Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации педагогических технологий




Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении педагогической профессии, так и при оценке качества и стоимости образовательных услуг: «...на рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого — доскональное знание технологий. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда, педагогу необходимо знание как минимум трех

принципиально различающихся технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства). Технологии в работе учителя уже очень скоро будут на 80% определять успех, а индивидуальное мастерство — только на 20%».

Перечислим условия, необходимые для эффективного овладения и реализации тех или иных педагогических технологий:

1) понимание педагогом идеологии технологии, определение социальной группы, которую она будет обслуживать;

2) принятие определенной культуры деятельности того или иного автора, чью технологию педагог осваивает;

3) предоставление возможности педагогу «пожить» в этой технологии, пропустив ее через систему своих эмоций, потребностей и ценностных установок;

4)  опора в собственной деятельности на научную теорию;

5) учет личностных качеств педагога при подборе технологии, поскольку от этого зависит ее эффективность, предложение педагогу палитры педагогических технологий, чтобы он мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образовательного учреждения и социального заказа;

6) предоставление возможности педагогу взвесить то, что он получит, и то, что он затратит, поскольку если окажется, что выигрыш минимальный или его совсем нет, то следует идти по верному пути оптимизации, постепенно, но постоянно «расшивая» узкие места, это гарантия стабильного и высокого успеха;

7) реализация технологии целиком, так как эффект достигается при полной реализации всех комплексов действий;

8) наличие высокого уровня развития педагогической деятельности, то есть педагогического мастерства, которое складывается из четырех относительно самостоятельных частей: мастерства организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

9) мастерства убеждения;

10) мастерства передачи знаний и формирования опыта деятельности;

11) мастерства владения педагогической техникой.

Педагогическая техника — это совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельного ребенка и коллектив в целом (речевые умения; умения мимической и пантомимической выразительности; умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения; актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).

Развитие технологической компетентности педагога, которая включает: 1) Рефлексивную часть (анализ собственных профессиональных умений, анализ учебного процесса).

2) Наличие у педагога высокого уровня развития теоретико-методологической культуры (способности к проектированию, конструированию образовательного процесса, его целостному видению, рефлексии) и высокого уровня технологической культуры (умение работать в условиях конкретной образовательной ситуации).

Технологическая культура педагога — это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности педагога. Уровень технологической культуры зависит от степени сформированности ее компонентов: педагогической позиции и профессионально-личностных качеств; технологических знаний и культуры педагогического мышления; технологических умений и опыта творческой деятельности. Отличие одного уровня от другого в индивидуально-личностном плане выражается в различной степени осознанности педагогом своей позиции, творческой индивидуальности, в степени освоения педагогической техники и технологий, адекватных своей творческой индивидуальности.

Первый уровень (нормативно-репродуктивный) характеризует педагога, который не имеет всех необходимых профессионально значимых качеств, осуществляет педагогическую репродуктивную деятельность по образцу или алгоритму, воспроизводя педагогическую технику и образовательную техно-логию без опоры на технологические знания, не склонен к творческой деятельности, получает невысокие результаты обучения детей. Такому педагогу проще работать по-старому — по инструкциям, рекомендациям. Ступени данного уровня: 1 — уровень знакомства, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, не способного самостоятельно применить технологические знания, знания об образовательной технологии в своем практическом опыте; 2 — алгоритмический уровень, который характеризует репродуктивную деятельность педагога, способного по алгоритму (по памяти) воспроизвести отдельные фрагменты технологий (или даже целиком), однако без учета конкретных условий педагогической деятельности (это еще не собственный опыт, а попытка подражать чужому опыту).

Второй уровень (адаптивно-эвристический) характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на технологические знания, реализует педагогическую технику и образовательные технологии с учетом конкретных условий, адаптируя технику и технологию адекватно этим условиям, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потребности в творчестве не испытывает. Такой педагог не отчужден от педагогической техники и педагогических технологий, однако они еще не стали для него осознанной внутренней необходимостью.

Третий уровень (креативно-творческий) характеризует педагога, который обладает всеми необходимыми профессионально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и технологии на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов обучения детей. Такой педагог — мастер, творец, исследователь, слившийся со своим инструментом творчества.

Технология группового сбора

Федеральный государственный образовательный стандарт обязывают

дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную

деятельность, внедрять новые подходы, технологии, предъявляют очень

высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и

интуиции педагогов.

Одной из актуальных форм работы педагога с детьми является

внедрение тематических проектов. Тематический проект представляет собой

совокупность: целей, значимых для участников, содержания, активности,

результатов.

Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как

тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми

или групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились

достаточно давно и прочно. Предтечей тематических проектов можно

назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в

конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне

зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами

проекты стали привычным явлением.

И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы образовательной

деятельности в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы

просто «учитываются». Но, чтобы их учесть, нужно, чтобы они были озвучены, а еще лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор

предоставляет такую возможность. Более того, он имеет цель стимулировать

инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того,

чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового

развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального

общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков

понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей

группы и каждого в отдельности.

Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой

организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, и

во всех образовательных ситуациях.

Технологически групповой сбор:

- прост в проведении

- легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста

- групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной

самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим

потребностям как: чувствовать себя значимым, управлять собой своим

временем, деятельностью, отношениями с другими людьми.

Принципы организации и проведения группового сбора: открытость,

диалогичность и рефлексивность.

Нацелен групповой сбор на выбор совместно с детьми темы проекта,

разработка плана реализации нового проекта, подведение итогов.

Структура группового сбора:

1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки…) 1-3 мин.

2. Игра (элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание….) 2-5

мин.

3. Обмен новостями…. 2-10 мин.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания,

форм и видов деятельности на весь проект);

 5. презентация Центров активности 5-12 мин.

Далее проходит реализация плана и анализ деятельности.

Таким образом, общая длительность группового сбора от 10 до 30 минут. Жесткой рамки нет, равно как нет жесткого закрепления структуры. Все зависит от возрастной группы и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько

взрослый ведет сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и

важна.

С чего же начать подготовку к групповому сбору? С выбора удобного

места, родителям объявляем конкурс «Подушка – подружка», договариваемся с детьми, как будем использовать подушечки, где будем их

хранить. Важно, чтобы место хранения подушечек было недалеко от места

группового сбора. Далее согласуем сигнал, который будет возвещать о

начале группового сбора (звук колокольчика, песенка или ритмичные хлопки

– рассмотрите все варианты, которые предложат дети и вместе выберете что-

либо из их идей).

Еще одно важное дело – приготовить стену к рабочему использованию.

Во время группового сбора мы можем работать с информационными листами, вспоминать стихотворения, читать слова, обсуждать идеи, рассматривать предметы, планировать деятельность, демонстрировать свои

достижения в виде рисунков или другой продуктивной деятельности. Значит,

все эти материалы должны найти свое место на стене. Все это составляет

«рабочую стену» или «информационное поле».

Материалы будут постоянно меняться, причем эта смена происходит

вместе с детьми. Материалы, расположенные на рабочей панели, будут

использоваться и пополняться на протяжении всего тематического проекта.

Более подробно разберем работу с информационными листами.

Информационный листок – специальная подготовленная форма (заготовка), в которой взрослые вместе с детьми ведут записи дневных значимых для себя и все группы дел и событий. В информационных листах можно не только писать, но и рисовать или изображать символы, знаки, модели, схемы.

Здесь может быть приветствие, тема, планирование «Мы выбираем» «Наши планы», модель трех вопросов: что мы знаем, что мы хотим узнать, что сделать, чтоб узнать. Информационный лист может включать выбранную

деятельность детей по центрам активности. Для того, чтобы сделать такие

записи, не нужно опрашивать всех детей. Достаточно, если во время

группового сбора вы выслушаете нескольких ребят и кратко запишите их

идеи. Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» на информационном листе вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят

родители. В этом случае родители будут привлечены к проектной деятельности, невольно продолжат разговоры с детьми дома. Вместе

посмотрят книги или телепередачи на данную тему. Так естественно и просто

взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей

появится новый стимул, новая информация и ресурсы по теме. Постепенно, внедряя данную технологию, педагоги находят оптимальный способ заполнения информационных листов.

Неизменным остаются только требования к ведению записей: ежедневно, кратко, печатными буквами, поощряя делать детей записи самостоятельно (для детей старшего д/в).

Информационные листы вывешиваются или наклеиваются на информационном поле. По мере того как они входят в субкультуру группы,

дети учатся использовать их для восстановления в памяти прошедших событий или в качестве подсказки. Впоследствии (после окончания тематического проекта) они хранятся вместе с планом и служат своего рода отчетом, материальным свидетельством активного участия ребят в текущей жизни группы.

После деятельности детей в Центрах проводится итоговый сбор,

который проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное –

реализуют свои планы. Задача итогового сбора – организовать процесс

рефлексии, продемонстрировать общие итоги работы в Центрах, обсудить

насколько полученный результат соответствует задуманному, наметить

последующие шаги. На итоговый сбор детей собирает все тот же условный

сигнал (колокольчик), дети приносят из центров все, что они успели сделать:

рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются

только те виды работ, которые не перенесут «транспортировку» (конструкция из строительного материала и т.д.). Это вовсе не означает. Что

они останутся без внимания, дети могут их рассмотреть и обсудить после

того, как будут рассмотрены материалы, доставленные в круг.

Соблюдение всей последовательности: групповой сбор – совместная

деятельность – итоговый сбор – создает технологию проектной деятельности.

Не исключена вероятность проведения группового сбора в группах, работающих во вторую половину дня.

В результате РЕБЕНОК:

- умеет формулировать суждения, аргументировать высказывания,

отстаивать свою точку зрения

- выбирает из личного опыта наиболее значимые, интересные события,

рассказывает о них кратко, но последовательно и логично

- внимательно слушает, проявляет конструктивные отношения к

высказываниям других

- объясняет словами свое эмоциональное состояние и корректирует его

- делает выбор

- планирует собственную деятельность

- поддерживает стремление договариваться о совместной деятельности,

распределяет роли и обязанности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...