Книга для чтения. По истории. Средних веков. Под редакцией проф. С. Д. Сказкина. Часть третья. Позднее Средневековье. Государственное
Стр 1 из 20Следующая ⇒ В фигурные скобки {} здесь помещены номера страниц (окончания) издания-оригинала. Файлы ist6.jpg—ist412.jpg — это файлы рисунков на соответствующих их номерам страницах книги. Книга для чтения ПО ИСТОРИИ Средних веков ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФ. С. Д. СКАЗКИНА Часть третья ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1953 «Книга для чтения по истории средних веков» (ч. III) под редакцией члена-корреспондента Академии наук СССР С. Д. Сказкина охватывает позднее средневековье и предназначена для учащихся средней школы. Книга для чтения содержит 21 очерк, в которых популярно излагается история народных движений, культура эпохи Возрождения, даются характеристики прогрессивных деятелей данного времени. Книга может служить как для самостоятельного чтения учащихся, так и для кружковых занятий. Книга снабжена рисунками и картами. {2} СОДЕРЖАНИЕ Стр. От редакции........................................................ 3 Новые времена — новые люди — С. Д. Сказкин........................... 5 Изобретение книгопечатания — О. В. Филиппова.......................... 27 Путешествие Афанасия Никитина — Ф. А. Коган-Бернштейн ................ 42 Первое кругосветное путешествие — Г. И. Трайнина....................... 51 Томас Мюнцер — А. Я. Гуревич........................................ 76 Томас Мор — М. А. Барг .............................................. 97 Восстание английских крестьян под руководством Роберта Кета — В. Ф. Семёнов................................................. 116
Трик — забастовка французских печатников в XVI в. — А. И. Дро- бинский...................................................... 126 Жан Кальвин и его учение — А. Д. Эпштейн .............................. 143 Альба и Гёзы — А. Н. Чистозвонов...................................... 162 Народные движения в Южных Нидерландах — А. Н. Чистозвонов ............ 177 Орден иезуитов — А. Д. Эпштейн ....................................... 199 Николай Коперник — Н. Н. Гюрджан .................................... 221 Франсуа Рабле — Ф. А. Коган-Бернштейн ................................ 236 Бенвенуто Челлини — М. Л. Абрамсон .................................... 253 Великий гончар — Е. С. Пестковская ................................... . 268 Город Солнца — Г. И. Трайнина ......................................... 289 Джордано Бруно — Е. С. Пестковская .................................... 309 Тридцатилетняя война — А. Д. Эпштейн ................................. 329 Французское посольство в Москве — Г. Г. Жорданиа ........................ 369 Русское государство и Западная Европа в XV—XVII в. в. — В. А. Александров ................................................ 386 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый нашим юным читателям третий выпуск «Книги для чтения по истории средних веков» даёт материал для изучения позднего средневековья, эпохи разложения феодализма и развития в недрах пока ещё господствующего феодального способа производства элементов капиталистического хозяйства. Мы, авторы и редакторы, попытались в ряде статей в доступной форме изложить существо тех важных изменений, которые происходили в хозяйстве и обществе Европы с конца XV в., и показать значение их для всех сторон исторического процесса. Вводная статья объясняет переход от феодального хозяйства к капиталистическому и в общих чертах даёт представление о значении этого основного факта в истории культуры, намечая основные черты того движения, которое получило в истории название «гуманизма» и «Возрождения» («Новые времена — новые люди»). Ряд статей посвящён событиям, стоящим на грани новых времён и способствовавшим ускорению процесса капиталистического развития хозяйства и общества (изобретение книгопечатания, первое кругосветное путешествие) и народным движениям, связанным с появлением новой формы эксплуатации (восстание Роберта Кета, «Трик», Альба и гёзы, народные движения в Южных Нидерландах). Гуманизм и Возрождение представлены рядом колоритных фигур деятелей и мыслителей этой эпохи. Сборник завершают статьи, посвящённые Тридцатилетней войне и роли Русского государства в международных событиях XVI—XVIII вв.
В выборе тем, характеризующих ту или другую сторону исторического процесса эпохи, в особенности в характеристике представителей гуманизма и Возрождения, мы не стремились обязательно дать отдельные статьи, рассказывающие о жизни и деятельности наиболее крупных из них. Ранний итальянский гуманизм, например, представлен у нас только статьёй о Боккаччо — писателе, хорошо отразившем в своих новеллах жизнь своих современников (см. II часть «Книги для чтения по истории средних веков», Учпедгиз, 1951). О Данте и Петрарке мы ограничились лишь их общей характеристикой в статье «Новые времена — новые люди». Наоборот, мы считали необходимым показать деятелей и мыслителей этого времени, наиболее оправдывающих характеристику их Энгельсом — как людей менее всего страдавших буржуазной ограниченностью и пролагавших новые пути в политике и в науке (Томас Мюнцер, Томас Мор, Кампанелла, Коперник, Джордано Бруно, Бернар Палисси). Такое предпочтение вполне, с нашей точки зрения, оправ-{3}дывается задачами идейно-политического воспитания и понятно в сборниках, которые не могут, да и не должны освещать весь материал параллельно учебнику. К тому же учитель всегда может указать заинтересовавшемуся ученику большую литературу и о Данте и о Петрарке, о Леонардо да Винчи и других великих художниках, так же как и о Колумбе и других мореплавателях и путешественниках XVI—XVII вв. Наибольшая трудность, стоявшая перед авторами и редакторами этого сборника, заключалась в том, чтобы дать посильное для наших юных читателей объяснение с точки зрения марксистско-ленинской методологии чрезвычайно сложных явлений и процессов этого периода в истории средневековья, подвести читателей к марксистско-ленинскому пониманию исторического процесса, заставить их не только представлять прошлое, но и осмысливать его как процесс всемирно-исторического развития. В какой мере эта задача разрешена в нашей книге, судить не нам, мы можем утверждать лишь одно, что именно эта задача больше всего заботила и воодушевляла нас в нашей работе. В редактировании этой части принимали участие Г. И. Трайнина и А. Д. Эпштейн.
Действительный член Академии педагогических наук и член-корреспондент Академии наук СССР профессор С. Д. СКАЗКИН. {4}
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|