Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозно-философские учения Древней Индии. Философия Упанишад. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Философия и этика буддизма.




Понятие, предмет, структура и функции философии. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение возникло гораздо раньше, чем философия, система знаний, и представляла собой изначально стихийное знание о природе, обществе и мышлении. Оно выражалось в форме мифов, сказаний, былин и других форм (фольклор).

Мировоззрение-система знаний, представлений, убеждений и ценностей человека, имеющего регулятивное значение.

Если это знание точное, устойчивое - становится убеждением. Из убеждений формулируется определение ценности (либо на основе полученных знаний).

Типы мировоззрения:

- антропоморфные;

- мифологические;

- религиозные;

- научные;

- философские.

Соотношение мировоззрения с философией. Философия включает в себя мировоззрение. А мировоззрение включает в себя философию. Ядро – мировоззрение, а оболочка – философия. Мировоззрение как система взглядов на мир включает:

-познавательный аспект;

-ценностный аспект;

-поведенческий аспект;

которые в свою очередь могут быть представлены в эмоциональном и интеллектуальном опыте людей.

Философия – теоретическое ядро мировоззрения, а убеждение – система знаний, пронизывающая сознательные и эмоциональные стороны Я («Я» и «Не Я»).

Философия – это древнейшая наука, возникшая в 7-6 вв. до н.э. в Вавилоне, Китае, Греции, Риме.

Только в древней Греции философия оформилась как система знаний, как устойчивая форма общественного сознания, что происходило на протяжении многих веков.

Понятие философия используется не только в узко-профессионально-научном смысле, а как система знаний вообще.

Философия – греческое слово, впервые упоминаемое Пифагором в Древней Греции, означающее любовь к мудрости.

В Античное время мудростью изначально называли всякое знание. Ученые, которые транслировали знание, называли мудрецами. Всякое знание-мудрость.

Особо важное значение стали приобретать: постановка таких проблем как: как устроен мир, что есть человек, управляем ли мир, что есть судьба, что есть начало, что есть конец, что такое создатель, творец, бог и есть ли он? Эти вопросы стали называть лишь мудрые. Этим глобальным вопросам пытается дать ответ философия. Изучение философии признано способствованию приобретения стихийных знаний на мир человека, в строении системы взглядов (научное мировоззрение).

Философия, философская система строят свои знания, как рефлексия, на основе научных знаний о природе, обществе и мышлении. Обобщенные знания не только выступают как результат, но и как метод открытых новых знаний. Если обобщенные знания дают рефлексию, то рефлексия дает частное знание.

Философия служит тем методом, позволяющим конкретизировать и обобщать научные знания.

Философия- форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, о роле и месте человека в мире.

Философия Древнего Китая. Основные школы и направления (конфуцианство, даосизм, легизм). Проблема идеального общественного устройства.

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция.

Китайская личность – на первом плане – служение небу, а в первую очередь – государству (так как небо – это продолжение государства), служение общему делу; Эллинская личность – свободная, действующая на свой страх и риск, является самоответственной личностью, строит отношения с другими людьми на основе договора, диалога; мышление рационально, логика доминирует.

Философия Древнего Китая возникает в 6 веке. Была представлена в «Книге стихов», «Книге перемен», фольклорных произведениях, была анонимна. Картина мира была мифологической.

Возникновение мира, мировоздания было связано с 2 духами: Янь и Инь. Из духовного возникли два духа противоположности, которые образуют многообразие. Инь - Земля, Янь - Небо. Такое соотношение имеет материальную субстанцию – человека.

Такая картина дошла до нашего мира, где человек стоит посередине. Человек является продуктом неба и земли.

В дальнейшем в этой степени выделили такие стихии как: Земля, Воздух, огонь, Вода, Металл.

Наиболее влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI -V в.в. до н. э. Дао - сверхчувственная реальность, основа органической целостности Космоса и космический закон гармонии; Дао - индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Дао – великий дух, начало судьба. Дао – есть все. Писатели утверждают, что Дао – везде и ни где, есть единая универсальная беспредельная реальность.

Видное место в философии занимает Конфуций(551-479 гг. д. н.э.). К 50-ти годам постиг смысл Дао, ему открылся смысл неба (Тянь).

Конфуцианство возникло на рубеже VI -V в.в. до н. э. Идеал конфуцианства - сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране (Поднебесной) в свою очередь являлось, с точки зрения конфуцианства, важнейшим условием сохранения космической гармонии.

Конфуций говорил, что без Ли не может быть порядка и процветания в государстве. Нет ли, нет различий между королем и простолюдиной. Государство является идеальным, если в нем царит порядок

 

 

Религиозно-философские учения Древней Индии. Философия Упанишад. Ортодоксальные и неортодоксальные школы. Философия и этика буддизма.

Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии. В VI -- V вв. до нашей эры в Индии наряду с философскими школами, не отвергавшими авторитет Вед (сакрального мифологизированного знания, заключавшего в себе племенные верования и обычаи, а также ритуальную практику архаического общества) появился ряд школ, критически относившихся к Ведам. Ведические сюжеты пытались проявить границы мира, в котором действует человек.

Исходя из художественного произведения стала понятна картина мира, мироздания. 3 мира- трилока: Агню –земля, Сурья – Небо и Инда – воздух.

На базе этих ортодоксальных и неортодоксальных течений позднее оформились и развились основные философские системы Индии, к числу которых, в частности, относятся веданта, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, буддизм и др.

Человек – творение Богов. Ману приписывали, что он создал первые законы для людей.

Человек, как дитя природы, представляет собой единство природного, духовного, божественного. Человеческое Я – это тело и душа. Человека возвышает ум, знания, ценимые как в богах, так и в людях.

В Школах Древней Индии формулируется учение о человеке. В философии индии человек стоит в центре философии. Индийская философия – мера порядка – Космос. Он представляет собой духовное первоначало, которое можно назвать сознанием, духом, которые дискретные. Школы утверждали, что природа – первоначальное начало, она материальна.

Философия Древней Индии ставила вопрос: есть ли начало или нет.

Это приводит в VI в. до н.э. к появлению первого религиозно-философского учения – буддизма

Дальнейшее развитие философии буддизма приводит к логическому выводу – учении о карме. Карма – каждое живое существо ее содержит; она его собственная причина, убежище; приводит к блаженству, удовлетворительному состоянию.

Карма – суть человека. Будда говорит, что нужно прожить свою жизнь честно и чисто.

Философия Др. Востока представляет собой интегральное знание о природе, обществе, познании. Основана на мифологических религиозных устоев древневосточных государств.

Картина мира представлена неоднозначно религиозно, а естественно научно. Важно, что в центре внимания мудрецов в философии стоял человек, как часть природы.

Древнегреческая натурфилософия. Проблема первоначала в учениях «досократиков» (Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид и др.). «Антропологический поворот» в античной философии. Сократ. Диалог как способ обретения истины.

Натурфилософский (VI в. до н. э.) – в центре внимания мыслителей находятся проблемы изучения природы, происхождения и устройства космоса. Заканчивается появлением философии Сократа, поэтому его также называют периодом досократиков. Милетская (Фалес), Элейская (Парменид), Пифагорейская (Пифагор) школы и др.

Главная проблема натурфилософского периода – поиск соотношения множественности мира с его субстанциальным единством или проблема архэ (от греч. «начало») – единая основа мироздания, понимаемая в трех аспектах:

• генетическом

• структурном

• иерархическом

Течения в ранней натурфилософии:

• эмпирико-сенсуалистическое (Ионийское), ориентирующееся на материально-вещественный аспект бытия (Милетская школа, Гераклит)

• логико-рационалистическое (Италийское), фокусирующее внимание на формальных и числовых закономерностях (Пифагорейская и Элейская школы)

Фалес (предположительно 625-545 гг. до н.э.). Утверждал, что

«начало всего есть вода»

Анаксимандр (610-540 до н.э.)

архэ – это нечто беспредельное (апейрон)

Анаксимен (585-525 до н.э.)

архэ – это воздух

Гераклит (предположительно 540-480 гг. до н.э.)

Космос – это вечно живой огонь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...