Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование и разрешение проблемных ситуаций




 

Для учебного процесса наиболее ценными являются проблемные ситуации, которые помогают раскрывать логику развития важнейших научных теорий и идей. Эти идеи возникали всякий раз, когда появились противоречия между положениями теории и новыми опытными фактами, требующими своего осмысления и объяснения, выдвижения новых гипотез. Следование этому естественным путем отражает требования дидактических принципов последовательности и систематичности изложения, сознательности усвоения, повышает научность курса на доступном студентам уровне. Исторически разрешение проблемных ситуаций порой занимало довольно продолжительный период времени, многие их этапы в свете современного знания являются анахроничными. В связи с этим желательно построение курса, свободное от исторических случайностей, но опирающееся на историческую необходимость. Такая методологическая концепция проводится автором [16, 20] и поддерживается участниками конференций по проблемному обучению ([32], С.18-19). Учебное познание не повторяет научное познание во всех деталях, оно оставляет за кадром те проблемные ситуации, которые носили только исторический характер и никого не могут удивить с позиций сегодняшнего дня, либо оказываются недоступными на определенных этапах обучения. В дидактических целях и здесь целесообразно отходить от исторического описания, а использовать или конструировать иные ситуации, приводящие к таким же современным результатам, но более эффективным и коротким путем.

Проектированию проблемных ситуаций способствует систематизация и классификация противоречий, характерных как для учебного процесса, так и самой изучаемой дисциплины. На первом этапе следует провести выделение из учебного материала дисциплины тех вопросов, которые могли бы стать предметом проблемной ситуации. Здесь непременно должны присутствовать реальные противоречия, разрешение которых служило прогрессу науки и сохранило свое познавательное и педагогическое значение. Стоит также определить все трудные для восприятия места, обратить внимание на все парадоксальные, оригинальные и неожиданные результаты. Необходимо изучить предшествующий опыт и спрогнозировать возможные ошибки студентов и даже предоставлять им право ошибаться («педагогическое провоцирование противоречий»).

Второй подготовительный этап должен быть посвящен анализу фактических знаний студентов, на основе которых будет строиться каждая проблемная ситуация, т.к. своевременность ее подачи окажется весьма важной. Затем наступает время непосредственной подготовки противоречия: средства его создания зависят как от вида учебного занятия, так и от характера противоречия. Это могут быть лабораторный или демонстрационный эксперимент, описание реального или гипотетического события, теоретические выкладки. На лекциях и практических занятиях часто используют учебные задачи с невыделенным явно неизвестным, с неполными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с бессмысленным формальным решением, с отсутствием решения, с множеством решений, с противоречивым или неожиданным результатом и т.д. [36] (см. также [30], С. 105, 139 и [31], С. 107).

На следующем этапе необходимо спрогнозировать вероятную реакцию студентов на противоречие, их оценку проблемной ситуации, их возможные гипотезы для ее разрешения, степень их затруднения. Это позволяет проектировать пути разрешения противоречия. Его можно полностью предоставить студентам, либо помочь им наводящими вопросами, подсказать возможные ответы, указав направление мысли, перенести на другое занятие, давая возможность поломать голову самостоятельно, либо разъяснить все ошибки и недоразумения и обосновать правильный ответ, сочтя аудиторию достаточно эмоционально подготовленной к его восприятию. Завершающий методологический анализ позволит выявить причины возникновения противоречия, механизмы его проявления, сделать необходимые обобщения и сформулировать практические выводы и рекомендации.

Методика проблемного обучения [2] с разными модификациями и уточнениями широко используется при преподавании экологии, физики, химии, математики, архитектуры. Например: Конструктивное решение зданий. Строительная система связана с выбором материала конструкции и методом его осуществления в натуре. Конструктивную структуру здания составляют отдельные взаимосвязанные части (фундаменты, наружные и внутренние стены, отдельные опоры, перекрытия, крыши или покрытия, лестницы, перегородки, окна и двери), выполняющие определенные функции.

Основные параметры объемно-планировочных элементов и их унификация должны связываться с объемно-планировочным решением и принятой конструктивной схемой здания.

Размеры унифицированных конструкций увязывают с размерами зданий и сооружений и их элементов на основе модульной системы. Это упрощает и удешевляет производство конструкций и деталей и их монтаж. По модульной сетке установлены номинальные пролеты ферм (балок) и плит перекрытий кратным 6,0 м, а в отдельных случаях кратных - 3,0 м. По модульной системе высота этажей установлена в жилых зданиях 2,7 - 3,3 м; назначения помещений - 3,6; 4,2; 4,5 и более. В производственных зданиях высота этажей рекомендуется назначать кратной 12,0 м и 6,0 м, а в отдельных случаях - 3,0 м. При проектировании зданий следует применять сборные элементы по действующим стандартам.

Предметом создаваемой проблемной ситуации является установление точных размеров ферм и плит перекрытий, высот этажей. На этапе проектирования ситуации студенты уже знают, что номинальные размеры.

При подготовке противоречия студентам предлагается мысленно проанализировать гипотетическое явление, когда в результате некоторого воздействия на балку или же стену перекрытия возможны варианты разрушения домов.

Этот результат некоторые из них могут посчитать само собой разумеющимся, и потребуется, вероятно, дополнительное напоминание о трудностях, с которыми сталкивается человек при получении данных, особенно в сравнении с кажущейся простотой предлагаемого способа, так или иначе невозможность применения других размеров даже в мысленном опыте удается осознать почти всем.

Предлагается два пути разрешения этого противоречия. При недостатке времени уместен более короткий - сразу объяснить как ведутся расчеты, как это обычно делается в учебной литературе. Если учебного времени достаточно, то можно подробно рассмотреть выполнения расчетов, предполагая невероятные моменты. Существует еще один источник проблемных ситуаций, которые могут возникать без всякого предварительного проектирования, и, бывает, ставят в тупик даже преподавателя. Дело в том, что приспособляемая к учебному процессу любая наука непременно догматизируется; это вынуждены были признавать и классики науки ([32], С. 32-33). Учебная форма представления знаний неизбежно скатывается к догматизму в его устойчивом и непререкаемом виде, однако не всегда правильном. Ставшее привычным и надежным выглядит несомненным, только непредвзятый взгляд со стороны обнаруживает противоречие там, где все давно было ясно. Такое обнаружение оказывалось возможным на открытых занятиях или при взаимопосещении занятий, когда у другого вдруг замечали то, на что не обращали внимания у себя. Но случалось и так, что слабость позиции вскрывалась при неожиданном вопросе студента.

Такое обоснование принципа уже нашло отражение в учебной литературе [44].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...