Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство развитием памяти




На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через мани­пулирование с предметами. Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. Причем необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересован­ность в совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально действен­ное подкрепление тому материалу, который должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа пред­мета со словом.

Богатые возможности для развития памяти младенца создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в един­стве несколько компонентов: успешность непроизвольного запо­минания, эмоционально-действенный контакт со взрослым, по­вторяемость ситуации и ее словесное обозначение.

Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художе­ственное слово не только обозначает признак, объект или ситуа­цию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ ху­дожественных произведений расширяют опыт ребенка. Особен­но важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В ран­нем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопро­вождает чтение стихотворения А. Барто «Грузовик» или, на­оборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном воз­расте запоминанию литературных произведений помогает опо­ра на представление-картинку, отражающую основное содер­жание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.

В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя вни­мание малыша на разные стороны объектов, организуя деятель­ность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Эту особенность очень точно сформулировал К.Д. Ушин-ский: «Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не толь­ко мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. При­зовите к участию осязание, обоняние и вкус... При таком друж­ном содействии всех органов в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение бу­дет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая - третью и т.д.»

Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений недостаточно только пассив­ного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установ­ление соотношений между выделенными частями, компонента­ми ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове.

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.

Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного откры­тия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельнос­ти, обеспечивая запоминание.

Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмо­циональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во вре­мя игры, беседы, рассматривания картинок и т. п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедея­тельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроиз­ведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятель­ности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той дея­тельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:

- степени освоения соответствующих мыслительных опера­ций;

- содержания и характера материала;

- характера обучения. Только при его организации запоми­нание становится логическим;

- наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мне-мическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образ­цом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытать­ся его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз под­ряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.

Развитию произвольной памяти способствует дидактичес­кая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, под­чиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позво­ляет ему осознавать способы выполнения деятельности, а так­же дает взрослому возможность руководить мнемической дея­тельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.

Литература

Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое раз-витие/Щошкольное воспитание. - 1976. - № 4. - С. 23-31.

Житшкова Л.М. Учим детей запоминать. - Изд. 3-е, доп. -М., 1985.

Зипченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.

Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С. 52-54.

Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок/Щошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.

Трошихшш ЮГ.. Гизатулина Д.Х. Развитие кратковремен­ной памяти у детей раннего возраста//Вопросы психологии. -1979.- №4.-С. 127-130.

ГЛАВА 13

Развитие воображения в дошкольном возра сте

Под воображением понимают психический познавательный процесс со­здания новых образов путем переработки материалов восприятия и пред­ставления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, кон­струирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы вооб­ражения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон пред­метов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответст­вующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация - выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкрет­ном образе. То есть воображение - это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени ак­тивности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и ориги­нальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих опи­санию. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...