Субтест 6. Повторение цифр
Общие правила.
- Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).
- В период от окончания счета экспериментатором и до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков, команду к воспроизведению подавать жестом.
- Один и тот же ряд дважды не повторять.
- Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
- Предложить 1 ряд 1 серии. При удаче дать следующий ряд этой серии. При неудачном воспроизведении какого-либо ряда 1 серии дать аналогичный по длине ряд 2 серии. В случае правильного его воспроизведения предложить следующий ряд первой серии. При неправильном воспроизведении 2-х одинаковых по величине рядов 1 и 2 серий при прямом счете – перейти к обратному, при обратном – прекратить.
- Оценка за каждый вид счета (прямой или обратный) равна количеству цифр в максимальном ряду, воспроизведенном правильно. Общая оценка субтеста равняется сумме оценок за прямой и обратный счет.
Прямой счет.
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе несколько цифр, а ты как только я кончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай, попробуем. Внимание…»
Первая серия
| Вторая серия
| Оценка
| |
3-8-6
| 6-1-2
|
|
|
3-4-1-7
| 6-1-5-8
|
|
|
8-4-2-3-9
| 5-2-1-8-6
|
|
|
3-8-9-1-7-4
| 7-9-6-4-8-3
|
|
|
5-1-7-4-2-3-8
| 9-8-5-2-1-6-3
|
|
|
1-6-4-5-9-7-6-3
| 2-9-7-6-3-1-5-4
|
|
|
5-3-8-7-1-2-4-6-9
| 4-2-6-9-1-7-8-3-5
|
|
|
Обратный счет.
Инструкция: «Сейчас я тебе скажу еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только ты будешь начинать с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю «один-два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «два-один» (опять показать рукой на эти места, но в обратном порядке). Понял? Ну, давай попробуем. Внимание…»
Первая серия
| Вторая серия
| Оценка
| |
2-5
| 6-3
|
|
|
5-7-4
| 2-5-9
|
|
|
7-2-9-6
| 8-4-9-3
|
|
|
4-1-3-5-7
| 9-7-8-5-2
|
|
|
1-6-5-2-9-8
| 3-6-7-1-9-4
|
|
|
8-5-9-2-3-4-2
| 4-5-7-9-2-8-1
|
|
|
6-9-1-6-3-2-5-8
| 3-1-7-9-5-4-8-2
|
|
|
Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).
Перечень феноменов:
- ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
- просьба повторить ряд - встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
- неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
- замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
- сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
- невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:
- если оценка "Повторения цифр" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;
- если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
- высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
- низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
- сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.
Субтест 7. Недостающие детали
Общие правила:
- Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание № 14 «Пальца (или ногтя) на одной ноге» (правильно показанные) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
- При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»
- При ответе: «Здесь все есть» быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
- Время для выполнения каждого задания – 15 секунд.
- Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.
Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты попробуй мне сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь нарисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.
Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд.
№ п/п
| Ответ
| Оценка
| № п/п
| Ответ
| Оценка
|
1.
| Зуб.
|
| 11.
| Плавник.
|
|
2.
| Ножка.
|
| 12.
| Прорезь.
|
|
3.
| Ухо.
|
| 13.
| Усики.
|
|
4.
| Рот.
|
| 14.
| Шпора.
|
|
5.
| Усы.
|
| 15.
| Брови.
|
|
6.
| Петля.
|
| 16.
| Спирт.
|
|
7.
| Ноготь.
|
| 17.
| Поле у шляпы.
|
|
8.
| Шестерка.
|
| 18.
| Спицы у зонта.
|
|
9.
| Винт.
|
| 19.
| Копыто.
|
|
10.
| Петли.
|
| 20.
| Тень.
|
|
Стимульный материал
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Задание 9
Задание 10
Задание 11
Задание 12
Задание 13
Задание 14
Задание 15
Задание 16
Задание 17
Задание 18
Задание 19
Задание 20
При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, если он покажет ее, где она находится.
Феномены:
- отсутствие "поддержки" - у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов "поддержки";
- незнакомый рисунок - испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: "Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь";
- вопросы к экспериментатору - чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
- несущественные признаки - выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия "поддержки", либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
- быстрый ответ - может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
- оценивание - испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.
На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации - негативизм к обследованию, при истерии - демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности "верно ответить". Феномен "отсутствия поддержки" можно интерпретировать двояко - если отсутствуют вещи - беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек - отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: