Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интерьер Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры




 

Обычно им поили скотину, обеспечивая ей сытую жизнь и обильный приплод.

В среду совершали ритуал обливания скотины живой водой. Чтобы получить воду, по оврагам собирали снег. Когда он таял в избе, в ведро добавляли

несколько крупинок прошлогодней «четверговой соли». Выгнав во двор скотину, обливали ее водой, затем брызгали по углам хлева и курятника.

Тогда же старались умилостивить нечистую силу, прежде всего домового. Под угол дома или на чердак клали еду и приглашали домового отведать ее. При этом произносили приговор: «Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотинку паси».

Похожим образом умилостивляли лешего, для этого снимали крест и затемно отправлялись в лес. Сев на поваленную березу или осину, клали принесенное угощение и приглашали лешего: «Царь лесной, царица лесная, возьми на доброе здоровье, дай мне на плод, на род». Затем собирали на земле муравьев и приносили их в хлев.

Если Страстной четверг приходился на морозный день, то совершали ритуал кормления мороза: варили овсяной кисель, наливали его в миску и ставили на окно или выносили его во двор, приглашая отведать кушанье: «Мороз, мороз, не морозь наш овес, киселя поешь и нас потешь». Иногда вместе с морозом приглашали зверей: «Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть».

Чтобы уберечь скотину, совершали обряд выкликания скота: кричали в открытую печную трубу, последовательно перечисляя весь домашний скот. Таким образом оберегали животных от возможных болезней.

В некоторых областях вместо трубы использовали окно дома. Соседка или один из членов семьи стучали в окно и спрашивали: «Дома ли коровки (овечки)?»

Страстная неделя Гравюра из старопечатной книги. XVII в.

 

Хозяйка тотчас отвечала: «Дома, дома». В диалоге перечислялись или назывались все огородные и зерновые культуры и предметы домашней утвари. Позже обряд перешел в детскую игру под названием «Кто дома?».

В Страстной четверг тохшли баню и печь, потом все обитатели дома мылись. Четверг был связан и с культом предков. Поэтому в этот день готовили баню для мертвых и оставляли для них поминальную трапезу. Отсюда и происходит название четверга — Чистый.

В печи пережигали соль: щепотку соли заворачивали в узелок и клали внутрь. Когда кончали топить, соль доставали. «Четверговая соль» использовалась в лечебных целях: узелок хранили в божницах или за иконами.

Обычно в Страстной четверг завершалась основная подготовка к празднику Пасхи. В этот день пекли куличи, красили яйца, ставили (заваривали) пасху. После уборки в избах развешивали чистые полотенца и занавески и раскладывали красивые половики.

Во время Страстной пятницы в храмах на утрене читают двенадцать Евангелий (Страсти Господни). На вечерне вспоминают погребение Спасителя и выносят плащаницу[ 6 ]. В монастырях после выноса плащаницы поют «Плач Пресвятой Богородицы». Плащаницу выносят из алтаря и ставят на особом возвышении — гробнице. День посвящается посту и молитве, в Страстную пятницу следует пребывать в размышлениях. Обычно со Страстной пятницы открывались ярмарки, причем в основном торговали продуктами питания.

В Великую субботу продолжается поклонение плащанице. В этот день на заутрене читают отрывки из Евангелия о снятии тела Иисуса Христа с креста и положении его во гроб. Вечером проходило пасхальное богослужение. С шести часов в храмах читались Страсти. Чтецом назначали одного из грамотных и всеми уважаемых жителей. После чтения Страстей начиналось Всенощное пасхальное богослужение. Оно открывается полунощницей, которая получила свое название от песни «Се жених грядет в полунощи».

После полунощницы совершается крестный ход — торжественное шествие вокруг храма. Оно символизирует шествие жен-мироносиц, встретивших воскресшего Господа вне Иерусалима. При словах «друг друга обымем» все присутствующие в церкви христосуются.

После крестного хода начинается литургия. На ней читается Евангелие от Иоанна о Божественной природе Иисуса Христа, о его явлении апостолам. После литургии происходит освящение принесенных в храм куличей, пасхи и крашеных яиц.

Троица (Духов день)

Двунадесятый праздник, отмечается на пятидесятый день после Пасхи, входит в летний цикл праздников, называемых Зелеными Святками.

В народном календаре Троица являлась рубежом между зимой и летом. В цикле специальных обрядов собравшиеся приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. В христианском календаре в этот день отмечалось сошествие Святого Духа на апостолов.

Период между Троицей и Петровым днем (29 июня) назывался Зелеными Святками. Троицкая и следующая за ней русальная неделя считалась кульминацией, макушкой лета. Цикл Зеленых Святок состоял из нескольких обрядов: внесения березки, завивания венков, кумления, похорон кукушки (костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Кульминацией Зеленых Святок был день Ивана Купалы. Продолжительность этого периода зависела от Пасхи и колебалась от месяца (если Пасха была ранней) до двух недель.

 

Русская пляска Рисунок Е. М. Корнеева

 

Как и во время зимних Святок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В исполнявшихся на Зеленые Святки песнях можно выделить две основные темы: любовную и ими-тативную. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ. Один из таких обрядов — хождение в жито. Жен- Святочное чучело шины и девушки шли в поля (фото автора) смотреть озимые посевы. Затем они переходили на поляну или лужайку, где разводили костер, готовили яичницу, пели песни и водили хороводы. Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали, как лен сеяли, пололи, дергали, трепали, чесали и пряли. Вероятно, в припеве песни «Ты удайся, удайся, мой лен» сохранилась часть древнего заклинания. Исполнение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, имитирующими сев, сбор, молотьбу, засыпание в загреб проса.

В русской обрядовой традиции использовались два типа венков: обычный, сделанный из травы или цветов, и особый — закрученный из молодых веток берез или дубов. Часто закрученные венки девушки изготовляли вдвоем. Они выбирали большую ветвистую березу, срезали с нее несколько веток и скручивали из них венок, связывая ветки живыми цветами, травами и лентами. Девушки изготавливали венки не только для себя, они плели их и для дерева, вокруг которого во время праздников водили хороводы. Зап-летение венка сопровождалось пением.

На Троицу венок становился обязательным атрибутом девушки. В венках водили хороводы, кумились, молились в церкви. Когда праздник заканчивался, венки бросали в воду или оставляли на могилах умерших родственников.

Иногда венок сохраняли около икон и в течение года использовали как оберег или лечебное средство.

Перед мытьем ребенка венок опускали в воду, во время эпидемий скармливали скоту. Повреждение венка воспринимали как дурной знак, считалось, что хозяйка венка, поврежденного мышами, будет несчастлива в браке или проживет недолго.

В церковь приносили ветки березы и букеты из первых цветов. После обедни их уносили домой, сушили и хранили в переднем углу за иконами. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев, стоявших в церкви во время обедни, вили венки, клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. С поверьем, что троицкие растения обладают магической силой, связан обряд венчания скота. Венок надевали на рога коровы или вешали над дверями хлева, хранили весь год и использовали для лечения животных.

Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда после обедни служили специальный молебен. С ним связан обычай плакать на цветы — ронять слезинки на дерн или на пучок цветов. О нем упоминают, в частности, А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» и С. А. Есенин в стихотворении «Троицыно утро».

После завершения богослужения в церкви все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Считалось, что в Зеленые Святки на земле появляются русалки — души умерших девушек и маленьких детей. Они сидят на ветках берез, прячутся в полях, водят хороводы, а в Петровское заговенье покидают этот мир. С поверьем связан обряд похорон или проводов русалок (Костромы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...