Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суточный круг богослужений




В православной церкви сутки начинаются с захода солнца. В это время (обычно в шесть часов вечера) начинается вечерня. Она открывается пением 103-го псалма. За ним следует Великая ектения — начальная просительная молитва всех литургических служб. Затем читается ряд псалмов, меняющихся каждый вечер. Чтение завершается произнесением 140-го псалма и гимнов, посвященных данному дню. В них вспоминается отмечаемое событие из церковной истории или прославляется определенный святой.

Накануне праздников священник совершает Великий вход — вступает в алтарь через Царские врата. В это время поется вечерняя песнь. Она начинается со слов «Свете тихий». За ней поют прокимен — стих из соответствующего псалма, вечерние молитвы и прошения, завершающиеся молитвой «Ныне отпущаеши». Считается, что автором этой молитвы был Симеон Богоприимец. После нее следуют молитвы «Святый Боже», «Пресвятая Троица» и «Отче наш». Вечерню заключает тропарь, посвященный событию или святому, поминаемому в этот день.

Утреннее богослужение начинается с шестопсал-мия — чтения шести псалмов и великой ектений. Потом поются стихи из 117-го псалма: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Затем поется тропарь, после которого в монастырях обычно читаются ежедневные группы псалмов (кафизмы). Псалмы сменяют песнопения, посвященные этому дню. На большие праздники поются особые славословия и псалмы, в воскресенье они посвящаются Воскресению Христа из мертвых. По праздникам и воскресеньям читается Евангелие.

После чтения Евангелия следует длинная просительная молитва, после которой поется канон, составленный из гимнов и стихир. В основу гимнов положены ветхозаветные песни. Они завершаются песнью Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа». После нее поется великое славословие, за ним следуют утренние ектеньи. После них опять повторяется тропарь, и молящиеся получают благословение для начала повседневной деятельности.

Утренняя служба — утреня — состоит из псалмопения, молитв с размышлением о библейских песнях, прочитанном евангельском отрывке и определенной теме дня, выраженной в предписанных стихах и гимнах. Центральными в утренней службе являются темы Божьего откровения и света. В русской богослужебной традиции утреня и вечерня объединятся в длинное всенощное бдение. Перед большими праздниками к вечерне также добавляется лития — благословение хлеба, пшеницы, вина и елея.

Кроме вечерни и утрени, в суточный круг богослужений входят часы, повечерие и полунощница. Их регулярно служат только в монастырях, а в приходских церквях — только во время Великого поста, на Страстной неделе и в кануны Рождества и Крещения.

Службы первого, третьего, шестого и девятого часов соответствуют трем, шести и девяти часам утра и трем часам дня. Название «часы» возникло в глубокой древности, когда по этим службам велся счет времени. Часы состоят из псалмов, посвященных Страстям Христовым, произошедшим в соответствующее время дня. Третий час посвящен сошествию Святого Духа на апостолов во время Пятидесятницы. К часам добавляется тропарь данного дня или праздника.

В те дни, когда не совершается Божественная литургия, служится обедница, включающая элементы литургии (псалмы, «Заповеди блаженства», «Символ веры» и «Отче наш»), Обедница служится после девятого часа.

Повечерие (в переводе с церковно-славянского — послеужинная служба). Название связано с тем, что в монастырях эта служба начинается после вечерней трапезы — общего ужина. Накануне Рождества, Крещения и Пасхи повечерие соединяется с утреней, составляя всенощное бдение. В первую неделю Великого поста во время этой службы читается Покаянный канон Андрея Критского.

За повечерием следует ночное богослужение — полунощница. В монастырях с нее начинается ночное бодрствование монахов. Служба состоит из псалмов и молитв, взятых из других служб: «Приидите, поклонимся», «Трисвятое», «Отче наш» и соответствующего тропаря. В приходских церквях полунощница обычно служится в канун Пасхи и предшествует Пасхальной заутрене.

Календарь основных православных праздников

Зимние Святки: 25 декабря (7 января) — 6 (19) января.

Святые вечера: 25 декабря (7 января) — 1 (14) января.

Страшные вечера: 1 (14) января — 6 (19) января.

Рождественский сочельник: канун Рождества Христова.

Рождество Христово: 25 декабря (7 января).

Васильев день (Новый год): 1 (14) января.

Второй сочельник: канун Крещения Господня.

Крещение Господне: 6 (19) января.

Масленица: неделя до Пасхи — обычно приходится на период с начала февраля до середины марта.

Прощеное воскресенье: последний день Масленицы.

Великий пост: семь недель от Масленой недели (Прощеного воскресенья) до Пасхи.

Сретение: 2 (15) февраля.

День Святых сорока мучеников (Сороки святые): 9 (22) марта.

Благовещение Пресвятой Богородицы: 25 марта (7 апреля).

Средокрестие: середина четвертой недели Великого поста.

Календарь основных православных праздников

Вербное воскресенье: предшествует Пасхальному Воскресенью.

Великий (Чистый) четверг: четверг на последней неделе перед Пасхой.

Бгорьев (Юрьев) день (Егорий весенний): 23 апреля (6 мая).

Пасха (Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье): первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (наступающего после весеннего равноденствия).

Фомина неделя: первая неделя после Пасхальной. Фомино воскресенье (Красная горка): первое воскресенье после Пасхального.

Радуница: вторник на Фоминой неделе.

Вознесение Господне: сороковой день после Пасхи.

Летние (Зеленые) Святки (Семицкая и Троицкая недели): седьмая и восьмая недели после Пасхи.

Преполовение: середина срока между Пасхой и Троицей — 25-й день после Пасхи.

Семик: четверг на седьмой неделе после Пасхи.

Вознесение Господне: сороковой день после Пасхи.

Троица (Пятидесятница): воскресенье, пятидесятый день после Пасхи.

День сошествия Святого Духа (Духов день): первый понедельник после Троицы.

Георгий Победоноеец (Егорий вешний): 23 апреля (6 мая).

Николин день (Никола вешний): 9 (22) мая.

Борис и Глеб: 2 (15) мая. Аграфена-купальница: 23 июня (6 июля). Иванов день (Иван Купала): 24 июня (7 июля). Кузьма и Демьян (летние кузьминки): 1 (14) июля. Петров день (Петр-солнцеворот): 29 июня (12 июля). Ильин день: 20 июля (2 августа). Первый Спас: 1 (14) августа.

Преображение Господне (Второй Спас): 6 (19) августа.

Успение Пресвятой Богородицы (Третий Спас): 15 (28) августа.

Семен-летопроводец: 1 (14) сентября.

Рождество Пресвятой Богородицы: 8 (21) сентября.

Воздвижение Креста Господня: 11 (27) сентября.

Покров Пресвятой Богородицы: 1 (14) октября.

Параскева Пятница: 14 (27) октября.

Дмитрий Солунский: 26 октября (8 ноября).

Дмитровская (родительская, дедова) неделя: неделя после дня Дмитрия Солунского.

Кузьма и Демьян (зимние кузьминки): 1 (14) ноября. Егорьев день (Егорий осенний): 26 ноября (9 декабря). Николин день (Никола зимний): 6 (19) декабря.

Литература

Азбука христианства. Словарь-справочник.— М., 1997. Бершптам Т. Русская народная культура Поморья в XIX— начале XX века. JL, 1983. Гимбутас М. Славяне. М., 2005. Гимбутас М. Балты. М., 2004. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. Духовная культура северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. М., 1997.

Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб., 1997. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды. Предания, суеверия и поэзия. М., 1880, 1989. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX века. Зимние праздники. М., 1973.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX века. Весенние праздники. М., 1977.

История мировой культуры. Справочник школьника. Сост. Ф. Капица, Т. Колядич. М., 1996. Кагаров Н. Религия древних славян. М., 1918. Коринфский А. Народная Русь. М., 1901. Круглое Ю. Обрядовая поэзия. Т. 1—2. М., 1998. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.

Культурный ландшафт как объект наследия. СПб., 2004. Левкиевская Б. Мифы русского народа. М., 2000. Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

Мифы народов мира. Т.1—2. М., 1982. Мифологический словарь. М., 1986. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1988.

Обрядовая поэзия. Кн. 1—3. Сост. Ю. Круг лов. М., 1997. Очерки истории культуры славян. М., 1996. Панченко А. Народное православие СПб., 1998. Петрухин В. Язычество древних славян в свете международных исследований. М., 1985.

Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970. Пропп В. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. Л, 1963. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. СПб., 1999. История культуры Древней Руси. Т.1—2. М., 1951. Русский демонологический словарь. СПб., 1995. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1981. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998. Семенова М. Мы— славяне! М., 1997. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.1.М., 1995.

Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1—4. М., 1838. Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. Терещенко А. Быт русского народа. Т.1—4. СПб., 1848. Токарев С. Религиозные верования восточнославянских народов. М., 1957.

Чичеров В. Зимний период народного русского земледельческого календаря. XVI — XIX вв. М., 1957. Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. Книга для чтения. М., 1996. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1—3. М., 1995.

Шангина И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб, 2004.

Шангина И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПб., 2003.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...