Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие жизненного цикла ИС (ЖЦ ИС). Стандарты ЖЦ ИС.




 

Появление понятия жизненного цикла ПО было связано с кризисом программирования, который наметился в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века. Суть кризиса состояла в том, что программные проекты все чаще стали выходить из-под контроля: нарушались сроки, превышались запланированные объемы финансирования, результаты не соответствовали требуемым. Многие проекты вообще н доводились до завершения. Кроме того, оказалось, что недостаточно разработать программу, а надо ее еще

сопровождать и этап сопровождения часто требует больше средств, чем разработка. Ситуация была вызвана ростом сложности проектов. Масштабы ее нарастали. Необходимо было принимать меры для радикального усовершенствования принципов и методов разработки ПО с учетом его развития и сопровождения. Заговорили о том, что надо обратиться к опыту промышленного проектирования и производства, где был накоплен опыт успешной разработки не менее сложных проектов. Методологическую основу промышленной инженерии составляет понятие жизненного цикла изделия (продукта) как совокупности всех действий, которые надо выполнить на протяжении всей «жизни» изделия. Смысл жизненного цикла состоит во взаимосвязанности всех этих действий. Впервые о жизненном цикле ПО заговорили в 1968 г. в Лондоне, где состоялась встреча 22-х руководителей проектов по разработке ПО. На встрече анализировались проблемы и перспективы проектирования, разработки, распространения и поддержки программ. Применяющиеся принципы и методы разработки ПО требовали постоянного

усовершенствования. Именно на этой встрече была предложена концепция жизненного цикла ПО (Software Lifetime Cycle, SLC) как последовательности шагов-стадий, которые необходимо выполнить в процессе создания и эксплуатации ПО. Вокруг этой концепции было много споров. В 1970 г. У. У. Ройс (W. W.

Royce) произвел идентификацию нескольких стадий в типичном цикле и было высказано предположение, что контроль выполнения стадий приведет к повышению качества ПО и сокращению стоимости разработки.

Итак, жизненный цикл ИС — это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

 

1985 (уточнен в 1988 г.) DOD-STD-2167 А — «Разработка программных средств для систем военного назначения». Первый формализованный и утвержденный стандарт жизненного цикла для проектирования систем военного назначения по заказам Министерства обороны США. Этим документом регламентированы

8 фаз (этапов) при создании сложных критических ПС и около 250 типовых обязательных требований к процессам и объектам проектирования на этих этапах;

 1994 г. MIL-STD-498. «Разработка и документирование программного обеспечения». Приня Министерством обороны США для замены DOD-STD-2167 A и ряда других стандартов. Он предназначен для применения всеми организациями и предприятиями, получающими заказы Министерства обороны США. В 1996 г. утверждено очень подробное (407 стр.) руководство «Применение и рекомендации к стандарту MIL-STD-498». Основную часть составляют 75 подразделов — рекомендаций по обеспечению и реализации процессов ЖЦ сложных критических ПС высокого качества и надежности, функционирующих реальном времени;

 1995 г. IEEE 1074 «Процессы жизненного цикла для развития программного обеспечения». Охватывает полный жизненный цикл ПО, в котором выделяются шесть крупных базовых процессов. Эти процесс детализируются 16 частными процессами. В последних имеется еще более мелкая детализация в совокупности на 65 процессов-работ. Содержание каждого частного процесса начинается с описания общих его функций и задач и перечня действий — работ при последующей детализации. Для каждого процесса в стандарте представлена входная и результирующая информация о его выполнении и краткое описание сущности процесса. В стандарте внимание сосредоточено преимущественно на непосредственном создании ПО и на процессах предварительного проектирования. В приложении представлены четыре варианта адаптации максимального состава компонентов ЖЦ ПО к конкретным особенностям типовых проектов.

 

В 1997 году Международная Организация по Стандартизации — ИСО (International Organization for Standardization, ISO) и Международная Электротехническая Комиссия — МЭК (International Electrotechnical Commission, IEC) создали Совместный Технический Комитет по

Информационным Технологиям (Joint Technical Committee on Information Technology, JTC1). Содержание работ JTC1 определено как «стандартизация в области систем и оборудования информационных технологий (включая микропроцессорные системы)». В 1989 году этот комитет инициировал

разработку стандарта ISO/IEC 12207, создав для этого подкомитет SC7 (SuСommittee 7) по программной инженерии. Соответствующий стандарт впервые был опубликован 1-го августа 1995 года под заголовком “Software Life Cycle Processes (Процессы жизненного цикла программного обеспечения)”. В 2000 г. он был принят как ГОСТ 12207 «Процессы жизненного цикла программных средств».

Стандарт ISO/IEC 12207 разрабатывался с учетом лучшего мировогоопыта на основе вышеперечисленных стандартов. Основными его результатами являются:

 введение единой терминологии по разработке и применению ПО

(предназначен не только для разработчиков, но и для заказчиков,

пользователей, всех заинтересованных лиц);

 разделение понятий жизненного цикла ПО и модели жизненного

цикла ПО;

 описание организации ЖЦ и его структуры (процессов);

 выделение процесса адаптации стандарта для построения

конкретных моделей ЖЦ.

Стандарт определяет структуру жизненного цикла программного продукта как совокупность процессов, каждый из которых разбит на действия, состоящие из отдельных задач.

Процесс (process) — набор взаимосвязанных работ, которые

преобразуют исходные данные в выходные результаты.

В соответствии со стандартом ISO 12207 процессы жизненного цикла

делятся на три группы:

 основные (Primary);

 вспомогательные (Supporting);

 организационные (Organizational).

К числу основных относятся процессы:

 Заказ (Acqusition).

 Поставка (Supply).

 Разработка (Development).

 Эксплуатация (Operation).

 Сопровождение (Maintenance).

Вспомогательными процессами являются:

 Документирование (Documentation).

 Управления конфигурацией (Configuration Management).

 Обеспечения качества (Quality Assurance).

o Верификация (Verification).

o Аттестация (Validation).

o Совместный анализ (Joint Review).

o Аудит (Audit).

o Решение проблем (Problem Resolution).

 Управление (Management).

 Создание инфраструктуры (Infrastructure).

 Усовершенствование (Improvement).

 Обучение (Training). Определяет работы по соответствующему

обучению персонала.

 

Стандарт ISO 12207 разрабатывался 9 лет и достаточно быстро устарел.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...