Интеракционно-коммуникативные методы
Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР (Т. WYSOKINSKA-GASIOR) Разработка метода психодраматического разыгрывания ролей принадлежит J. Moreno (1911). С этого времени появилось очень много работ, касающихся применения этого метода. На основе клинических исследований авторы либо яростно агитируют за данный метод, либо приводят множество противопоказаний к применению этого необычайно многообещающего, плодотворного и интересного метода. Исследовательский вклад самого J. Moreno относится преимущественно к проблемам групповой динамики. A. Goldstein и соавт. (1966) утверждают, что практика, вероятно, подтверждает связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения и установок. Эти авторы подытожили неко- 1% торые 'исследования по условиям и результатам применения психодрамы. Из приведенных ими данных вытекает, что на изменение установок пациента под влиянием психодраматического разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают следующие факторы: 1) предоставление пациенту свободного выбора 2) вовлечение пациента в исполнительскую дея 3) возможность внесения пациентом в игру собст 4) получение пациентом позитивного подкрепления A. Ploeger (1973) обращает внимание на роль вербальной и невербальной экспрессии, стимулированной психодраматическим воздействием, для лиц с определенными нарушениями личности, особенно в условиях ее усиления через общее групповое переживание. В исследованиях A. Ploeger (1966, 1972), проведенных в психодраматических группах с помощью анализа процесса взаимодействия, установлено, что «психическая стимуляция» данного метода дает положительные результаты главным образом у лиц с шизоидными чертами личности, в меньшей степени — у пациентов с истерическими ч-ертами и страдающих фобиями.
G. Lentz (1977) отметила, что психодрама как психотерапевтический метод отражает многие противоречия в деятельности психотерапевтической группы, что имеет существенное значение для интенсификации лечения. При соответствующем управлении ею возникает связь между психотерапевтическим элементом и элементом игры, что способствует преодолению защитных позиций пациента и ускоряет переход в состояние эмоциональной вовлеченности. Подобным же образом в психодраматическом действии бессознательный жест, движение, эмоции соединяются с сознательным словом, возбуждения и действия — с рефлексией. Другим опирающимся на разыгрывание ролей психотерапевтическим подходом является техника «запрограммированных ролей» G. Kelly (1973). Она заключается в использовании данных первого диагностического периода лечения для выработки психотера- певтическим коллективом основного репертуара желательного для данного пациента поведения и установок. Через запланированное и постепенное его разыгрывание вне непосредственной психотерапевтической ситуации это поведение становится как бы собственным поведением пациента. Автор отмечает — и это является существенным,— что в начальном периоде применения техники как психотерапевт, так и пациент знают, что это только разыгрывание ролей, что создает у пациентов чувство безопасности в трудный период усвоения чуждого им вначале поведения. Кроме того, необходимо гарантировать пациентам возможность импровизации и свободу в реализации программы. В клинике неврозов психодрама является одним из важных вспомогательных методов лечения в рамках комплексной терапии. Во время групповой психотерапии психодраматические техники применяются в процессе работы над индивидуальной проблематикой пациентов, а форма и частота занятий зависят главным образом от фазы лечения, в которой в данный момент находится пациент, а также от личных предпочтений группового психотерапевта. В общем, применяемая нами психодрама является упрощенным и приспособленным для наших потребностей вариантом классического метода J. Moreno.
Разыгрывание ролей «протагонистом» и «вспомогательными актерами» происходит за терапевтическим кругом, чтобы облегчить концентрацию на разыгрываемой сцене и уменьшить влияние группы. Психотерапевты, в принципе, не выбираются пациентами для сцен, однако часто принимают в них участие с целью управления и драматизации. Пациент, входящий в группу, впервые встречается с психодрамой уже на первом занятии, где ему предлагается провести разговор с «важным лицом в своей жизни» на произвольную тему. Психодрама выполняет прежде всего диагностическую функцию. Во время этого разговора группа получает первые данные о сфере и характере трудностей пациента, о способе их переживания. Сам же пациент имеет возможность познания и переживания метода, часто применяемого в дальнейшем, и получает первую обратную связь о своем поведении от каждого члена группы. Психотерапевт наблюдает, чтобы эта информация не выходила за пределы впечатлений, касающихся особенностей поведения пациента, таких как способ коммуни- кации, характер отношении со значимым для него лицом.- Пример. Больной 40 лет, выбирает для психодраматической сценки молодую привлекательную пациентку, которая должна выступить в роли его «шумной, крикливой» жены. Сам он возвращается с работы вместе с двумя детьми, которых забрал из детского сада. Сразу же, не здороваясь с женой, начинает жаловаться на царящий в доме беспорядок, на то, что она не приготовила обед. К жене обращается покровительственно со словами: «слушай, девочка». Жена не обращает внимания на критические замечания в свой адрес и поручает мужу разные дела — закончить варить обед, убрать в доме, сама же уходит с детьми на прогулку. Во время происходящего разговора она свободно сидит в кресле, пациент же все время стоит. Он также соглашается выполнить поручения жены, хотя в его высказываниях и появляется упоминание, что на обед он приготовит «даже мухоморы».
В своих высказываниях некоторые пациенты идентифицируют себя с женой, критикуя требовательную позицию мужа, другие усматривают в его поведении проявления подчиненности, податливости, что является неожиданным для пациента, поскольку, как следует из его дополнительных высказываний, от мужчины он ожидает в браке решительного и доминирующего поведения. Более глубокий анализ противоречивой информации и наблюдений группа оставляет на период рассказа пациентом своей биографии. Во время дальнейшего пребывания в отделении пациент может выбираться другими как вспомогательный актер для разыгрывания различных ролей согласно существующей в группе неписанной норме взаимопомощи; в общем эти предложения он принимает. Кроме того, пациент выступает в роли «протагониста» в связи с проявившимися трудностями в совместной жизни пациентов и выполнением различных ролей в терапевтическом сообществе, в период представления и обсуждения в группе своей биографии, а также в конце пребывания в клинике, когда, опираясь на полученные знания о себе, он начинает пытаться апробировать новые формы поведения. В случае проявления адаптивных трудностей, кроме психодрамы, применяются также гештальт-техники. Их целью прежде всего является создание условий для выражения и отреагирования пациентом испытываемого им напряжения, привлечение внимания группы к специфическим для него трудностям, попытка понять эти трудности, а также то, что на их сохранение может влиять позиция и атмосфера группы; нако- ней, налаживание более аутентичных контактов и взаимодействия пациента с окружающими. Пример. Девушка 26 лет, студентка английской филологии, через 3 нед пребывания в клинике обратила на себя внимание группы пониженным настроением, следами слез на лице. Во время групповых занятий высказала ряд верных замечаний, с пониманием исследовала и сопоставляла высказывания, проявляла участие к делам других пациентов, являясь одной из активнейших в группе. Однако группа как будто не оценивает ее вовлеченность и помощь, ее упрекают в холодности и стремлении возвыситься над другими, в палате на этой почве возникают конфликты. Больная заверяет, что пытается сблизиться с другими пациентами, но в результате чувствует себя отвергаемой ими. После долгих колебаний принимает предложение попытаться установить контакт с выбранной ею больной в психодраматической сценке. С легкой обидой в голосе она начала разговор словами: «Какая ты? Я ничего о тебе не знаю, расскажи мне что-нибудь о себе». Робкая попытка другой больной перевести разговор на пациентку кончилась ничем, поскольку последняя быстро сменила тему. И хотя были предприняты попытки эксплорации, разговор оборвался.
Психодрама показала особенности типичных для пациентки взаимодействий и причину неуспеха в контактах с окружающими. В представленной сценке у нее проявилась тенденция утвердиться в роли более сильной, лучше информированной, несклонной к партнерским взаимодействиям. Психодрама также показала, что пациентка считает опасной для себя ситуацию раскрытия перед другим человеком и группой. Участники поняли, что, уделяя во время занятий повышенное внимание пациентке, они тем самым закрепляют ее поведение. Во время обсуждения биографии пациент, как правило, иллюстрирует ее многочисленными психодраматическими сценками. Это дает ему возможность отреагировать травматические переживания, позволяет группе и ему самому понять его невротические позиции в свете структур и атмосферы, существующих в основной семейной группе и других группах его жизненного окружения. Психодраматическое разыгрывание ролей также противодействует чрезмерной вербализации, рационализации, позиции бегства и способствует видению пациента в характерном для него действии и взаимодействии. Пример. Женщина 28 лет, лишенная внешней привлекательности, испытывает трудности при рассказе о своей биографии, обсуждении ее и выслушивании замечаний группы, за исключением темы, связанной с перенесенным ею в детстве туберкулезом и болезнью сердца. Почти полностью замолкает, когда речь заходит о ее редких знакомствах с мужчинами, и отсутствие успеха у них объясняет болезнью легких. На следующем занятии, согласно уговору, сама обращается к группе с просьбой о помощи и продолжении дискуссии. В сцене с молодым человеком, который в связи с общим предложением пойти на танцы советует надеть подаренные ей бусы, у пациентки внезапно меняется тон голоса, она становится сухой, агрессивной, обижается на своего собеседника. Оказывается, что совет надеть бусы она однозначно расценила как предложение улучшить свой внешний вид.
Психодрама предоставила возможность обсудить основной комплекс пациентки и проанализировать способы его переживания и тип реагирования. Разыгрывание ролей в целях приобретения новых стереотипов поведения или модификации привычного поведения проводится в рамках групповой психотерапии в течение трех последних недель пребывания в клинике. Находясь в менее формальной обстановке, пациенты занимают в комнате произвольно выбранные места. Присутствие других больных гарантирует участникам группы получение обратной связи, а также возможных предложений относительно других способов поведения в конкретной ситуации. Пример. Ежи — пациент, занимающий в группе непоколебимую позицию: ему принадлежит роль лидера, всегда следующего за психотерапевтом. Безошибочно читает его мысли и затем уже самостоятельно управляет активностью группы. Во время обсуждения своей биографии выявил трудности в понимании своих оппонентов, в принятии даже малейшей критики, открыто проявлял агрессию при одновременной тенденции к длительному застреванию на обидах и даже к мстительности. В качестве одной из форм упражнения ему было предложено провести «конструктивный спор». Поскольку ему трудно было выбрать для этого кого-то из пациентов, было решено построить всех участников в ряд, начиная с того, с кем он легче всего мог бы поссориться, и кончая тем, с кем это было наименее вероятно. На первое место пациент поставил тех членов группы, которые когда-то высказывали в его адрес критические замечания. Характерные для этого пациента трудности проявились в таких особенностях поведения как удлинение продолжительности первой фазы (причем пациент не нападает от своего имени, а повторяет негативные мнения других лиц), а также отсутствие второй и третьей фазы. На последующих тренинговых занятиях пациент продолжил тренинг спора до момента овладения им. В последнем периоде пребывания в клинике особенно часто применяется техника обмена ролями, которая непосредственно сталкивает пациентов с социальными последствиями типичных для них реакций относительно окружающих и может увеличить способность к эмпатическому переживанию. На специальных занятиях в первом периоде пребывания пациентов в клинике психодрама (кроме панто- мимы) используется для взаимного познания индивидуальной проблематики пациентов, а также для сближения членов группы. Когда группа вступает в фазу «бунта» и борьбы за лидерство, в фазу распределения ролей и предпочтений, тогда в целях ускорения, кристаллизации или смягчения этого процесса на специальных занятиях применяются главным образом социодраматические техники. Тогда обращаются к таким темам, как «Педагогический совет и ученики», инсценировки любимых сказок, «Слияние предприятий», «Опасная экспедиция». После окончания психо-или социодрамы обсуждаются роли, поведение, степень совместного действия. В последнем периоде пребывания пациентов в клинике психодрама имеет целью облегчить вхождение их во все житейские роли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|