Эмоциональная дистанция — эмоциональная экспрессия
Пример 1. Занятие началось с бессодержательного разговора на отвлеченные темы. Вначале психотерапевт включился в этот разговор, но вскоре сказал, что испытывает скуку и считает такое обсуждение пустой тратой времени. Наступило продолжительное молчание. Затем психотерапевт прервал его и сказал, что чувствует нелепость положения, но тут же заметил, что молчание бывает иногда и вполне плодотворным. И далее рассказал случай, происшедший будто бы в одном из театров, где актеры собрались для обсуждения новой пьесы. Молчали два часа. Затем режиссер сказал, что это была полезная встреча, так как все хорошо продумали свои роли и пьесу. Пациенты рассмеялись, напряжение разрядилось. Далее психотерапевт сказал: «Мне кажется, что никто не хочет говорить о том, что всех сегодня беспокоит. Я чувствую себя отстраненным группой от чего-то важного, что произошло в группе». Пациент Г., обращаясь к группе, сказал: «Вероятно, это не лучший способ — делать вид, будто ничего не случилось». После этого пациенты начали откровенно обсуждать конфликт между тремя членами группы, выявившийся во внегрупповой ситуации и от обсуждения которого группа в начале занятия уклонялась. В конце занятия психотерапевт сказал: «Я испытываю облегчение и очень доволен, что опять включен в жизнь группы». В этом обсуждении психотерапевт своей искренностью способствовал углублению откровенности пациентов, росту их открытого эмоционального реагирования и продуктивности работы группы. В описанном фрагменте занятия психотерапевту удалось благодаря своей аутентичности преодолеть задержку в развитии группы. Пример 2. Вскоре после начала занятия члены группы задают психотерапевту вопросы, касающиеся его личной семейной жизни. Пациентка обращается к нему: «Я поняла, что неправильно отношусь к мужу, но а как Вы сами решаете трудности в отношениях с Вашей женой?» Психотерапевт ничего не отвечает и в спокойной, безучастной манере предлагает перейти к другой теме обсуждения. Однако в течение дальнейшей дискуссии ряд пациентов вновь предлагают ему вопросы о его способах преодоления семейных трудностей. Наконец, психотерапевт говорит: «Создается впечатление, что сегодня я стал главным объектом обсуждения».
На этом занятии психотерапевт, сохраняя эмоциональную нейтральность и избегая сосредоточения внимания на себе, с помощью такой тактики добивался преодоления неадекватных ожиданий членов группы. Несомненно, что некоторые формы поведения психотерапевта в различных групповых ситуациях близки друг к другу или частично совпадают. Например, нейтральность психотерапевта нередко сопровождается тенденцией к использованию групповых техник и установкой на патологию, а психотерапевт, заметно проявляющий аутентичность, как правило, чаще имеет ориентацию на личность и установку на развитие потенциальных возможностей пациента. Следует также подчеркнуть, что понимание указанных форм поведения психотерапевта в описанных групповых ситуациях основано на соответствующей психотерапевтической ориентации авторов, а при другой ориентации они могут иметь иные понимание и определение. ГЛАВА 9 МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Г. Л. ИСУРИНА (СССР), Б. БИГО, Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР, Ч. ЧАБАЛА (В. BIGO, Т. WYSOKINSKA-GASIOR, CZ. CZABALA) (ПНР) МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КЛИНИКЕ НЕВРОЗОВ ИНСТИТУТА ПСИХИАТРИИ И НЕВРОЛОГИИ В ВАРШАВЕ Б. БИГО, Т. ВЫСОКИНЬСКА-ГОНСЕР, Ч. ЧАБАЛА (В. BJGO Т. WYSOKINSKA-GASIOR, Cz. CZABALA) Введение Теоретический подход клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве предполагает интенсивное использование психотерапевтических методов при лечении пациентов, находящихся в клинике. В процессе активного научения они сами должны подойти к осознанию необходимости изменить поведение в определенной сфере и предпринять действия, которые придут к выбору правильных позиций в жизни.
Исходя из вышеизложенных предпосылок, была создана эклектичная модель комплексной психотерапии, учитывающая разнообразие используемых методов и техник, воздействующих на познавательные, эмоциональные и поведенческие структуры пациента. Наряду с индивидуальной психотерапией используются разработанные в клинике формы групповой психотерапии. В этом разделе будут описаны главным образом формы групповой психотерапии, используемые в нашей клинике. 1. Дискуссионная психотерапия является основной формой и проводится ежедневно. В соответствии с принятой в литературе классификацией предметом дискуссии могут быть биография пациента, определенные темы и интеракции (особенности межличностных взаимодействий в группе) [Kratochvi! S., 1978; Yalom I., 1970], т. е. могут быть выделены биографи- ческая, тематическая и интеракционная ориентации. На практике активность группы бывает разной; в дискуссиях затрагиваются как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными пациентов. Психотерапевтическое занятие может быть посвящено одному, нескольким пациентам или всей группе. В лечебных целях может быть использована динамика группы [Leder S., Kosewska A., Bigo В., 1980]. 2. Интеракционно-коммуникативные методы (пси 3. Методы, основанные на невербальной актив
а) Арттерапия является групповой формой, б) Музыкотерапия, одна из старейших форм в) Пантомима содержит множество вырази экспрессия передается с помощью жестов или движений, танца или прикосновения. В нашей клинике используется психогимнастическая пантомима, разработанная чешскими психотерапевтами [Junova H., 1965, 1975] с подключением элементов «encounter» [Lewis H., Streitfeld H., 1970] и психодрамы. Этот метод используется в качестве вспомогательного, дополняющего метод дискуссионной психотерапии. Сохраняется деление на вступительную, пантомимическую и заключительную части. Хореотерапия выделена в отдельное групповое занятие. г) Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с учетом возможностей членов группы, она не должна быть затруднительной и неприятной. При проведении музыкальных занятий необходимо обращать внимание на коммуникабельность и взаимодействие участников. Важное значение придается музыкальному сопровождению и темпу занятий [Aleszko Z., 1975]. 4. Групповая поведенческая терапия носит харак
5. Суггестивные методы. Из групповых суггестив на психическое состояние, мышечное напряжение и нервную систему. J. Schultz особо подчеркивал значение активной роли пациента в процессе лечения. С самого начала использование суггестивных методов для изменения позиций пациентов предполагало его активное участие в этом процессе. Достигая состояния расслабления путем гетеросуггестии, пациент должен научиться воздействовать на регулирующие функции организма, а затем на собственное поведение [Bigo В., Leder S., Kuliszkiewicz D., 1972]. Овладение этим искусством придает пациенту уверенность и укрепляет его веру в свои возможности. Модель психотерапевтического процесса была описана в предыдущих разделах, мы хотим только напомнить и наглядно показать взаимосвязь между теорией и практикой. Использование различных методов зависит как от динамики пациента, так и от динамики и ситуации в группе. В дневном стационаре клиники неврозов на пациента оказывается психотерапевтическое воздействие одновременно с группой, поскольку группа является закрытой. В стационарном отделении он включается в открытую группу, находящуюся на определенном этапе развития, и проходит последовательные этапы собственного развития под руководством лечащего врача, который видит, каковы потребности и возможности больного. В выделенных нами трех этапах психотерапевтического процесса схематическая картина изменения состояния больного представляется следующим образом: I этап: 1) дискуссионная психотерапия — предоставление и сбор информации, выяснение, беседы о симптомах, создание чувства безопасности в группе, эмпатии, осторожная интерпретация; 2) пантомима, психодрама — познание способов вербального и невербального общения; расслабление в жесте, движении, мимике; разблокировка эмоций, безопасное отреагирование, определение чувствительности к стрессу; осторожная интерпретация, не причиняющая вреда; установление более тесного контакта с группой; проявление себя в конкретных ситуациях (защитные механизмы, трудности, тип реакции); 3) арт-терапия—в основном показ себя группе, раскрытие, осторожная интерпретация, стимулирование активности, подражание
другим; 4) м у з ы к о т е р а п и я — свободное фантазирование, пробуждение воображения, реминисценции переживаний, проявление эмоций, снятие напряжения от предыдущих занятий, попытка невербального общения с группой, выработка умения слушать других; 5) хор еотер алия — расслабление, познание возможностей выражать эмоции телом; удовлетворение от совершенного усилия, преодоление пассивности. II этап: 1) групповая психотерапия и III этап: 1) групповая психотерапия, пси На основе приведенной выше схемы поочередно используются различные по форме и содержанию, тесно связанные друг с другом, взаимодополняющие и подчиненные одной цели психотерапевтические методы воздействия. Вербальные, дискуссионные, интеракционно-коммуникативные, невербальные методы, с одной стороны, служат углублению знаний о пациенте, с другой,— обогащают его переживаниями и вытекающими из них знаниями о себе и членах группы. Поведенческие техники подводят пациента к использованию полученных знаний и переживаний для активного изменения поведения, побуждают к действию. При использовании любой групповой формы терапии психотерапевт обязан обращать внимание и на индивида, и на группу, учитывать ситуацию, связанную с динамикой группы и фазой психотерапевтического процесса отдельных пациентов. В нашей клинике развитие методов шло в направлении от чисто познавательных к познавательно-эмоциональным, со все более широким учетом значения динамики малых групп и расширением групповых методов. Психотерапевтический персонал клиники набирался опыта и накапливал знания, акцентируя внимание на познавательных формах не только из теоретического предпочтения. Мы внимательно следим за тем, что происходит в этой области в других европейских странах, нас интересовало развитие двигательных и психодраматических методов в ЧССР (Junova H., Knobloch F.), лабораторных групп (Lieberman M., Lewin К.) и поведенческих методов в Великобритании (Gelder M. G., Marks J. M., Еу-senck H. J.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|