Раздел 1. Организационно-методический
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД России
ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОБЛЕМ
«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
МГИМО (У) МИД России
___________ А.Д. Богатуров
«___» _____________ 2011 г.
ПРОГРАММА КУРСА
“МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА
ПО ЭНЕРГЕТИКЕ”
Москва 2011
Автор программы: Болгова Ирина Вячеславовна, к.и.н.
Программа утверждена на заседании кафедры прикладного анализа международных проблем Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.
Заведующий кафедрой: ____________/ д. полит.н. Т.А. Шаклеина
Протокол № _ от «__» ___________ 2011 г.
© Болгова И.В., 2011
© МГИМО (У) МИД России, 2011
Раздел 1. Организационно-методический
1.1 Место курса в образовательной программе.
Курс «Методология научного дискурса по энергетике» (методологический семинар) предназначен для образовательной программы магистерского уровня по направлению «Международные отношения».
Курс рассчитан на один семестр первого года обучения. Методологический семинар носит прикладной характер и призван помочь студентам овладеть комплексом знаний, умений и навыков для работы в аналитических центрах, практических организациях различного профиля, научно-исследовательской области.
Освоение методологического семинара предполагает наличие у слушателей по окончании предыдущей образовательной ступени (программы бакалаврской подготовки или специалитета) необходимой исторической и теоретической подготовки по широкой международной проблематике, а также навыков исследовательской работы. Для успешного прохождения методологического семинара и усвоения навыков подготовки различного вида работ/документов студент должен предварительно овладеть такими дисциплинами как «История международных отношений 1945-1990», «Теория международных отношений».
В общем формате магистерской подготовки по направлению «Международные отношения» курс «Методология научного дискурса по энергетике» является дополняющим для таких дисциплин как «Мировая энергетика», «Глобальная энергетика и альтернативные источники энергии», «Анализ международных ситуаций». Соответственно, содержание и тематика отдельных видов работ будут согласованы с преподавателями вышеперечисленных курсов.
1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).
В соответствии с методологическим назначением курса основной его целью является научить студентов грамотно структурировать и излагать свои мысли по изучаемой тематике на базе логичной организации изучаемого информационного материала через освоение техники подготовки устных докладов, написания информационно-аналитических справок, развернутых планов, рецензий.
В практическом плане курс «Методология научного дискурса» предполагает выполнение следующих основных задач:
· Углубленное изучение наиболее важных тематических блоков программы;
· Развитие навыков проблемно-аналитического и критического подходов по изучаемой тематике;
· Освоение необходимых методик подготовки требуемых видов работ/документов.
Как правило, методологический семинар является дополнением к базовому лекционному курсу и проходит в связке с ним. В силу своей специфики, формы и методик работы методологический семинар не предполагает полный событийный охват изучаемой тематики, а также подробное воспроизведение студентами прочитанного материала. Вместе с тем, занятия по методологии могут вводиться без привязки к лекционному курсу, в случае если материал, на котором базируется тематика методологического семинара, является хорошо освоенной и широко известной студенческой аудитории.
Внедрение методологических семинаров возможно по всем базовым ключевым дисциплинам, преподающимся в Университете на магистерском уровне. Предложенные методы работы в рамках методологических семинаров, несмотря на несколько формализованный характер, помогут студентам оптимально мобилизовать, структурировать и продемонстрировать знания.
Образовательные результаты курса:
В отличие от базовых «информативных» лекционных курсов методологические семинары призваны на основе интегрального и комплексного сочетания знаний, навыков и умений научить студента справляться с самым широким спектром прикладных задач, что позволяет сформировать у студента по завершении курса аналитические, системные и коммуникативные компетенции.
Знание и понимание
|
В качестве образовательных результатов выступают полученные студентами знания, приобретенные методологические умения и прикладные (практические) навыки, а также сформированные на их базе компетенции.
Через проработку большого объема междисциплинарного материала студенты смогут продемонстрировать знания основных особенностей и тенденций, концепций и ключевых проблем, а также динамику процессов эволюции и перспективы развития международных отношений и мировой политики.
Слушатели приобретут интеллектуальные умения:
- смогут ориентироваться в обширном массиве отечественной и иностранной литературы по исторической международной проблематике;
- научатся понимать и анализировать тенденции развития международных отношений и мировой политики;
- научатся критически рассматривать и оценивать основные теоретические концепции и подходы к анализу международной проблематики;
- смогут применять теоретические и исторические знания для анализа современных международных проблем;
- научатся самостоятельно формулировать креативные предложения по решению наиболее актуальных международных проблем.
Слушатели получат практические (профессиональные) навыки и умения:
- демонстрировать широкую научную эрудицию;
- делать исторический анализ международных отношений в проблемно-хронологическом формате;
- рассматривать предложенную тематику с различных ракурсов;
- владеть навыками синтеза, критического подхода и анализа и уметь их эффективно применять на практике;
- выделять приоритетное поле исследования;
- предлагать оценочный взгляд по рассматриваемой тематике;
- грамотно аргументировать собственную позицию;
- ориентироваться в требованиях, предъявляемых к разного рода справкам;
- оперативно готовить рабочие документы.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Вводные обзорные сообщения преподавателя по текущей тематике
(15 мин. на каждом занятии)
Представление и объяснение методик и требований работы
Презентации примеров выполнения требуемых видов работ
Консультации преподавателя (в том числе в случае необходимости предварительное согласование плана и проблематики работы)
Проработка обязательной и желательно дополнительной (рекомендуемой) литературы, в том числе источниковой базы
Подготовка устных коллективных докладов (презентаций)
Систематическое выполнение к каждому занятию промежуточных работ (развернутых планов)
|
Форма проверки знаний
Рецензирование письменных промежуточных работ
Оценка и подробный комментарий преподавателя по результатам устных коллективных докладов
|
КОМПЕТЕНЦИИ
|
Аналитические компетенции:
В результате освоения методологического семинара студенты приобретут:
1. Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием;
2. Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде;
3. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) через анализ и сопоставление различных трендов, концепций, подходов и пр.
4. Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению конкретной задачи;
5. Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях;
6. Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов;
7. Способность к эффективному общению (устному и письменному).
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Коллективные устные доклады
Индивидуальные развернутые планы
(к каждому занятию)
Индивидуальная информационно-аналитическая справка
или
Рецензия
Итоговая работа
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Оценка коллективных устных докладов
Оценка индивидуальных развернутых планов (к каждому занятию)
Оценка индивидуальной информационно-аналитической справки
или
Оценка рецензии
Оценка итоговой работы
|
Системные компетенции:
В результате освоения методологического семинара студенты смогут развить:
1. Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми;
2. Способность демонстрировать самостоятельное обучение;
3. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований;
4. Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации;
5. Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении;
6. Умение использовать на практике результаты научных исследований.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях (комментарии, постановка вопросов, обсуждение, оппонирование, формулирование собственной позиции, критический анализ прочитанной литературы)
Коллективные устные доклады
Индивидуальные развернутые планы
(к каждому занятию)
Индивидуальная информационно-аналитическая справка
или
Рецензия
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Оценка за работу на семинарских занятиях (комментарии, постановка вопросов, обсуждение, оппонирование, формулирование собственной позиции, критический анализ прочитанной литературы)
Оценка коллективных устных докладов
Оценка индивидуальных развернутых планов (к каждому занятию)
Оценка индивидуальной информационно-аналитической справки
или
Оценка рецензии
|
Коммуникационные компетенции:
В результате освоения методологического семинара студенты смогут развить:
1. Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций;
2. Способность разработать миссию и цель команды;
3. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени;
4. Способность к прекращению дискуссии и предоставлению конструктивного обратного отклика;
5. Редактирование материалов;
6. Навыки ведения научной и «профессиональной» дискуссии.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Работа на семинарских занятиях (комментарии, постановка вопросов, обсуждение, оппонирование, формулирование собственной позиции, критический анализ прочитанной литературы)
Коллективные устные доклады
Индивидуальные развернутые планы
(к каждому занятию)
Индивидуальная информационно-аналитическая справка
или
Рецензия
|
Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
Оценка за работу на семинарских занятиях (комментарии, постановка вопросов, обсуждение, оппонирование, формулирование собственной позиции, критический анализ прочитанной литературы)
Оценка коллективных устных докладов
Оценка индивидуальных развернутых планов (к каждому занятию)
Оценка индивидуальной информационно-аналитической справки
или
Оценка рецензии
|
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.
Выполнение предлагаемых видов работ/документов с соблюдением необходимых методологических требований позволяет оценить работу студента по следующим параметрам:
· Глубине и охвату базовых знаний;
· Умению самостоятельно и критически анализировать информацию;
· Умению грамотно и структурированно оформить материл при выполнении конкретных видов работ через использование определенных методик;
· Умению излагать материал в ясной, структурированной и аргументированной форме;
· Умению ясно формулировать и излагать мысли;
· Владеть навыками экспертной оценки.
Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Вид работы
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы
| Доля вида работы в итоговой оценке
|
Устные доклады (коллективные)
| Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием
Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде
Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) через анализ и сопоставление различных трендов, концепций, подходов и пр.
Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению конкретной задачи
Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях
Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов
Способность к эффективному общению (устному и письменному)
Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми
Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований
Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации
Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении
Умение использовать на практике результаты научных исследований
Способность к эффективной презентации своего проекта или компании в рамках международных выставок и конференций
Способность разработать миссию и цель команды
Редактирование материалов
| 25%
|
Развернутые планы
(индивидуальные)
| Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием
Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде
Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) через анализ и сопоставление различных трендов, концепций, подходов и пр.
Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению конкретной задачи
Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях
Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов
Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации
Умение использовать на практике результаты научных исследований
Редактирование материалов
| 25%
|
Рецензия
| Умение использовать на практике результаты научных исследований
Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде
Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) через анализ и сопоставление различных трендов, концепций, подходов и пр.
Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению конкретной задачи
Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях
Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов
Способность к эффективному общению (устному и письменному)
Способность демонстрировать самостоятельное обучение
Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации
Умение использовать на практике результаты научных исследований
Редактирование материалов
| 15%
|
Работа на семинарах
| Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием
Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде
Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) через анализ и сопоставление различных трендов, концепций, подходов и пр.
Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению конкретной задачи
Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях
Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов
Способность к эффективному общению (устному и письменному)
Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации
Умение моделировать командную работу, вычленяя знания, необходимые для качественного анализа, и распределяя ответственность в их получении
Умение использовать на практике результаты научных исследований
Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени
Способность к прекращению дискуссии и предоставлению конструктивного обратного отклика
| 15%
|
Итоговая письменная работа
| Умение превращать информацию в знания, эффективно хранить, применять и делиться полученным знанием
Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде
Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) через анализ и сопоставление различных трендов, концепций, подходов и пр.
Способность к соединению разнодисциплинарных инструментов в приложении к решению конкретной задачи
Знание политической системы на глобальном, региональном и государственном уровнях
Знание основных глобальных тенденций и учет их влияния на развитие и функционирование международных, государственных и региональных институтов
Способность к эффективному общению (устному и письменному)
Способность управлять разработками, ресурсами и командами в трудовых и учебных контекстах, являющихся непредсказуемыми
Способность демонстрировать самостоятельное обучение
Умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации
Умение использовать на практике результаты научных исследований.
| 20%
|
Итог
|
| 100%
|
Раздел 2. Содержание курса
2.1. Организационно-методические данные курса.
Вид работы
| Трудоемкость
(в акад. часах)
|
Общая трудоемкость
|
|
Аудиторная работа
|
|
Практические занятия /
методологические семинары
|
|
Консультации с преподавателем и предварительное согласование общего формата письменных работ и презентаций
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Самоподготовка к семинарам (проработка обязательной и по возможности дополнительной литературы)
|
|
Подготовка устных коллективных докладов
|
|
Подготовка развернутых индивидуальных планов
|
|
Подготовка рецензии или информационно-аналитической справки
|
|
Виды текущего контроля
| Устные коллективные доклады Развернутые индивидуальные планы
Рецензия или информационно-аналитическая справка
Р
Развернутые планы
|
Вид итогового контроля
| Итоговая работа
(развернутый план)
|
2. 2. Тематический план курса
Наименование разделов и тем
| дневная форма обучения
|
Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
|
Раздел 1. Представление курса и методик работы
| | | | |
Введение в методологию курса
|
| | |
|
Раздел II. Глобальный контекст энергетической безопасности
| | | | |
Тема 2.1 Глобальное измерение понятия энергетическая безопасность на современном этапе
| |
|
|
|
Тема 2.2. Трансформации в мировой структуре энергопотребления
| |
|
|
|
Тема 2.3. Роль альтернативных источников энергии: проблемы и перспективы
| |
|
|
|
Раздел III. Международные отношения в сфере энергетики
(наименование раздела)
| | | | |
Тема 3.1. Проблема международного регулирования энергетических рынков
| |
|
|
|
Тема 3.2. Роль экологического фактора в международных отношениях в сфере энергетики
| |
|
|
|
Тема 3.3. Фактор Арктики в международных энергетических отношениях
| |
|
|
|
Раздел IV. Роль энергетического фактора во внешней политике России
| | | | |
Тема 4.1. Место энергетического фактора в процессе модернизации России
| |
|
|
|
Тема 4.2. Роль корпоративного интереса в процессе выработки внешнеполитических решений РФ.
| |
|
|
|
Тема 4.3. Диверсификация во внешней энергетической политике РФ
| |
|
|
|
4.4. Энергетика как инструмент внешней политики РФ на пространстве СНГ
| |
|
|
|
Раздел V. Региональные комплексы развития мировой энергетики
| | | | |
Тема 5.1.Интеграционный потенциал энергетического фактора на пространстве СНГ
| |
|
|
|
Тема 5.2. Векторы транспортировки энергоносителей Каспия
| |
Тема 5.3. Общая энергетическая политика ЕС
| |
|
|
|
Тема 5.4. Энергетика как основа отношений РФ - ЕС
| |
Тема 5.5. Энергетический аспект мирового лидерства США
| |
|
|
|
Тема 5.6. Сланцевый газ в мировой энергетике
| |
Тема 5.7. Роль энергетического фактора в международных региональных конфликтах
| |
|
|
|
Итоговая работа
| | |
|
|
Итого по курсу:
|
|
|
|
|
Содержание курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: