А вот трёхсложники больше, чем пятистопные, крайне редки – строка больно длинная получается – более 15 слогов.
АЗБУКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Нескучная азбука стихосложения
Данный труд должен позволить всякому начинающему и продолжающему поэту, ищущему себя и находящему, избежать ошибок, свойственных дилетантам и сразу начать писать добротные стихи, коль способности позволяют, с той степенью таланта, которую Бог отпустил. Итак, основные моменты, о которых пойдёт речь: 1. Разновидности метра (ритма). Изначально все эти моменты излагались в отдельных статьях. Но вот пришла пора придать теории законченный вид «практического руководства по всем вопросам». Вы спросите: «Зачем нам это надо?» «Я стихи в небесах ТОЖЕ сердцем читаю, Поясню ещё одну простую истину. Ритм, размер и рифма – это дыхание стиха, его воздух. Если они хороши, мы их не замечаем, как воздух, которым дышим. Но вот что-то нас насторожило, режет ухо или ещё что-то. Прежде всего, это либо нечистая рифма, либо какое-то из нарушений ритма или размера. Не беру случай, когда это сделано умышленно, для достижения большего эффекта и художественно оправдано, но когда плохие рифмы лезут одна на другую, а ритм и размер сплошь и рядом ломается, мне лично становится трудно дышать таким, с позволения сказать, воздухом.
Кто принимает эти мои предварительные замечания, прошу за мной!
Прежде всего, надо отчётливо понимать, что в традиции русской поэзии существует пять основных метров (ритмов), которыми пишутся стихи. Строка в стихотворении делится на стопы. Существует два двухсложных метра – хорей и ямб. Разница между ними в том, на какой слог стопы приходится ритмическое ударение.
Безударный слог как «0», Ударный как «1».
Теперь любой метр (ритм) можно представить в виде такой двоичной цепочки нулей и единиц. Рассмотрим примеры: 1) Хорей: 10 10 10 10 ….. Пример: «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского. В поле вьюга-завируха 2) Ямб: 01 01 01 01 01……. Пример: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина Мой дядя самых честных правил 3) Дактиль: 100 100 100 100 …. ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники 4) Амфибрахий: 010 010 010 010 …. Не вЕтер бушУет над бОром 5) Анапест: 001 001 001 001… 6) И ещё есть не очень признаваемые и не очень ясно определённые звери, именуемые пеонами – 1-м, 2-м,3-м и 4-м.
1-й: 1000 1000 1000 1000….. Нетрудно видеть, что 1-й и 3-й пеоны являются частным случаем хорея, где через одно пропущены ударения.
Выше, приводя примеры метров, я ставил многоточие в конце, ибо размер - количество стоп в строке, может быть, вообще говоря, любым. Конечно 5-ти, 6-ти, и даже 7-ми стопный ямб вообще-то не редкость, но в основном большинство пишет средними (5 стоп, сюда относятся и все классические и близкие к ним сонеты). Другие пишут короткими (3-4 стопы) - таких не много или длинными (6-7 стоп) – таких тоже не очень много, тем более, что многостопный ямб или хорей может быть квалифицирован как пеон. А вот трёхсложники больше, чем пятистопные, крайне редки – строка больно длинная получается – более 15 слогов. Что ещё сказать о размере? Мужская рифма – если строка кончается ударным слогом (1).
Если ямб имеет мужскую рифму, то в строке будет целое количество стоп (3,4,5,6,7) и, соответственно, слогов - 6,8,10,12,14 Если же - женскую - то на один слог больше (как бы, больше на полстопы). Но это никого не должно волновать, так как с ритмической точки зрения эти строки идентичны, ибо КОЛИЧЕСТВО РИТМИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ В СТРОКЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. Вот и получается, что не слоги надо считать, а ударения. Женская рифма в хорее (схема): 10 (10 10 10) 10 10 А ведь есть ещё дактилическая рифма, когда на конце два безударных слога. Тут на два слога короче может быть строка с мужской рифмой и ничего страшного не случится. Речь тут, конечно, может идти только о трёхсложниках.
Так вот, давайте запомним. Если что-то в строках нам кажется не вполне стройным – считаем ЦЕЛЫЕ стопы в любом метре. Хоть в ямбе, хоть в хорее, хоть в трёхсложниках. Слышу недоуменный вопрос. А что если я пишу ямбом или хореем, а слово мне надо написать трёхсложное или подлиннее? Мне в нём два ударения делать и более? Ответ не так прост, как кажется. Позже вы поймёте, почему. Разберёмся вместе. С математической точки зрения выход есть. Трёхсложное слово с ударением на среднем слоге безболезненно может быть «засунуто» в строку ямба или хорея например вот так: 01(010)101… - в скобках ритмическая группа соответствующая тёхсложному слову. Простой пример: «Он в свете (фо)нарЕй искрящий» 01 0(1) 01 01 0 – в скобках показан безударный слог, совпавший с ритмическим ударением. Такое пропущенное ударение и называется ПИРРИХИЕМ. Переделаем строку, как предлагается выше, и заменим слово: «В фонарном свете он искрящий» 01 01 01 01 0 – ну, вот! Сработало. В техническом отношении всё безупречно. Пиррихий исчез. Однако очень сильно пострадала образность. «Фонарный свет» это совсем не то же самое, что «свет фонарей». Лучше было ничего не трогать и оставить первый вариант. Так что не бойтесь пиррихиев!!! Однако пиррихий — коварная вещь в песенных стихах. Он может совпасть с началом музыкального такта (ударной долей), и ничего не останется сделать, кроме как спеть с неверным ударением.
Далее проницательный читатель скажет: «А что делать, если в строке есть односложные слова?» И вот пример из А.С.Пушкина: «Швед, русский - колет, рубит, режет» («Полтава») (1)1 01 01 01 0 И, вот, пожалуйста, Его Величество спондей. Довольно трудно в русской традиции произносить подряд несколько односложных слов – попробуйте сами. Особенно это сочетание («др») между шведом и русским. Так и хочется убрать ударение и сказать одним словом «шведрУсский».
И, хотя речь идёт об односложных существительных, коих в русском языке достаточно много, например: дуб, ил, кол, мол, соль, голь, толь, моль и т.д., то кто же заставляет их применять в именительном или винительном падеже. А в других падежах они становятся двухсложными – соли, моли, дуба, илу, ну и т.д. Так что фонетическая красота стиха будет зависеть от мастерства автора и умения его обойтись без спондеев. Объективно говоря, спондей – явление вредное. И не только вредное, но и многогранное. К понятию спондея мы ещё вернёмся в конце следующей главы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|