Глава 5. Распад ударения в двухсложных метрах.
РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ договоримся называть случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке. Это явление не так уж безобидно, как многим кажется. Вспомним незабвенного А.А. Галича. «Ударение, ударение, «Людвиг СвОбода, если кто не помнит или не знает - коммунистический диктатор Чехословакии, задушивший руками Советского Союза революцию 1968 года.» Вот что такое перенос ударения в русском языке на другое место. То же, что перенос запятой во фразе «Казнить, нельзя помиловать». Понятно? Да? Приведу ещё несколько примеров. «ПрОволочка – проволОчка» «ВеселИться – вИселица» - вдумайтесь в жуткий смысл этой замены. Для наглядности даю пример из одного из стихирных авторов: "Ведь в гОроде родИли мЕня БОги!.. 01 0(1) 01 01 01 0 За городом зачахну я от скуки..." (пятистопный ямб) Здесь: 0 – безударный слог, 1 – ударный слог, (1) – пропущенное ударение (пиррихий) В слове "менЯ" фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось - "мЕня". (Уж не отца ли Александра МЕня Боги родили – какое кощунство) Переставим слова так: "Ведь в гОроде менЯ родИли БОги!.. За городом зачахну я от скуки..." И нет вопросов. С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше. Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения. Поэтому приведу лучше пример из классика советской литературы Юрия Левитанского:
«Все стихи когда-то Уже были» (пятистопный хорей) Разберёмся со всех сторон. Во-первых, односложное слово «все», подлежащее к тому же, открывает строчку, стоит под ударением и поэтому не является спондеем. Это хорошо! А вот наречие «ужЕ», которое имелось в виду, превратилось в прилагательное в превосходной степени «Уже». Осознали! Смысл меняется, если строка, вообще, не превращается в бессмыслицу. А выход, меж тем, прост. Переставим слова: «Все стихи ужЕ когда-то были». И всё в порядке. У кого найдутся возражения? Даже А.С.Пушкина не минула чаша сия (распад ударения) в «Сказке о царе Салтане»: Четырёхстопный хорей. «РодилА царИца в нОчь Получилось что-то вроде - «РодилА царИца в нОчь (где нетто и брутто – разновидности веса товара с упаковкой и без) А если так попробовать: «РодилА царИца в нОчь Замена словосочетания на аналогичное по смыслу спасло дело. Но Пушкин не знал о распаде ударений, даже не подозревал, а мы-то с вами теперь знаем и знаем теперь, как с ними бороться и как не допускать подобных явлений в своих стихах. Если односложным словом является союз или предлог - с них легко снимается ударение и, в общем, такой спондей ни ухо, ни глаз не режет. Хотя вот тут-то и скрыт подвох. Если в словосочетании из двух односложных слов одно является более важным (существительное или местоимение по отношению к глаголу или частице), в таком случае основное ударение должно попадать на значимое слово, а спондей - на менее значимое, тогда его можно будет «проглотить».(Выше мы просто заменили устойчивое словосочетание из двух частиц на похожее по смыслу, но ударение упало на более важную). Другой пример: «Для армии Российской наши розы.
В третьей строчке два фонетических ударения рядом. Одно с ритмическим совпадает, другое является спондеем. Перепишем строку так: «На нИх сошёлся клином светлый козырь» И вот уже всё звучит как надо. Ударение на «нИх», а предлог «на» можно и не «ударять». Итак, рассматриваем словосочетание, как слово и ставим его в предложении таким образом, чтобы ритмическое ударение в строке пришлось на значимый слог. И ещё один аспект этой проблемы хочется осветить. Из двух ничего не значащих частиц может сложиться значимое слово, у которого ритмическое ударение совпадёт с фонетическим, которое напрочь изменит смысл фразы. Вот классический пример из Юрия Кукина – русского барда: «Поезд – длинный смешной чудак Итак, что слышит, именно слышит, внимательный читатель? Стук колёс: «не так, не так», конечно. А вот в последней строчке – песня. Это двухстопный анапест. И ритмические ударения в последней строке расположились так: чтО жЕ нЕ удалОсь чтО женЕ удАлось? Хочется спросить: чьей жене и что не удалось? Но это 60-е годы. А вот Валерий Мищук – годы 90-е. «До свиданья, до свиданья! Посмотрите сами на последнюю строчку и без труда увидите (услышите) следующее: До свиданья, до свиданья! Вот, возможно несколько искусственный пример, но состоящий почти сплошь из односложных слов: Что бы ни случилось - Трёхстопный ямб и все ритмическме ударения попадают на значимые слова - местоимения и обстоятельства. Всё нормально читается. Двусмысленностей не возникает. Обратим внимание на трёхсложное слово "случилось". Имея ударение на среднем слоге, оно идеально вписалось в ритмическую схему строки - без пиррихия.
И ещё один тонкий момент, показывающий коварство уже пиррихия в свете распада ударений. Наполнили театры, рестораны Так и хочется поставить ударение на последний слог, создав искусственный распад ударения, там, где его вроде и не должно быть (согласитесь!), и получить: Наполнили театры, рестораны Итог - бороться с распадом ударения можно: а) с помощью инверсии (перестановки слов в строке);
Глава 6. ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ. В трёхсложных метрах (дактиле, амфибрахии и анапесте) кроме основного ударения существует вспомогательное, полусильное (отсюда и ПОЛУраспад) Распада ударения, как такового, в трёхсложных метрах быть не может. Я, по крайней мере, пока не встречал. (Но вот недавно встретил. Об этом в следующей главе) Это - прерогатива ямба и хорея: тут сколько угодно примеров (часть из них в первой главе "Учебника..." рассмотрена (см. сборник "В поисках истины"). Зато тихо и незаметно на поэтов наваливается полураспад ударения. Большинство его даже не замечает - ни у себя, ни у других. Итак: Если для всех очевидно, что ритмическая формула трёхстопных метров такова: дактиль: 1 0 0 амфибрахий: 0 1 0 анапест: 0 0 1, где 0 - безударный слог, 1 - ударный, то вот, оказывается, что есть ещё и полусильное ударение в стопах трёхсложных метров, которое ни в коем случае нельзя игнорировать. Обозначив полусильное ударение знаком "+" имеем несколько иную схему трёхстопных метров: дактиль: 1 + 0 амфибрахий: 0 1 + анапест: + 0 1 И вот пример ("сконструированный" специально для меня Евгением Какузиным, светлая ему память):
Трёхстопный анапест: 1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ А вот здесь, извините: 2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ В данном примере сразу два полураспада ударения. В слове "когдА", ударение пришлось за счёт полусильного на "кОгда" и в слове "почтИ" ударение пришлось на "пОчти" ("пОчки" какие-то) Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то подобное строке из первого. Внимательный читатель тут же спросит: "А в слове "лЮбишь" по Вашей логике два ударения? Да? Сильное и полусильное?". Да! Уважаемый внимательный читатель. Чуть не выплеснул ребёнка вместе с грязной водой. Избавляясь от лишних примеров и тупиковых размышлений выкинул свою "теорию чёрных ритмических дыр". Исправляюсь. Нетрудно видеть, что в трёхсложных размерах между двумя ударными слогами два безударных (если не считать дополнительного ударения) и при попадании в эту чёрную дыру именно ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают все проблемы. Чаще всего это предлоги и местоимения. Все эти "кОгда", "Ещё", "пОка", "пОчти", "свАи", "мАи" и т.д. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена "беда" многих сочинителей. Если же слово трёх- и более -сложное, либо двухсложное, но уже имеющее основное ударение (как "лЮбишь" в последнем примере), то полусильное ударение никак себя не проявляет - получается полу-пиррихий (пропущенное полусильное ударение). И в этом случае перепишем этот пример так: КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ Так будет правильнее. И вот уж теперь, внимательный читатель не подкопается. Глава 7. Распад ударений в трёхсложных метрах. Это уже не полураспад и не распад. Это уже ДВОЙНОЙ распад. Ядерный взрыв - лично для меня. В первый раз я столкнулся с распадом ударения в трёхсложном метре в достаточно самобытном стихотворении состоящем всего из 4-х строк. Приведу его полностью, сохраняя пунктуацию автора, точнее, полное её отсутствие:
В четырёх строчках, написанных четырёхстопным анапестом с чередованием мужской и женской рифм, имеется ДВОЙНОЙ РАСПАД УДАРЕНИЯ во второй строчке в первой стопе и полураспад - в 4-ой строке во второй стопе, а именно:
В начале второй строчки слово «чтОбы» читается как «чтобЫ» («столбЫ» какие-то, да и только), а в 4-ой очередная «свая» - слово «своЮ» читается как «свОю» (это вроде что сделаю? – свою, типа «завою» в будущем времени?) в силу несовпадения полусильного ударения и фонетического ударения в слове. И вот если 2-ая строка лечится сравнительно просто, например, так: "ну, а чтоб дружбу нашу с тобой не разрушить," то в 4-ой я не знаю что и посоветовать – решать автору. А дальше больше… По два двойных распада на один катрен, как в следующих двух примерах. Пример 1: Я к Вам пишу, а чернила не льются, Ну, что, дорогой читатель? Заметили что-нибудь странное? В 3-й и 4-й строках первое слово «хочУ», читается как «хОчу». И против этого не попрёшь. Как мог автор такого не заметить? Не представляю. Я бы порекомендовал автору хотя бы такой вариант: Я к Вам пишу, а чернила не льются, Ну, в зависимости от вкуса автора, вместо «нужно» можно применить «надо». Пример 2: Ах, эта странная женская участь - Здесь то же самое во 2-ой строке и в 4-ой. Слово в начале 2-ой строки читается как «мОлчать» вместо «молчАть» и в начале 4-ой как «глАза», вместо «глазА». Глава 8. Схемы рифмовки. В этой главе я, возможно, почти ничего не скажу нового. Просто дам некоторые основные известные всем сведения и правила хорошего тона, без которых глава о классификации рифм может быть не понятна. 1. Самая простая рифма. Детсадовская. Попарная. Строки рифмуются попарно. Детский ум не может ждать рифмы через строчку. Ему надо всё и сразу. Четверостишие при этом выглядит ААББ. Частный случай – рифмуются все четыре строчки АААА. Но это уже более сложно. Надо найти четыре разные рифмы, а это уже не для детсада. Да и рифмы все, включая «детсадовские» должны быть точными. Слишком близко строки рифмующиеся стоят. Пример: «Три девицы под окном 2. Перекрёстная (АБАБ). Строчки рифмуются через одну. 1-я с 3-ей, 2-я с 4-ой. Нетрудно догадаться, что рифма 1-3 может быть более слабой, а рифма 2-4 должна быть безупречной. Конец - всему делу венец. А.С. Пушкин: «Мой дядя самых честных правил, 2.1. Возможен вариант с отсутствием рифмы 1-3. Я лично считаю это полной безграмотностью, примитивом, уголовщиной. Таких стихов не читаю и не рецензирую. «У меня глаза северных цветов Е.Ваенга
А.С. Пушкин: «Какое низкое коварство Очень хочется отметить А.С Пушкина за создание, так называемой, «онегинской строфы», где объединены все вышеперечисленные рифмовки русской традиции на тот момент существовавшие: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ 4. Несколько особняком стоит нарочитая нерифмовка четвёртой строки АААХ. Последняя строка ни с чем не рифмуется, но несёт в себе настолько глубокий вывод из первых трёх строк или антитезу к ним, что «закачаешься». Но это уже возможно, только если художественно оправданно, и под правила не подпадает. Зависит от художественного вкуса и т.д. Какой же это случай дикий Возможно не самый удачный пример, но если кто-то предложит другой, с удовольствием заменю. 5. Шестистишие. Я категорически не согласен с тем определением, что это два терцета (трёхстишия), потому что рифмовка в шестистишии в любом случае проходит через 6 строк и делить их на два терцета, особенно во французском сонете, – глупо. Итак, шестистишие рифмуется так: ААБВВБ. 1-ая и 2-ая, 4-я и 5-я попарно. З-я и 6-я между собой. Очевидно, что это целостный организм. «И лишь сомненья душу бередят, А уж в итальянском сонете и подавно: аБа БаБ. «Непросто говорить бывает правду,
Пример: «Летний вечер был тих… Если не вчитываться, а слушать, то рифмы можно вообще не заметить. А вот её отсутствие может напрячь. И не менее интересный пример на три рифмы АААБВВВБ. Развёрнутый случай французского шестистишия (потому что из французского сонета произошёл). Думаю, тут комментарии излишни. Пример: «Нам портовые власти Игорь Михалёв И ещё более изощрённый вариант. Шесть (!!!!) разных рифм в одном восьмистишии АААБАААБ В этом марте метели В песенной поэзии очень распространён ещё один вариант, который может быть представлен и как восьмистишие с одной пропущенной рифмой ААХБВВХБ или шестистишием ААБВВБ с удлиненной вдвое 3-ей и 6-ой строками: Ушло тепло с полей, Константин Ваншенкин Все остальные варианты рифмовок могут быть представлены, как авторские, или комбинации уже известных. И чтобы не быть голословным, привожу очень интересную схему, применённую Адой Якушевой. Не зря эта песня была так популярна в своё время. Да и сейчас не забывается: Ты - моё дыхание! (А) ААБ В БББ В - Ну, как вам такая рифмовочка? При коротких строчках. Рифма Б - 4 раза. И все рифмы чистые и мастерские (но об этом ниже). Учитесь, студенты!!!! Теперь, когда мы всё узнали о ритме (побольше многих академиков), пришла пора поговорить о рифме. Не могу сказать, что рифма есть наиглавнейшее в стихе. Существует ведь и белый стих - вообще без рифм. Но если человек пишет в рифму, то есть стих в классическом понимании, он должен понимать роль рифмы в нём. Поэтому я не буду останавливаться на плохих примерах рифм. И банальными рифмами можно написать прекрасные стихи, и с виртуозными – стихи не о чём. Фамилию поэта «короля рифмы» в 19 веке сегодня никто уже и не вспомнит, ибо поэзия это не только форма, но содержание и способ подачи – образность, метафоричность и т. д. 1. В ы с ш и й п и л о т а ж. С о с т а в н а я р и ф м а. А в т о р с к а я. «душу РАДУЯ – виноГРАДУ Я» Ещё такая рифма называется АВТОРСКОЙ, ибо это как стих в стихе, и использовать её вторично тоже может считаться плагиатом по большому счёту. Это рифма индивидуальная. Она характерна для больших художников. 2. М а с т е р с т в о. Рифмуются слова, полностью похожие друг на друга. Созвучные на всём протяжении, как правило, с одинаковым количеством слогов и одинаковыми гласными. "Скользя-нельзя" 3. О т л и ч н ы е р и ф м ы. Рифма простая, но когда рифмуются разные части речи. (Понятно, что при составной рифме, как правило, рифмуются разные части речи). «на пляже – даже» 4. Х о р о ш и е р и ф м ы. Рифмуются одинаковые части речи, но в разных формах и наклонениях: «по столу – юлу» 5. Н о р м а л ь н ы е р и ф м ы. Рифмуются существительное с существительным. «гном – дом» 6. С л а б ы е р и ф м ы. Рифмуются глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, местоимение с местоимением, прилагательное с прилагательным. Вы спросите, почему существительное с существительным не слабая рифма, а нормальная? А дело всё в том, что глаголы и прилагательные не блещут разнообразием окончаний и эти рифмующиеся части речи очень похожи друг на друга по форме, а рифму и искать не надо – сама на слуху. «кричать-мычать» 7. О ч е н ь с л а б ы е р и ф м ы. Рифмуются фактически одни и те же слова. Назовём эти рифмы полутавтологическими (в отличие от тавтологических, где рифмуется одно и то же слово само с собой, но такую роскошь могут себе позволить только очень большие художники слова, не рискуя быть обвинёнными в примитивизме - Пушкин, Окуджава (но у него "рукой-рукой" в "Песенке о Ваньке Морозове" рифмуется для смеха и народ сразу же переделал её на "ногой-рукой"). Так что и тавтологические и полутавтологические рифмы будем считать очень слабыми. Примеры: Знаменитый пример Леонида Адрианова: «ботинок-полуботинок». Пример из раннего Ю.П. «Прожить-пережить». Мало того, что глагольная, так ещё и тавтологическая (но в песне пролетает на ура, да и смысл немножко разный и это как раз тот случай, когда слабая рифма ничего не определяет, но не для всех). Пример из Елены Ваенги: «стану-станешь» (просто ужас какой-то, мало того, что тавтология, так ещё и созвучие из рук вон неточное, хотя в песне можно и не заметить этого) 8. О м о н и м и ч е с к а я. Отдельно хочется отметить случай, когда рифмуются омонимы. Это сильная рифма, которую сослепу можно принять за очень слабую. Вот пока все типы рифмы по моей классификации. Кто может расширить или уточнить, милости просим! Пишите! Выше мы рассмотрели Д У Х рифмы. Но есть ещё один аспект - Т О Ч Н О С Т Ь рифмы. Все рифмы в вышеприведённых примерах, при разной ценности по части выразительности, были достаточно точными. Но есть ещё неточные рифмы, когда рифмуются разные части речи, но созвучие неточное. Всё равно рифма будет слабой. Неточность созвучия часто выражается в следующем: открытый слог рифмуется с закрытым. «пойду – продуть» Здесь мы видим глагол в разной форме – хорошо, но открытость с закрытостью - плохо. А тут как в логике «ложь+правда=ложь», «хорошо+плохо=плохо» (а не «никак», как может быть кто-то подумал) «стужУ-кунжУт» - та же история. И здесь хочу остановиться на ещё одном, возможно, субъективном аспекте. Открыто-закрытая слабая рифма, но закрыто-открытая более сильная и допустимая. "смешит - души" - не правда ли, уже не режет слух? А уж до чего додумываются некоторые авторы, когда рифма вообще приблизительная, ассонансная, где-то на гласных построенная. О точности говорить не приходится. Пример: Так же не здорово рифмовать мягкие согласные с твёрдыми. Пусть даже одни и те же. Например: То есть, с точки зрения точности, лучше, чтобы последние слоги рифмующихся слов были одинаковыми, но при этом, чтобы это были разные части речи, а ещё лучше, чтобы рифма была составная. Вот три кита, которые нужно стараться соблюдать, подбирая рифмы. P.S. Можно почитать в кое-что о рифме и здесь:http://stihi.ru/2006/07/25-878
Не обязательно чтобы весь стих держался на этом уровне. Даже у гениальных поэтов это не всегда получалось. Но если в стихе есть хотя бы 20-25 процентов сильных мест, отвечающих вышеприведённому определению, то он, безусловно, удался и он «цепляет», и не вычурностью или неправильностью, как сейчас любят многие, а именно внутренним строением и внутренними находками. Вся строка поётся: сначала два родственных звука «Ы» и затем шесть звуков «А» «Как плакала вода» - Вся строка поётся на шести звуках «А». «Гудит июль над ухом будто шмель» - Комментарии, по-моему, излишни. Вся строка гудит как шмель в июле на звук «У». «У наших ушки на макушке! Не очень понятно с чем именно связано нагнетание этого звука «У». Тематически это никак не оправдано. Если бы уже военные действия начались, то это можно было бы ассоциировать с воем снарядов. А так, тихое утро. Ещё ничего не началось. Но в любом случае всё четверостишие поётся на одном звуке. А может, это утренние комары? Всё вышеперечисленное, конечно, больше относится к песенным стихам, но мне кажется, что любой настоящий стих должен петься. Звукопись согласными (аллитерация) Пример: "По небу голубому Здесь во второй строке нагнетается звук «р». Он рокочет как гром. Заключение Вот, собственно, и всё, дорогие друзья! В добрый час! Надеюсь с помощью этой «лакмусовой бумажки» вы научитесь лучше разбираться и в своих и в чужих стихах и сможете давать полезные советы другим, а также более критично относиться к себе. Ещё раз повторюсь, что призываю НЕ ПИСАТЬ ПО ШАБЛОНУ, но к готовому произведению подходить с мерками строгими, изложенными выше. А в процессе поиска более удачной рифмы часто и смысл яснее становится. То же касается и замены слова или образа при борьбе с распадами ударений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|