Всадник: тигле. Доспехи: слоги. Ключевые понятия Тантры
ВСАДНИК: ТИГЛЕ Во многих тантрийских практиках представляют тигле. Тигле буквально означает «сфера» или «круг», именно это и представляют в практиках: световой шар, который или находится в чакре, или движется по каналу. Тигле символизирует аспект ума, присутствующий в переживании. Это всадник, оседлавший коня-прану. В учении о взаимоотношении между умом и праной есть такая метафора: ум — хромой всадник, а прана — слепой конь. Не будь ума, праной некому было бы управлять. Не будь праны, ум не смог бы двигаться. Они действуют как единое целое. Представляемое тигле может быть символом сознания или одного из качеств сознания, или того и другого. Например, тигле в сердце может символизировать сострадание; тигле, поднимающееся по центральному каналу, может быть символом недвойственного ригпа; тигле, вылетающее из темени, может представлять человека, который, умирая, покидает тело; и т. д. Если взять другой пример, то в йоге сновидений в сердце представляют пять тигле, символизирующих пять богинь чистых сущностей элементов — чистых светов. В данной практике мы представляем только световые шары, символизирующие качества, нераздельные с ригпа.
ДОСПЕХИ: СЛОГИ В тибетских практиках обычно представляют слоги. В отличие от чистого света тигле, слоги обладают формой и символизируют более определенные качества. Внутри тигле часто представляют слоги, будд, божеств, богинь. По смыслу и назначению все они похожи. В Тантре каждое божество связано со «слогом-источиком», из которого оно проявляется и в котором растворяется. Например, слог «А» может быть символом Кунтусангпо, будды-дхар-макаи. «ОМ» и «ХУМ» могут быть символом будды-сам-бхогакаи, например Шенла Одкара. «ХУМ» может служить символом будды-нирманакаи, например Тонна Шен-раба или Йеше Валмо. Это будды, которым свойственны конкретные качества и которые проявляются с конкретными целями. Все это может представлять слог. Под словом «представлять» я имею в виду, что слог обладает теми же самыми энергетическими качествами, что и божество.
Слог — это доспехи всадника (то есть ума). Ум сосредоточивается на том или ином слоге, чтобы пробудить то или иное качество, поместить это качество в ощущаемое переживание. Переживание уже присутствует в уме как потенциальная возможность, а символ извлекает его оттуда и не дает уму отклониться. Когда представляемый слог устойчиво присутствует и качество, которое он символизирует, становится живым переживанием, этот слог насыщается силой и защищает практика от враждебных нематериальных существ, которые могут встретиться на тонких, энергетических уровнях переживания. Эта сила — не физическая; ее остерегаются нематериальные существа. Вредоносные силы смогут воздействовать на нас только тогда, когда найдут слабость или уязвимое место, через которое смогут нанести нам вред. Приведенный в действие слог или другой символ вносит в переживание силу представляемого им качества, вытесняя ею слабость и уязвимость. С точки зрения западной психологии, можно было бы сказать, что благодаря полному сосредоточению на слоге и качестве, которое он представляет, человек защищен от своих же неблаготворных состояний — депрессии, возбужденности и т. д. Какое бы объяснение ни получал этот механизм, слог действует как доспехи в войне вредящих эмоций, в битве, которую возглавляют силы неведения. В такой битве человек без доспехов становится не жертвой, а самой битвой. Именно так терпят поражение в войне сансары — становясь войной.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТАНТРЫ
ЧАКРЫ Слово чакра (тиб. корло: khor lo) означает «колесо». Вероятно, чакра — аспект энергетической «анатомии», который больше всего известен на Западе, где это слово часто используют метафорически для описания психологического или духовного развития. Однако чакры — не только метафоры: это реальные энергетические центры тела. Чакра — это просто такое место в теле, где пересекаются каналы. Поскольку есть тысячи каналов, существует огромное множество чакр. Но в духовной и йогической практике имеют дело только с главными чакрами, с теми местами, где сходится много каналов или пересекаются главные из них. Если представить множество пересекающихся каналов — каналов, расходящихся из точки пересечения, — легко понять, почему чакры изображают в виде колес со спицами или похожих на колеса фигур из лепестков лотоса. При выполнении многих тантрийских практик требуется сосредоточить внимание на конкретных чакрах. Ведь прана и ум всегда движутся вместе, и, направляя внимание, мы направляем прану. Движение праны невозможно отделить от переживания. Поскольку чакры, особенно шесть главных чакр, — это центры телесной праны, они воздействуют на качество переживания. Каждая из этих чакр связана с качествами восприятия одного из шести миров бытия. Если использовать современную аналогию, то главные чакры похожи на накопители на жестком диске компьютера, по одному на каждую из основных областей восприятия. На каждом накопителе есть множество файлов. Пока чакра действует — а она постоянно в какой-то степени действует, как бы она ни была «закрыта», — один из файлов всегда открыт. Содержанием этого файла и формируется восприятие. Например, во сне, если мы не сохраняем осознанности, ум и прана движутся кармической привычкой перемещаться к одной из чакр, а это подразумевает, что внимание поглощается теми или иными энергетическими точками тела. Если это происходит, то возникают особые виды типичного переживания, определяющие характер сновидения. Когда центр внимания ума перемещается в другую чакру, сновидение изменяется. Обычно это происходит без нашего сознательного вмешательства, если только мы не обладаем способностью управлять сновидениями.
В йогических практиках каналов и праны мы открываем каналы, чтобы прана могла течь беспрепятственно. Мы открываем чакры и вызываем благотворные переживания, связанные с этой чакрой. Если продолжить компьютерное сравнение, то мы очищаем экран и вызываем файл, в котором содержатся благотворные, способствующие качества, которые нужны нам для практики. Тигле — это психический аспект, сознание, которое собирается здесь и принимает на себя качество, пробужденное в этой чакре, — как хрустальный шар принимает цвет ткани, на которой он лежит. Слог представляет собой и «пароль», вызывающий качество, и броню, которая его защищает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|