Объект и предмет логистики
Д. И. КОКУРИН
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Текст лекций
Самара 1997
Кокурин Д. И. Основы логистики в промышленности: Текст лекции. - Самара: Самарск. гос. экон. акад., 1997. - 84 с. ISBN 5-230-16533-2
В лекциях рассматривается сущность логистики, ее составляющие (производственные, закупочные, распределительные, транспортные), а также структура материального и информационного потоков, их взаимосвязь и особенности документооборота. В отдельной теме отражена специфика логистических операций во внешнеэкономической деятельности предприятий. Предназначены студентам всех форм обучения специальности "Экономика и управление на предприятиях" по дисциплине "Логистика".
Печатается по решению издательско-библиотечного совета академии Рецензенты: кафедра "Экономика промышленности и организации производства" Самарского государственного технического университета; канд. экон. наук, доц. Г.С. Филин
Редактор И. Н. Лошкарева Технический редактор С. Л. Бренер Корректор Л. И. Николаева Компьютерный набор и верстка - А. М. Кацин, Н. В. Сычугова
ISBN 5-230-16533-2 © Самарская государственная экономическая академия, 1997 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЛОГИСТИКА - НОВЫЙ ВИД ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ 1.1. Сущность логистики 1.2.0бъект и предмет логистики 1.3. Цели и задачи логистики 1.4.Методологические основы логистики 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ 2.1.Основные понятия логистики 2.2.Понятие материального потока 2.3.Характеристика материального потока 2.4. Классификация материальных потоков 3. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА 3.1. Задачи закупочной логистики
3.2. Особенности материально-технического обеспечения промышленного производства 3.3. Структура складского хозяйства 3.4. Классификация складов 3.5. Функции складов 4. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ 4.1.Понятие информационного потока 4.2.Связь информационного и материального потоков 4.3. Использование в логистике идентификации штриховых кодов 4.4. Понятие документооборота в логистических операциях 5. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА 5.1.Логистика распределения, ее задачи и функции 5.2. Выбор канала сбыта готовой продукции 5.3. Определение оптимального размера заказа 5.4. Сфера деятельности распределительной логистики 5.5. Логистические издержки 6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 6.1.Сущность и задачи производственной логистики 6.2.Система управления производством 6.3. "Тянущие" системы 6.4."Толкающие" системы 6.5.Эффективность логистического подхода при управлении материальными потоками на предприятии 7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 7.1. Задачи транспортной логистики 7.2.Выбор вида транспортного средства 7.3.Расчет количества автотранспортных средств 7.4.Транспортные тарифы 8. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Порядок заключения внешнеэкономической сделки 8.2. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях 8.3. Финансовые потоки во внешнеэкономической деятельности 8.4.0сновные направления увеличения эффективности материальных потоков во внешнеэкономической деятельности 8.5. Документальное оформление экспортно-импортных операций в России БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛОГИСТИКА - НОВЫЙ ВИД ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ Сущность логистики Особенности логистики могут быть раскрыты, если уяснить, что: а) основная концептуальная идея логистики состоит в целостном системном подходе к изучению ее объекта; б) существуют объективные предпосылки необходимости, целесообразности и эффективности применения логистического подхода;
в) требуется методологический инструментарий логистики в сфере предпринимательской деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой логистика стала широко распространятся в предпринимательской сфере лишь с 60-х годов, когда был достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. В зависимости от степени монополизации, условий конкуренции, доли государственного сектора возникли различные объективные предпосылки применения логистического подхода. Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных. Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами. Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Отличительные признаки логистической системы: -наличие потокового процесса; -определенная системная целостность. Системность логистики доказывается наличием у нее свойств, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой. Охарактеризуем эти свойства в приложении к логистике. 1. Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем: -ЗАКУПКА- подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему; -СКЛАДЫ- здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки; -ЗАПАСЫ- запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах; -ТРАНСПОРТ- элемент, как и остальные, являющийся сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование;
-ИНФОРМАЦИЯ- подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций; -КАДРЫ- организованный персонал, занятый выполнением логистических операций; -СБЫТ- подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы. В производственных логистических системах выделяют также' элемент "Обслуживающие производства", под которым понимаются подразделения логистики, занятые обслуживанием процесса производства. Таким образом, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем. 2. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы, т. е. качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности. 3. Связи между элементами логистической системы определенным способом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию. 4. Логистическая система обладает интегративными качествами. Это способность поставить товар в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменения спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей. Границы логистической системы определяются циклом обращения производства:
Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. Логистические системы делятся на макро- и микрологистические. Исследование в работе направлено на изучение потоковых процессов в макрологистических системах. Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макроэкономических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов. На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем: -с прямыми связями (материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников); -эшелонированные логистические системы (на пути материального потока есть хотя бы один посредник); -гибкие (возможны первые два случая). Объект и предмет логистики Объектом логистики выступают сложные динамические производственно-коммерческие комплексные системы снабжения, сбыта, включающие организационно-экономические аспекты снабженческой деятельности, транспортно-технических, операций, производственно-технологическую и коммерческо-сбытовую деятельность. Характерными особенностями таких систем являются: -рассредоточенность технических средств и коллективов людей на большой территории; -мобильность значительной массы технических средств, включая транспортные; -высокая фондоемкость технических средств; -зависимость от результата работы большого числа смежных подсистем -грузоотправителей, грузополучателей ресурсов. Эти особенности воздействуют на объем и протекание информационных процессов в логистических системах и подсистемах. Добиться совпадения усилий интересов коллективов отдельных подсистем и системы в целом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее системно-кибернетическим подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам помогает найти пути решения данной проблемы.
Существует несколько моделей альтернативных экономик - их полной централизации или полной децентрализации, в соответствии с которыми формируются понятия тоталитарного "социалистического рынка" и "свободного рынка". Между этими крайностями в реальной действительности часто встречаются промежуточные варианты, модели которых также следует иметь в виду при анализе. Необходимость экономического централизма сегодня обусловлена задачами: -общего развития экономики как целого; -координации усилий для успешного достижения целей каждого участника, вовлеченного в общий производственно-коммерческий процесс. Такой централизм неправомерно полностью идентифицировать с ролью формирования организационно-экономических структур участниками логистической деятельности. Экономическая централизация с оттенком интеграции в модели свободного рынка имеет три опорные конструкции: 1) единую финансово-денежную и банковскую систему; 2) систему рынка, включая финансово-денежный рынок; 3) систему воспроизводственных оборотов общественного капитала и продукта, потребительских доходов и оборота общественного капитала. Эти конструкции образуют три потоковых слоя: -материальный; -воспроизводственно-рыночный; -хозяйственно-финансовый и денежный. Тем самым остов экономической централизации слагается из экономических форм: производства, обмена, распределения, потребления. А это потоковые процессы, выступающие объектами логистической деятельности. Предметом изучения в логистике является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов. При этом сфера предпринимательской деятельности ограничивается производственно-коммерческим циклом, который рассматривается и как многослойный замкнутый процесс, составляющий системообразную основу логистики. Границы производственно-коммерческой логистической системы определяются производственно-коммерческим циклом, включающим процессы кредитования (часть финансового потока), закупок средств материально-технического обеспечения, их складирования, транспортировки, хранения, ^внутрипроизводственного организационно-технологического распределения, складирования и сбыта готовой продукции, получения дохода и погашения кредита (завершающая часть финансового потока). Из определения предмета логистики следует, что в ее задачу входит разработка методов оценки эффективности. Цели и задачи логистики Целью логистики является доставка грузов "точно в срок" при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. Основное условие логистики для соблюдения этого принципа требует, чтобы сырьевые материалы, полуфабрикаты, товары и их компоненты прежде всего были готовы для монтирования, комплектация заказов, их отправления и доставки, когда возникает спрос как в границах производства, так и за его пределами. Поставка материалов, сырья, готовой продукции "точно в срок" оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно (иногда в 3-4 раза) сократить запасы на складах промышленных предприятий. Логистика в полной мере работает на потребителя. Поэтому считают, что реализация функций сбыта в сфере логистики осуществляется посредством "шести правил": груз, качество, время, затраты, количество и место. Для выполнения этих условий оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий по рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц, в том числе пакетизации и контейнеризации перевозок, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины заказов и уровня запасов, планированию наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах предприятий и за их пределами на магистральном транспорте. Построение и функционирование логистических систем основываются на следующих наиболее существенных концептуальных положениях: -реализация принципа системного подхода, который проявляется в первую очередь в интеграции и четком взаимодействии всех, элементов логистических систем. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении единого технологического процесса производственно-транспортной системы, в переходе от конструирования отдельных видов оборудования к созданию комплексных производственно-складских и производственно-транспортных систем; -индивидуализация требований к технологическому и подъемно транспортному оборудованию и промышленной продукции, т.е. отказ от универсальности в пользу более полного соответствия оборудования конкретным условиям; -гуманизация технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключение неблагоприятного воздействия на внешнюю среду; -учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки с ориентацией ее на рынок; -развитие услуг сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности и высокого качества. Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы, поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|