законами. Но преобладало первое мнение, объявляется конкурс на лучшую конституцию, на него было представлено 36-ть проектов. Румянцев (председатель этой комиссии) представил собственный проект, который не был целостным, содержал 300 статей. Получилось так, что на заседании совета народных депутатов он представил только свой проект. Когда же у него спросили об остальных 35-ти, оказалось, что он их даже и не рассматривал. Поскольку проект Румянцева был топорной работы, то его совет народных депутатов стал рассматривать вместе с проектом коммунистов России. На основе этих двух проектов и создали проект конституции, в нем были исправлены многие ошибки. Но летом 1993 года Ельцин отказывается от этого проекта и предлагает свой. Главная причина отказа от проекта совета состоит в том, что в том проекте была установлена форма государственного правления как парламентарная республика. Ельцин же предложил в своем проекте вариант смешанной республики с высокой ролью президента. Его проект был не высокого качества, имелись недоработки. В нем пытались разделить права человека и гражданина. Процедура усвоения конституции была сложной. Отношения депутатов с президентом были натянуты. И 19 сентября президент издает указ о прекращении деятельности съездов и верховного совета. Указ содержал примерно 11-ть нарушений конституции. Конституционный суд признал указ недействительным. В конце концов, ныне действующая Конституция была принята референдумом, хотя данные референдума также можно подвергнуть сомнению.СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РФ. Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, т.е. связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав: -Основы конституционного строя.; -Права и свободы человека и гражданина.; -Федеративное устройство; -Президент.; -Федеральное собрание.; -Правительство РФ.

Судебная власть.; -Местное самоуправление.;-Конституционные поправки и пересмотр конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В - 8 Понятие конституционного строя и его основ.
В К. РФ 93 г. впервые в нашей истории вводится понятие «осноны Конституц.. строя»,. Конституционным. (или правовым) государство. становится в гражд.анском общ., где признаны, надёжно защищены и обеспечены основные права и свободы. Основной принцип правового или Конституцион. Государствава. состоит в том, что гос. власть в нем ограничена. Ограниченность гос. власти в правовом гос. создается признанием за личностью неотъемлемых, неотчуждаемых прав и свобод. Отсюда Конституционное. государство. хар-ся тем, что в нём обеспечено подчинение гос-ва праву. Чтобы гос. в полной мере подчинилось праву, это подчинение должно.быть. обеспечено определ. гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности образуют Конституционный. строй, а важнейшие из них возводятся Конституцией. в ранг Конституционных принципов и образуют основы Конституционного строя. Основы Констит. строя- это совокупность Конституционно-правовых норм, регулирующие ключевые Конституционные отношения =это нормы Конституции, закрепляющие основы Конституционного строя, составляют фундамент, на котором строятся все последующие Конституционно-правовые институты. Основы Конституционного Строя служат своего рода «Конституцией в Конституции.», т.е. выступают как комплекс высших принципов, содержащих исходные начала всей правовой системы. Основы Конституционного Строя хар-ся целым рядом специфич. черт: они имеют основополагающее, фундамент., обобщающее значен., они носят политико-правовой характер; их нормативность и общеобязательность; юр. верховенство по отношен. к др. положениям Конституции и всем иным Нормативно-правовым актам. определенность и категоричность; постоянность действия; общепризнанность, сжатость и концентрированность положений: целостность и устойчивость: особый порядок изменения.

В -9 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные правовые институты и отрасли, а все отрасли российского права. Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство. В Конституции РФ содержится специальная глава (гл. 1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным. К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

 

В – 27 Республиканская форма правления. Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности. В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. И тем не менее республиканская форма правления, соответствует характеру демократического, конституционного государства. В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие ПравительствоИменно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

В – 21 Принципы федерального устройства. Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством. С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.. Федеративное устройство РФ основывается на принципах: 1) государственной ценности, 2) единстве системы государственной власти,3) разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, 4) равноправии и5) самоопределении народов.

 

В – 26 РФ – СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощью религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

В – 25. Основные направления социальной политики Российского государства. Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого уровня общественного развития, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой. Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В-23 Экономическая основа Российского государства.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Статья 8). Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту. Гарантированное ст. 8 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права. Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить: а) свободу экономической деятельности; б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны.

В- 24 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Статья 7).. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам”. Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию. Однако, государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества.

В – 17 Российская Федерация – правовое государство. Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации в качестве правового. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону. Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица. В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. Названные принципы последовательно закреплены в Конституции.

 

В -60, Совет Федерации – порядок формирования, полномочия. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 96) федеральным законом. Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 года определил, что в эту палату Российского парламента входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности. В случае, если законодательный (представительный) орган какого-либо субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением обеих палатЗакрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, В связи с этим к полномочиям Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67 п. 3 Конституции); б) утверждение указа Президента России о введении военного положения, принятого им в соответствии со ст. 87 Конституции; в) утверждение указа Президента России о введении им чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России; д) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения; е) отрешение Президента России от должности в порядке предусмотренном Конституцией (ст. 93); ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Это полномочие верхняя палата парламента Российской Федерации осуществляет по представлению Президента России (ст. 83 п. “е” Конституции); з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России (также по представлению Президента России). По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления. Решения Совета Федерации принимаются простым большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Конституцией) открытым или тайным голосованием. Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом. Это еще раз подтверждает постоянно действующий характер деятельности Федерального Собрания.

 

 

62. Государственная Дума – структура, органы и полномочия. Из числа депутатов (450 чел.) избирается председатель Государственной Думы и его заместитель. На заседании комитетов избираются председатели комитетов Государственной Думы. А на заседании комиссий избираются председатели комиссии. Эти все председатели совместно с председателем Государственной Думы образуют Совет Государственной Думы. Он необходим для оперативного решения текущих вопросов и для подготовки вопросов на рассмотрение комитетов Государственной Думы и Государственной Думы в целом. Законодательная инициатива первоначально рассматривается в Совете Государственной Думы. В Государственной Думе создаются фракции и депутатские группы. Кроме того, Государственная Дума образует половину состава счётной палаты, другую половину образует Совет Федерации. Государственная Дума избирает председателя счётной палаты. А Совет Федерации избирает заместителя председателя счётной палаты. Полномочия: Ст.103 Конституции: А) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; Б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ; Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов; Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; Е) объявление амнистии; Ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности Часть распорядительных полномочий в Конституции РФ не указана, они указаны в Регламенте Государственной Думы. Они направлены на самоорганизацию Государственной Думы: выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей; утверждение плана работы Государственной Думы; принятие регламента Государственной Думы; решение иных внутриорганизационных вопросов. Также образуются комитеты Государственной Думы на срок полномочий каждой палаты. Сущность и порядок деятельности каждого комитета определяется содержанием полномочий соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов утверждается большинством голосов депутатов палаты.; численность комитета Государственной Думы может устанавливаться в пределах от 12 до 35 депутатов этой палаты.Кроме того Гос Дум., вправе создавать комиссии, деятельность которых может быть ограничена определенным сроком или какой-либо конкретной задачей.

В –69 СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ. Новая структура правительства РФ, утвержденная указом президента Владимира Путина № 636 от 21.05.2012 года, осталась трехуровневой: министерства-агентства-службы. Федеральное министерство (20минн)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Пять из 20 ныне существующих мин-в находятся в непосредственном ведении президента: Мин-во внутренних дел РФ, Мин-во РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Мин-во иностранных дел РФ, Мин-во обороны РФ, Мин-во юстиции РФ. Остальные 15 мин-в находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ: Мин-тво здравоохранения и социального развития РФ, Мин-во культуры РФ, Мин-во образования и науки РФ, Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, Мин-во промышленности и торговли РФ, Мин-во регионального развития РФ, министр по развитию Дальнего Востока, Мин-во связи и массовых коммуникаций РФ, Мин-во сельского хозяйства РФ, Мин-во спорта РФ, Мин-во транспорта РФ, Мин-во финансов РФ, Мин-во экономического развития РФ, Мин-во энергетики РФ, мин-во труда и соцзащиты РФ. Федеральная служба (34)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентств о(25) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве; структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства (закрепленными в ст. 114 Конституции и законе «О Правительстве Российской Федерации». Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти.

В - 22 РФ - суверенное государство.
В Конституции РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета современного. российского гос-ва. (ст. 2,3 К.) Он означает, что федеральная гос. власть РФ обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью от др. властей как на тер-рии самой РФ, так и в её взаимоотн. с зарубежными государствами.. Суверенитет - это качественное состояние. гос. власти. Оно выражается через совокупность суверенных прав государства, т.е важнейших, фундаментальных прав. Одновременно они хар-ют РФ как государство:. 1) право учредит. власти, т.е. право разрабатывать, принимать свою Конституцию., вносить в неё необходимые измен., дополнения и поправки; 2) право установления системы федеральных. органов законодат., исполнит. и судебной власти, порядка их организации и деятельности, право принимать федеральные-.конституционные.законы. и федеральные.законы., осуществлять контроль за их соблюдением; 3) право иметь свое российское гражданство, приобретение. и прекращение которого осуществляется. в соотв. с федер..законом; 4) право иметь российские вооруж. силы для обеспечения и защиты гос. суверенитета РФ; 5) право иметь свой гос. язык на всей тер-рии РФ - русский язык; 6) право иметь свои символы гос суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу. Суверенные права РФ как самостоятельного государства составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы собственного. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет государственный. суверенитет.

В – 28 Понятие основ правового статуса личности
Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.
Субъективное право — это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания человека, субъективного отношения к нему. Юридическая обязанность человека и гражданина — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведения, личного желания.
Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.

30 Приобретение гражданства РФ: основания и порядок. Гражданство приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям предусмотренным ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» или международным договором РФ. Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающие делами о гражданстве РФ и принявшими такое решение. Приобретение гражданства РФ по рождению ребенок приобретает, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ независимо от места рождения ребенка; б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения не известно (не зависимо от места рождения ребенка; в) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином, при условии, если ребенок родился в РФ, в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный родитель проживают в РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии. Что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются родители не предоставляет ребенку свое гражданство; д) ребенок, который находится на территории РФ и родители которого не известны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении шести месяцев со дня его обнаружения. Решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке принимаются Президентом РФ. При этом рассмотрение заявлений осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов. Решения о приеме гражданства РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере миграции, федеральными органами, ведающими вопросами иностранных дел и дипломатическими представительствами, находящимися за пределами РФ. При этом рассмотрение заявлений осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов. Решения по вопросам гражданства оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.


1. В результате его признания - граждане бывшего СССР, проживающие на терр-рии РФ на день вступления в силу этого закона (февр. 1992), если в течении 1 года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ; Лица, родившиеся после декабря 1922 и позднее и утратившие гражд-во бывшего СССР, если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ. Они считаются состоящими в российском гражданстве по рождению. 2. По рождению - основыв-ся на сочетании "принципа крови" и "принципа почвы". Ребенок, родивший на терр-рии РФ у родителей, состоящих в гражданстве др. гос-в явл-ся гражданина РФ, если эти гос-ва не предоставляют ему своего гражданства. 3. В порядке его регистрации. 1) Лица, у ~ супруг или родственник по прямой восходящ. линии явл-ся гражданином РФ. 2) Лица, у ~ на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождении, в течение 5 лет до достижения 18 лет. 3) Дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражд-ва в течении 5 лет до достижения 18 лет. 4) Граждане бывшего СССР, проживающие на терр-рии бывшего СССР, а также прибывшие на терр-рию РФ после 1992, если они до 31.12.2000 заявят приобрести гражданство в РФ. 5) Лица без гражданства на день вступления в силу настоящего закона, постоянно проживающие на территории РФ или на терр-рии бывшего СССР, если в течении 1 года после 1992 года заявят о своем желании. 4. В результате приема в гражданство РФ. Может ходатайствовать любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, независимо от происхождения, пола, расы, образования, языка и т.д. Условия приема - постоянное проживание на терр-рии РФ. 1) Для ин. граждан и лиц без гражданства - всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением. 2) Для беженцев, признаваемых законом РФ и договорами РФ указ. сроки сокращ-ся вдвое (непрерывный срок - выезд за пределы РФ не более чем на 3 месяца). 5. В рез-те восстановления гражданства. Происходит в порядке регистрации. 1) Лица, у ~ гражданство РФ приостановилось в связи с усыновлением, опеки или попечит-ва. 2) Длина, у~ гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства у родителей в течении 5 лет после 18 лет. 3) Бывшие граждане РФ, лишенные гражданства без свободного волеизъявления
6. Путем выбора гражданства (оптации) при изменении гос. принадлежности, территории и по др. основаниям. Оптация - выбор гражданства при изменении границы РФ в порядке, опред в закон-ве РФ и в сроки, опред. м/н договором РФ. 7. По иным основанием, предусмотренным настоящим законом. Все остальные основания, кроме №2 и №4, предназначены для облегченного приема в гражданство бывших граждан РФ или царской России.
Обстоят-ва, ~ облегчают прием в гражданство:1. Состояние в гражданстве бывшего СССР
2. Усыновление ребенка гражданина РФ.3. Высокие достижения в науке, технике, культуре.
4. Наличие заслуг перед народами РФ.5. Получение убежища на терр-рии РФ.
Обстоят-ва для отклонения ходатайств:1. Для лиц, выступающих за насильственное изменению конституц. строя РФ.2. Состоящих в партиях и др. орг-циях, дея-ть ~ несовместима с конституц. принципами РФ.3. Которые осуждены и отбывают наказание за дей-е, преследуемые по закону РФ.

 

В 34 Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в РФ. Согласно гл 2. Конституции РФ --Личные право и своб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...