Основные философские школы поздней античности (стоицизм, эпикуреизм). Стратегии избавления от страданий и обретения смысла жизни.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Периоды в развитии античной философии: Натурфилософский (VI в. до н. э.) – в центре внимания мыслителей находятся проблемы изучения природы, происхождения и устройства космоса. Классический (V-IV вв. до н. э.) Эллинистический (конец IV-II вв. до н. э.) период упадка греческой культуры и философии. Римский (I в. до н. э. – IV в. н. э.) в общих чертах совпадает с предыдущим периодом. Стоицизм: Зенон из Китиона (приблизительно 336-264 до н.э.) Натурфилософия стоиков в общих чертах соответствовала учению Гераклита. В ее основе лежала идея о Логосе как все определяющей субстанции – разумной мировой душе или Боге. Природа считалась воплощением всеобщего закона, который одновременно выступал в качестве закона человеческой жизни. Таким образом, Логос был неразрывно связан с представлением о судьбе (фатализм). Главной частью учения стоиков была этика, центральным элементом которой стало понятие добродетели. Жить согласно природе и Логосу – основное назначение человека, которого он достигает посредством усилия воли. Только такую жизнь можно назвать добродетельной, и только она делает человека по-настоящему свободным. Этическим идеалом стоиков являлся мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия (апатии), ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. Эпикуреизм: Эпикур (341-270 до н.э.) Учение Эпикура о природе утверждает бесчисленность и разнообразие спонтанно развивающихся миров, являющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых существует лишь пустота. Пытаясь преодолеть тезис Демокрита о безраздельном господстве необходимости постулировал возможность случайного отклонения атома от закономерной прямой линии движения в пустом пространстве. Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов.
Вопреки классическим представлениям античной философии, ощущения, по Эпикуру, всегда истинны, так как обусловлены объективной реальностью. Ошибочным может быть истолкование ощущений. Согласие с чувственными восприятиями и с основанными на них общими представлениями – подлинный критерий истинности знания. Познание природы, философские искания – не самоцель, они освобождают людей от суеверия, страха перед смертью и религиозных предрассудков. Это является необходимой предпосылкой обретения человеком счастья и блаженства, в основании которых лежит духовное удовольствие – более устойчивое, чем простые чувственные удовольствия, т.к. не зависит от внешних обстоятельств. Разум людей – бескорыстный дар богов, полагающий приведение человеческих устремлений к согласию. Результат последнего – удовольствие вкупе со спокойствием и невозмутимостью, не нарушаемыми никакими неприятными эмоциями. Именно сочетанием этих душевных качеств и достигается подлинное благочестие, более ценное для человека чем деятельность. К общественности (культовым традициям и государственным учреждениям) необходимо относиться дружественно и сдержанно.
Особенности философии средних веков. Патристика. Проблемы триединства Бога, боговоплощения и богопознания. Схоластика. Онтологическое доказательство бытия Бога. Спор об универсалиях. 476 год — свержение и гибель последнего римского императора (именно этот год историки считают началом эпохи). Первоначально христианство — еретическое движение. Его основой стала легенда (свидетельство о существовании) в пришествие спасителя народа Иудеи. В 1-2 веках н.э. христианство проникает на территорию Римской империи и по мере погружения последней в состояние глубокого социально-политического кризиса постепенно получает здесь широкое распространение. Христианизация Римской империи была исторической необходимостью. Империи нужна была универсальная, т.е. уравнивающая всех (и в греховой природе, и праве на спасение), монотеистическая религия, которая могла бы сплотить все ее столь различные народы. Период формирование христианской догматики совпадает с началом формирования средневековой философии.
Философия средневековья имела 2 основных источника своего формирования: ·Священное Писание (Ветхий и Новый Завет) ·Античная философия
Патристика и Схоластика Проблемы Проблема универсалий — проблема природы общих имен или понятий, выражающих сущность вещей. Это проблема общего и единичного, сущности и существования. В зависимости от решения этой проблемы все философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов. Сторонники реализма видели в общих понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием. Номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статусе (не обладают самостоятельные существованием) и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. Концептуалистов называли тех умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия. Нередко номиналистические установки вызывали раздражение у церкви, поскольку создавали почву для еретических интерпретаций. Например, признание первичности вещей (существования) могло привести к идее существования вовсе не единого бога, поскольку есть три его имени (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). В целом же, только Бог должен мыслиться как исключительная единичность, в которой сущность и существование совпадают. Онтологическое доказательства бытия бога:
Четвертое доказательство Ф. Аквинского от степени совершенства мира: Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершено, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|